![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
![]() Юлия Шилкина
Генеральный директор компании WELL
Туризм для людей с ограниченными возможностями - проблемы и перспективы
Насколько остро в России стоит проблема туризма для людей с ограниченными возможностями? Много ли компаний занимаются такими путешествиями? В России по статистическим данным более 15 млн. людей с различной степенью инвалидности. До 70% из них хотели бы путешествовать, как по России, так и в другие страны. 30% инвалидов имеют достаточный доход для этого. Однако всего 3% инвалидов может позволить себе путешествовать самостоятельно, порядка 7% путешествуют с помощью родственников. Остальные, желающие путешествовать, не могут воспользоваться этой услугой. Почему? По причине недоступности среды и, самое главное, потому, что туроператоры и туристические агентства не могут предложить туристический продукт из-за его отсутствия для этой категории граждан. Как складывается ситуация в Европе? По оценкам специалистов в Европе 70% общего числа людей с ограниченными возможностями путешествуют, при этом большая часть таких людей путешествуют не в одиночку, а с сопровождающими. Спрос на «доступный туризм» (accessible tourism – термин, который чаще всего применяется в отношении туризма для людей с ограниченными возможностями) постоянно растет, и мировой опыт показывает, что туристы с ограниченной мобильностью занимают важный сегмент туристического рынка. В связи с растущим спросом происходит обновление туристических продуктов и сервиса. Таким образом, в мировой туристической отрасли формируется новая целевая группа – туристы с ограниченными возможностями. Почему, на Ваш взгляд, ситуация в России кардинально отличается? К сожалению, в России нет соответствующей законодательной базы, комплексной программы социального туризма на федеральном уровне, нет отсутствие комплексного подхода к решению данной проблемы. Попытки свести доступный туризм к простому набору экскурсионных туров или стихийный выездов инвалидов по принципу «спасение утопающих…». Влияет и недоступность всей медико-социально-культурной среды, неприспособленность транспорта, неготовность сотрудников культурно-просветительских и туристических учреждений к работе с инвалидами, ограниченность информации о продукте, странах, регионах и об их возможностях по приему людей с ограничениями по здоровью. Впрочем, влияет и отсутствие желания у большинства туристических фирм заниматься проблемами социального туризма по причине его большей затратности, большей ответственности и требования к нестандартным подходам и решениям. Тем не менее, есть предпосылки для развития этого вида туризма? Безусловно. Сейчас политика многих государств, направлена на создание новых условий жизни инвалидов, на изменение отношения общества в целом к проблеме инвалидности. Кроме того, следует понимать, что это огромный, практически не освоенный рынок четко сегментированного потребителя туристических услуг (в России – уже более 15 млн. человек). Важно и желание самих инвалидов «вырваться» из личностной и социальной изоляции, увидеть мир, преодолеть собственные страхи и неуверенность (это желание столь велико, что инвалиды готовы сами, несмотря на порой крайне затруднительное финансовое положение, оплачивать свои поездки и экскурсии). Какие потребности и проблемы возникают во время путешествия? «Не всегда возникновение потребности означает препятствие», что в отношении большинства случаев с туристами со специальными потребностями означает предоставление услуг и объектов, наилучшим образом отвечающих их потребностям. Учитывая, что 84% туристов со специальными потребностями заявляют только об одной потребности, 10% - имеют хотя бы две и, менее 5% из них – как минимум три, подробный анализ потребностей, о которых заявляют туристы со специальными потребностями, даёт приведенную ниже классификацию заявленных потребностей:
