Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Мастер-класс

Тарас Демура
Генеральный директор «TUI Россия»
«Прошедший год стал ключевым для российского туризма»

- Прошедший 2020-ый стал самым тяжелым годом для туризма во всем мире за последние десятилетия. Как вы оцениваете его итоги для своей компании и отрасли в целом?

- Конечно, год был катастрофичен для туристической индустрии – и мировой, и российской. Падение объемов крупных туроператоров, которые работают и на зарубежном, и на внутреннем рынке по итогам года составило порядка 70%-80%. А если мы говорим о компаниях, которые работают исключительно на внутреннем рынке, то, снижение по году будет не столь значительным, за счет того, что в августе и сентябре был хороший спрос и продажи показывали кратный рост.

 

Ситуация на глобальном туристическом рынке примерно такая же, то есть в некоторых странах падение 95%, в некоторых 80%, но в целом можно ее охарактеризовать как катастрофическую для индустрии. Для России она была смягчена мерами поддержки со стороны государства и тем, что в июле открылись внутренние курорты, а с августа стали открываться и зарубежные направления. Одной из первых – Турция, и это позволило спасти сезон. Но глобально это картину не меняет.

- Почему мы не видим банкротств туроператоров при таком низком спросе на их услуги?

- Компании с начала пандемии находились в полузамороженном состоянии. Был принят закон, по которому до конца 2021 года они получили отсрочку по возврату денег, поступивших от клиентов до начала локдауна. То, что туроператоры не должны были возвращать клиентам все деньги в моменте, уберегло большинство от банкротства. Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, как пойдут продажи предстоящего лета. Если будет хороший спрос, компании смогут выправить ситуацию, все будет нормально. А если спроса не будет, оборотные средства закончатся и не исключено, что мы увидим банкротства.

 

Государство правильно сделало, что вмешалось в эту ситуацию, ведь если бы компании вынуждены были сразу вернуть клиентам деньги, тут бы все и посыпались. А отсрочка до 31 декабря 2021 года позволяет туроператорам перепланировать свои финансовые потоки, перекредитоваться и при этом выполнять обязательства перед клиентами.

- Как вы оцениваете меры поддержки, предоставленные правительством туристическим компаниям? Интересно сравнить их с европейскими.

- Мы позитивно смотрим на принимаемые Ростуризмом меры поддержки, на уровень контактов, который у бизнеса сейчас есть с органами власти, количество рабочих групп. Это правильный медиатор между рынком и другими министерствами. Мы никогда не были склонны сильно хвалить государство, но тут есть за что: они, во-первых, нам помогают, во-вторых, прислушиваются к мнению отраслевых экспертов и, конечно, для бизнеса это ценно.

 

Туроператоры получили отсрочку по оплате взносов в фонд персональной ответственности, кроме того, размер взноса составит 0,25% от оборота прошлого года, а не 1%. Также туроператоры заплатили в резервный фонд символическую сумму – 1 рубль. Государство компенсировало убытки по вывозным рейсам, когда мы вынужденно прекращали полетные программы и возвращали на родину туристов. Мы также рассчитываем получить субсидии за чартеры по России. Кроме того, Ростуризм инициировал акцию кэшбэк за покупку туров по России, которая поддержала спрос на крыльях сезона. Меры хорошие, мы даже не ожидали такой оперативной поддержки от государства. Это глобально проблему убыточности текущего периода не решает, но помогло компаниям держаться на плаву.

 

В Европе поддержка туроператоров со стороны государства выражается в виде компенсации расходов на оплату труда. Поэтому там нет массовых сокращений персонала, но и как такового бизнеса тоже нет – идут бронирования на будущее лето, но они ниже, чем было годом ранее, а текущая деятельность заморожена в связи с ограничениями.

- Принес ли год что-то хорошее?

- Да, для многих российских курортов и отелей этот год стал определяющим. С августа по октябрь у них была 100%-ная загрузка. Они получили возможность предложить свои продукты и сервисы для новой клиентской аудитории. Часть их тех 8-9 млн россиян, которые традиционно отдыхали за рубежом, а в этом году остались в России. У объектов размещения, у принимающих компаний была возможность протестировать свои продукты, сервисы на новой аудитории. Некоторые этим воспользовались разумно, пытаясь получить обратную связь и инвестировать в улучшение продукта, другие же, с моей точки зрения, поступили недальновидно: увидев спрос, подняли в три раза цены, не поменяв ничего в качестве и инфраструктуре.

 

Но глобально для российского туризма случился некий трамплин, во-первых, принимаются меры, которые в долгосрочной перспективе выведут отрасль на качественно новый уровень, а во-вторых, туристы смогли почувствовать вкус к путешествиям по России, что, в том числе, обеспечило очень хороший спрос.

Вот это, пожалуй, положительное: что для российского туризма был бум, и надеюсь, что объекты размещения сделают выводы и в будущие годы, когда откроются границы, смогут удержать часть аудитории и сделать так, чтобы туристы с удовольствием отдыхали внутри страны.

- Вы считаете, что после открытия границ повышенный интерес к внутреннему туризму сохранится?

- Туристы, которые предпочитают отдыхать за рубежом, поедут за границу, при этом среди них есть те, кто также продолжит путешествовать и по России, тем более, что, люди обычно совершают по несколько туристических поездок за год. При этом, будет происходить перераспределение турпотока между регионами. Если до этого основной поток был сфокусирован на черноморских курортах, то благодаря приходу на внутренние направления крупных туроператоров, создавших качественно новый, востребованный турпродукт, прямым чартерам, кэшбэку многие открыли для себя Байкал, Карелию, Алтай, Калининград, Кавминводы, Дальний Восток, чего раньше не было. И мы знаем, что многим туристам это понравилось, и они планируют продолжать путешествовать по России, открывать для себя новые регионы.

 

Поэтому я считаю, что этот год точно был ключевым и значимым для российского туризма. Тренд однозначно задан и, если сейчас благодаря нацпроекту по туризму, который сейчас разрабатывается, будут продолжены преобразования, вложения в инфраструктуру, сервис – мы получим хорошие шансы перетянуть часть потока на внутренний туризм.

- Согласны ли вы с очень популярным сейчас среди экспертов утверждением, что «туризм никогда не будет прежним»?

- Скорее не согласен, чем согласен. Я думаю, что все вернется и люди снова будут путешествовать. Возможно, произойдут изменения в деловом туризме, будет меньше командировок и больше встреч в онлайн-формате. Однозначно, полностью мы не вернемся к той ситуации, которая была раньше: zoom, TEAMS, skype, продолжат занимать весомое место в нашей коммуникации.

Что касается отдыха, познавательного туризма, медицинского, я думаю, все-таки на 90-95% он вернется к тем объемам, что были до пандемии.

 

Благодарим «Интерфакс -Туризм» за предоставленный  материал.


Предыдущие мастер-классы:
Дмитрий Арутюнов
Генеральный директор компании "АРТ-Тур"
Анастасия Северова
Генеральный директор компании JTC Moscow
Людмила Сивова
Руководитель отдела Workshop Медиахолдинга «Турбизнес»
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72