Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Мастер-класс

Юлия Шилкина
Генеральный директор компании WELL
Туризм для людей с ограниченными возможностями - проблемы и перспективы
Насколько остро в России стоит проблема туризма для людей с ограниченными возможностями? Много ли компаний занимаются такими путешествиями?
В России по статистическим данным более 15 млн. людей с различной степенью инвалидности. До 70% из них хотели бы  путешествовать, как по России, так и в другие страны. 30% инвалидов имеют достаточный доход для этого. Однако всего 3% инвалидов может позволить себе путешествовать самостоятельно, порядка 7%  путешествуют с помощью родственников.  Остальные, желающие  путешествовать, не могут воспользоваться этой услугой. Почему? По причине недоступности среды  и, самое главное, потому, что туроператоры и туристические агентства не могут предложить туристический продукт  из-за его отсутствия для  этой категории граждан.
Как складывается ситуация в Европе?
По оценкам специалистов в Европе 70% общего числа людей с ограниченными возможностями путешествуют, при этом большая часть таких людей путешествуют не в одиночку, а с сопровождающими. 
Спрос на «доступный туризм» (accessible tourism – термин, который чаще всего применяется в отношении туризма для людей с ограниченными возможностями) постоянно растет, и мировой опыт показывает, что туристы с ограниченной мобильностью занимают важный сегмент туристического рынка. В связи с растущим спросом происходит обновление туристических продуктов и сервиса. Таким образом, в мировой туристической отрасли формируется новая целевая группа – туристы с ограниченными возможностями.
Почему, на Ваш взгляд, ситуация в России кардинально отличается?
К сожалению, в России нет соответствующей законодательной базы, комплексной программы социального туризма на федеральном уровне, нет отсутствие комплексного подхода к решению данной проблемы. Попытки свести доступный туризм к простому набору экскурсионных туров или стихийный выездов инвалидов по принципу «спасение утопающих…». Влияет и недоступность всей медико-социально-культурной среды, неприспособленность транспорта, неготовность сотрудников культурно-просветительских и туристических учреждений к работе с инвалидами, ограниченность информации о продукте, странах, регионах и об их возможностях по приему людей с ограничениями по здоровью. Впрочем, влияет и отсутствие желания у большинства туристических фирм заниматься проблемами социального туризма по причине его большей затратности, большей ответственности и требования к нестандартным подходам и решениям.
Тем не менее, есть предпосылки для развития этого вида туризма?
Безусловно. Сейчас политика многих государств, направлена на создание новых условий жизни инвалидов, на изменение отношения общества в целом к проблеме инвалидности. Кроме того, следует понимать, что это огромный, практически не освоенный рынок четко сегментированного потребителя туристических услуг (в России – уже более 15 млн. человек). Важно и желание самих инвалидов «вырваться» из личностной и социальной изоляции, увидеть мир, преодолеть собственные страхи и неуверенность (это желание столь велико, что инвалиды готовы сами, несмотря на порой крайне затруднительное финансовое положение, оплачивать свои поездки и экскурсии).
Какие потребности и проблемы возникают во время путешествия?
«Не всегда возникновение потребности означает препятствие», что в отношении большинства случаев с туристами со специальными потребностями означает предоставление услуг и объектов, наилучшим образом отвечающих их потребностям. Учитывая, что 84% туристов со специальными потребностями заявляют только об одной потребности, 10% - имеют хотя бы две и, менее 5% из них – как минимум три, подробный анализ потребностей, о которых заявляют туристы со специальными потребностями, даёт приведенную ниже классификацию заявленных потребностей:
• самой частой потребностью является специальное питание, о ней заявило 43% от туристов со специальными потребностями;
• потребность в не вызывающей аллергию/ гипоаллергенной обстановке высказали 37% от туристов со специальными потребностями;
• потребность посещения врачом и медицинского ухода высказали 29% от туристов со специальными потребностями;
• количество  туристов со специальными потребностями, которые заявили о потребности в помощи в передвижении, составило 8% от туристов со специальными потребностями;
• особые потребности, связанные с ограничениями возможностей органов чувств выразили 3% от туристов со специальными потребностями
- Какие требования существуют для организации туров для людей с ограниченными возможностями (к отелям, транспорту, инфраструктуре и т.д.)?
