Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

В теории и на практике

Почему дипломы туристических вузов так мало «весят»?
На сегодняшний день в России ведут преподавательскую деятельность свыше 250 вузов туристско-гостиничного профиля, в том числе свыше ста – в столице. Казалось бы, более чем достаточно. Однако темпы роста рынка труда в сфере туризма за последние десять лет резко выросли, и сегодня  спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. Но не потому, что  выпускников профильных образовательных учреждений не хватает количественно: проблема в уровне их подготовки, завышенных критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.

Эпоха завышенных ожиданий
От администрации гостиниц, руководителей туристических фирм поступает  немало нареканий по поводу слабого уровня подготовки  основной массы выпускников вузов и колледжей, специализирующихся в этой области. Многие из них выбрали профессию, полагая, что это самый быстрый и дешевый способ беззаботных путешествий по всему миру. Плохо владея  иностранными языками, базовыми компьютерными навыками, не говоря уже  о специализированных программах туристического направления, имея самое смутное представление о практической стороне будущей работы, такие  новоиспеченные специалисты, как правило, рассчитывают сразу же получить довольно  высокую зарплату,  полагая, что после пяти-шести лет учебы в престижном вузе  они ее «заслужили».
В результате претенденты на работу в турфирмах (причем не на должности курьеров и секретарей, а как минимум - менеджеров)  рассуждают таким образом: "Платите мне хорошие деньги, и за это я готов учиться у вас всему, что требуется, ведь вы во мне кровно заинтересованы". Но вот у руководителей турфирм взгляд на проблему совсем иной: «А что вы, мои хорошие, в институте делали, что ничегошеньки не знаете, и я теперь должен за свои же деньги, отложив все текущие дела – а это прямые убытки, – заниматься вашим профессиональным обучением?»
Жизнь, конечно, выравнивает и непомерно завышенные требования выпускников, и слишком радужные ожидания работодателей в отношении вчерашних студентов.
- Я всегда мечтала работать в туристическом бизнесе, поэтому поступила на соответствующий факультет одного из крупных вузов, - рассказывает 23-летняя москвичка Вера Никольская. – Учиться мне нравилось, и хотя круглой отличницей я никогда не была, но и троек почти не получала. После университета устроилась на работу в турфирму. Вот тут-то и начались проблемы. Оказалось, что лекции, которые нам читали в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбиралось отраслевое законодательство. Очень важные нюансы, без которых (это я уже потом узнала) работа менеджера по туризму невозможна, не рассматривались вовсе. На первом рабочем месте я чувствовала себя как слепой котенок, которому только-только предстоит всему научиться. И если бы не помощь опытных коллег, то, наверное, я бы не справилась.
- Может быть, все сложилось бы иначе, если бы я могла работать несколько дней в неделю уже во время учебы, - продолжает Вера. – Но на нашем факультете студенты такого позволить себе не могли: если пропустишь занятие – отрабатывай, не наберешь нужное количество посещений – не допустят к экзаменам. В итоге получаем сколько угодно теории – и ни слова о практике.
Подавляющее большинство работодателей, просматривая резюме, прежде всего интересуются графой «опыт». Если же эта строчка девственно чиста, то и шансов у человека, отославшего резюме, понятно, будет меньше, чем у более опытного соискателя. И в последнюю очередь претендента спросят о его институтских оценках. Именно поэтому на некоторых факультетах понятия «работа» и «студент» не являются взаимоисключающими. С каждым учебным годом лекций здесь становится все меньше, в расписании появляются свободные дни, специально отведенные под так называемые «практические занятия», а преподаватели адекватно реагируют на пропуски занятий, если они обоснованы рабочей необходимостью.