• самой частой потребностью является специальное питание, о ней заявило 43% от туристов со специальными потребностями; • потребность в не вызывающей аллергию/ гипоаллергенной обстановке высказали 37% от туристов со специальными потребностями; • потребность посещения врачом и медицинского ухода высказали 29% от туристов со специальными потребностями; • количество туристов со специальными потребностями, которые заявили о потребности в помощи в передвижении, составило 8% от туристов со специальными потребностями; • особые потребности, связанные с ограничениями возможностей органов чувств выразили 3% от туристов со специальными потребностями - Какие требования существуют для организации туров для людей с ограниченными возможностями (к отелям, транспорту, инфраструктуре и т.д.)? Требования (у нас это пока «пожелания») по доступности для незрячих и слабовидящих путешественников: 1. Перед входом в здание рекомендуется укладка тактильных полос: - направляющих (с продольными рифами, шириной 0,4 м. Длина направляющей тактильной полосы зависит от длины пути движения инвалидов); - предупреждающих (с полусферическими рифами; шириной 0,8 м. , размещается не менее чем за 0,8 м до начала входа). 2. Первая и последняя ступени крыльца должны быть обозначены контрастной полосой (желательно ярко желтого цвета). 3. Крыльцо входа при его высоте 0,45 м. и выше над уровнем земли должно быть оборудовано ограждениями и поручнями и иметь два уровня по высоте 0,7 м. и 0,9 м. с нетравмирующими окончаниями, как правило, связывающими верхний и нижний поручень. Окончания поручней должны иметь горизонтальную составляющую не менее 0,3 м. 4. Входные двери должны быть шириной не менее 900 мм в свету. Перед входной дверью должна быть установлена предупреждающая тактильная полоса. 5. Пороги у входных дверей, а также других дверей на пути следования должны быть высотой не более 0,025 м. При невозможности обеспечения такой высоты устанавливаются мини-пандусы шириной 0,9 м. с уклоном в пропорции высоты к длине 1: 12. 6. Лестничный марш от тамбура подъезда до лифтового холла должен быть оборудован двухуровневыми перилами с нетравмирующими окончаниями по высоте 0,7 и 0,9 м., которые крепятся либо к стене, либо к ступеням лестничного марша. Первая и последняя ступени лестничного марша - обозначены контрастной полосой. 7. После окончания лестничного марша до входа в лифт рекомендуется устанавливать направляющую тактильную полосу, а перед входом в лифт – предупреждающую полосу. В лифте – дублирующая звуковая информация. 8. Специальные рельефные копии экскурсионных объектов ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ:
1. Ширина всех дверей должна быть не менее 80 см (особенно обращаем внимание на туалетные комнаты). 2. Унитаз расположен на высоте не менее 50 см.(если нет возможности, необходимо наличие санитарных кресел-колясок); возле унитаза - откидные поручни. 3. Лучший вариант ванной комнаты - душ, он должен быть гибким и установлен на определенной высоте. Также в душе (ванной комнате) хорошо бы иметь специальное сиденье. 4. Высота кровати - не ниже 45 см и не выше 80 см. Удобный вариант 50 см. 5. Пороги в комнатах должны отсутствовать. 6. При пляжном отдыхе необходим твердый спуск в море и дорожка оборудована поручнями. Для удобства захода (заезда) в море инвалида-колясочника необходимы специальные пляжные коляски. 7. Для удобства путешествующих рекомендуем: - для проведения экскурсий и обеспечения трансфера необходим автобус/ микроавтобус с подъемником; - наличие след. информации : возможность транспортировки человека на коляске внутри автобуса, сколько человек могут ехать таким образом в автобусе; есть ли автобусы, в которых убираются кресла; - наличие на прокат таких товаров, как электрические коляски, телескопические пандусы; - наличие волонтеров (спец.персонала) при отелях и/или программа поддержки инвалидов, путешествующих с волонтерами. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТУРОВ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПУТЕШЕСТЕННИКОВ.
1. Дублирование всей информации в виде текстовой и знаковой информации. 2. Для безопасности и удобства отдыхающих рекомендована видеотелефонная диспетчерская служба, наличие сотовой связи в номере для этой группы граждан (общение – через СМС сообщения). 3. Услуги специалиста ... В каких странах путешествия людей с ограниченными возможностями будет наиболее комфортным? В Европейских странах (Испании, Бельгии, Чехии, Франции и Великобритании), в США. Есть ли новые российские программы, которые раньше были недоступны из-за не развитой инфраструктуры? В основном музеи … стали с большей готовностью принимать наши группы, специально что-то делают (кладут полозья для колясок, открывают «запасные входы/двери, чтобы удобно заехаезжать было, назначают специально время для экскурсий (иногда открываются для нас в выходные), дают чуткого экскурсовода и т.д. Это очень приятно и нам, и нашим экскурсантам… ![]() |
Предыдущие мастер-классы:
![]() Дмитрий Арутюнов
Генеральный директор туроператора "АРТ-Тур"
Cергей Сердечников
Генеральный директор подмосковного отеля «Свежий ветер»
![]() Стефан Роэмер
Генеральный директор DTH Travel
|
© 1998 — 2025 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|