Требования (у нас это пока «пожелания») по доступности  для незрячих и слабовидящих  путешественников:
1. Перед входом в здание рекомендуется укладка тактильных полос:
- направляющих (с продольными рифами, шириной 0,4 м. Длина направляющей тактильной полосы зависит от длины пути движения инвалидов);
        - предупреждающих (с полусферическими рифами; шириной 0,8 м. , размещается не менее чем за 0,8 м до начала входа).
2.     Первая и последняя ступени крыльца должны быть обозначены контрастной полосой (желательно ярко желтого цвета).
3.     Крыльцо входа при его высоте 0,45 м. и выше над уровнем земли должно быть оборудовано ограждениями и поручнями и иметь два уровня по высоте 0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующими окончаниями, как правило, связывающими верхний и нижний поручень. Окончания поручней должны иметь горизонтальную составляющую не менее 0,3 м.
4. Входные двери должны быть шириной не менее 900 мм в свету. Перед входной дверью должна быть установлена предупреждающая тактильная полоса.
5. Пороги у входных дверей, а также других дверей на пути следования должны быть высотой не более 0,025 м. При невозможности обеспечения такой высоты устанавливаются мини-пандусы шириной 0,9 м. с уклоном в пропорции высоты к длине 1: 12.
6.     Лестничный марш от тамбура подъезда до лифтового холла должен быть оборудован двухуровневыми перилами с нетравмирующими окончаниями по высоте 0,7 и 0,9 м., которые крепятся либо к стене, либо к ступеням лестничного марша. Первая и последняя ступени лестничного марша   - обозначены контрастной полосой.
7.    После окончания лестничного марша до входа в лифт рекомендуется устанавливать направляющую тактильную полосу, а перед входом в лифт – предупреждающую полосу. В лифте – дублирующая звуковая информация.
8.     Специальные рельефные копии  экскурсионных объектов
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ТУРОВ  ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ:
1. Ширина всех дверей  должна быть не менее 80 см (особенно обращаем внимание на  туалетные комнаты).
2. Унитаз расположен на высоте не менее 50 см.(если нет возможности, необходимо наличие санитарных кресел-колясок); возле унитаза - откидные поручни.
3. Лучший вариант ванной комнаты - душ, он должен быть гибким и установлен на определенной высоте. Также в душе (ванной комнате) хорошо бы иметь специальное сиденье.
4. Высота кровати - не ниже 45 см и не выше 80 см. Удобный вариант 50 см.
5. Пороги в комнатах должны отсутствовать.
6. При пляжном отдыхе необходим твердый  спуск в море и дорожка оборудована поручнями. Для удобства захода (заезда) в море инвалида-колясочника необходимы специальные пляжные коляски.
7. Для удобства путешествующих  рекомендуем:
- для  проведения экскурсий и обеспечения трансфера необходим автобус/ микроавтобус с подъемником;
- наличие  след. информации  :   возможность транспортировки человека на коляске внутри автобуса, сколько человек могут ехать таким образом в автобусе; есть ли автобусы, в которых  убираются кресла;
- наличие на прокат таких товаров, как  электрические коляски, телескопические пандусы;
- наличие волонтеров (спец.персонала) при отелях и/или программа поддержки инвалидов, путешествующих с волонтерами.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ТУРОВ  ДЛЯ ГЛУХИХ  И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПУТЕШЕСТЕННИКОВ.
1. Дублирование всей информации в виде текстовой и знаковой информации.
2. Для безопасности и удобства отдыхающих рекомендована видеотелефонная диспетчерская служба, наличие сотовой связи в номере для этой группы граждан (общение – через СМС сообщения).
3. Услуги специалиста ...
В каких странах путешествия людей с ограниченными возможностями будет наиболее комфортным?
В Европейских странах (Испании, Бельгии, Чехии, Франции и Великобритании), в США.
Есть ли новые российские программы, которые раньше были недоступны из-за не развитой инфраструктуры?
В основном музеи … стали с большей готовностью принимать наши группы, специально что-то делают (кладут полозья для колясок, открывают «запасные входы/двери, чтобы удобно заехаезжать было,  назначают специально время для экскурсий (иногда открываются для нас в выходные), дают чуткого экскурсовода и т.д.
Это очень приятно и нам, и нашим экскурсантам…

Предыдущие мастер-классы:
Денис Демский
Коммерческий аккаунт-менеджер Amadeus Merchant Platform в России, Армении, Беларуси
Эльмира Абдурашитова
Директор по маркетингу компании "Хотелбук-Сервис"
Артур Мурадян
Генеральный директор компании Space Travel
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2016 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72