Навыки и мотивация
Однако даже если в вузе сложилась более-менее благоприятная атмосфера для «подработок по специальности», многое зависит от мотивации и настроений самих студентов. А ведь многие из них, чего уж греха таить, полны иждивенческих настроений. В большинстве профильных колледжей и вузов обучение платное, и затрачивать большие дополнительные усилия «за свои же деньги» многие откровенно не желают. В результате те выпускники,  кто еще во время учебы успели поработать курьерами и секретарями, официантами и горничными, «отпахать» на выставочных стендах, имеют, конечно же, гораздо больше шансов и различных вариантов  трудоустройства по сравнению с другими соискателями мест.
- Беда еще и в том, что в отраслевых учебных учреждениях нет ни квалифицированно проработанных и официально утвержденных единых стандартов обучения, ни четких методических рекомендаций, - отмечает Анна Густова, директор турагентства «Диана Грин». -  Те стандарты и методики, которые применялись в советское время, годятся разве что для подготовки экскурсоводов и гидов-сопровождающих. Они совершенно неприменимы к сфере подготовки менеджеров по туризму, гостиничных администраторов и т. д.  Поэтому вузы составляют программы по принципу «кто как умеет». Нередко в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки.
Не нам, конечно, указывать, что именно и как преподавать в вузах. Но мне, например, хотелось бы, чтобы выпускник, претендующий на рабочую вакансию, имел, прежде всего, хороший навык английского, а еще лучше – двух иностранных языков. Неплохо бы знал географию и обладал приличным багажом знаний страноведческого характера, ведь иные выпускники Красное море начинают искать у берегов Бразилии.  Умел бы пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами. Владел хотя бы первичными  навыками  техники продаж турпродуктов (многие туроператорские компании сейчас проводят профильные тренинги подобного рода, причем зачастую совершенно бесплатно). Совсем  хорошо, если соискатель вакансии разбирается в технологиях бронирования турпродукта. Очень важно иметь  хотя бы основы юридических знаний,  ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации. 
Большое значение имеют в нашей профессии такие личные качества, как высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже, если хотите, известного рода артистизм.
Ответственные, скажем так, студенты довольно отчетливо понимают, что именно им недодают и как можно попытаться самостоятельно закрыть эти «белые пятна».
Марине Зубовой, студентке первого курса Института гостиничного бизнеса и туризма (ИГБиТ) при Российском университете Дружбы народов, старосте 12-й группы, всего пятнадцать лет. Школу она закончила экстерном и теперь имеет все шансы уже в 19 лет стать дипломированным специалистом.
- Я понимаю, что главное в нашей профессии – отличное знание одного-двух иностранных языков. Поэтому по две пары английского два раза в неделю мне кажутся недостаточными. Вот втянусь в учебный процесс поосновательнее и запишусь на дополнительные вечерние курсы английского.
Хотела бы каждое лето проходить практику в хорошей турагентской фирме. Вот только  в высокий сезон там не до нас: все занимаются исключительно продажей,  им не до натаскивания новичков. Поэтому на практику, скорее всего, пойду в сферу ресторанно-гостиничного бизнеса.
Марина, кстати сказать, затронула действительно «болевую точку»: летняя практика и выпуск студентов приходятся на самое неблагоприятное для трудоустройства  время – высокий сезон. Учебные учреждения столь специфической отрасли, претерпевшей с советских времен разительные перемены, вполне могут перейти, скажем, на выпуск студентов весной. 

Обучение обучающих
Одна из основных причин низкого уровня подготовки кадров в туризме  – недостаточная квалификация преподавателей отраслевых вузов,  примат теории над практикой, вызванный нехваткой у педагогов собственного  профессионального опыта работы именно в сфере турбизнеса.
- Некоторые из них имеют самое отдаленное, очень смутное представление о практической стороне будущей деятельности своих выпускников, плохо разбираются в организационно-структурных и функционально-технологических основах тех самых туристских и гостиничных предприятий, для которых готовят ребят, - считает Вячеслав Шалашов, декан факультета дополнительного образования Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР) при правительстве Москвы. – В результате плодится армия дипломированных, но явно профессионально непригодных специалистов.
Этот факультет, кстати сказать, первым среди вузов отрасли начал заниматься перепрофилированием, переподготовкой и повышением квалификации преподавателей учебных дисциплин, охватывая широкий спектр туристских и гостиничных услуг: их организацию, финансирование, техническое обеспечение, внедрение новых технологий. Сейчас факультет предлагает три базовые формулы обучения: одногодичную программу дневной и заочной подготовки по специальности «социально-культурный сервис и туризм», краткосрочные программы повышения квалификации (от 36 до 72 часов),  а также  различного рода семинары для работников туристических компаний, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и кафе. 
- Обучать  обучающих, пожалуй, труднее всего, - отмечает Вячеслав Шалашов. – Для выполнения такой задачи требуются преподаватели авторитетные, особо высокой квалификации. Приходится учитывать и другие объективные сложности: ведь группы слушателей порой подбираются очень разношерстные, там есть и преподаватели совсем молодые, со стажем работы от одного-двух лет, а есть вроде бы и настоящие «зубры», которые читают свои предметы двадцать-тридцать лет.  Дисциплины, которые они ведут в своих образовательных учреждениях, тоже порой очень разные. И наша задача – четко определить тематику той или иной программы повышения квалификации, выработать для нее целостную методологию и эффективные средства обучения, а главное – максимально приблизить предмет обсуждения к практической деятельности в сфере туризма.
Особое внимание уделяется на факультете подготовке преподавательского состава для региональных учебных заведений туристского профиля. «К нам направляют специалистов на повышение квалификации многие регионы России, - поясняет ректор МАТГР Владимир Павлов. – Так, например, правительство Якутии целевым порядком оплачивает их подготовку, внимательно следит за процессом обучения, занимается социальным обеспечением».

«Большая тройка»
Не так давно редакция журнала “Куда пойти учиться” и образовательный проект "Фортуна" газеты "Московский комсомолец" провели исследование на тему "Рынок труда: самые востребованные вузы и специальности". Всего отобрали двенадцать направлений, в том числе туризм, гостиничное хозяйство и сфера услуг. Оценки выставляли методом опросного анкетирования 36 крупных кадровых агентств  столицы. Основной критерий работы вуза – спрос на его выпускников у конкретных работодателей. 
В результате на туристском направлении выделилась следующая тройка лидеров: негосударственная специализированная Российская международная академия туризма (РМАТ),  Институт туризма и гостеприимства при МГУ сервиса и Институт гостиничного бизнеса и туризма (ИГБиТ) Российского университета Дружбы народов (РУДН).
Интересно, что учредителями РМАТ выступают  Центральный совет по туризму и отдыху – прямой преемник в свое время крупнейшей в мире туристической организации Центрального союза по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а также правительство Московской области.  Очевидно, что, несмотря на массированное наступление  образовательных учреждений новой коммерческой волны, работодатели по-прежнему больше доверяют учебным заведениям «с биографией».

Сергей СНЕГОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72