Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

Маршруты Будрайтиса

У Юозаса Будрайтиса в Москве есть любимый маршрут. В субботу, в свой выходной день, когда в центре не так многолюдно, он любит пройтись от Поварской, к самому красивому, по мнению москвичей, Тверскому бульвару. Идет не спеша по старомосковским улочкам с сохранившимися дворянскими усадьбами, особняками, с Тверского переходит к доронинскому МХАТу, заворачивает в Малый Гнездниковский переулок, заходит в книжный магазин, что под аркой трехэтажного дома, и отдается чтению и выбору книг по философии, истории, культуре, искусству, иногда находит очень интересные издания и покупает их. Он часто ходит этим маршрутом, его тянет к книгам, потому что это потребность его души - без чтения он не мыслит своего бытия, чтение его волнует больше, чем, например, рыбалка.

В хорошую погоду, когда светит солнце и «наплывают разные настроения», актер иногда сидит завороженный на скамеечке у фонтана-ротонды «Наталья и Александр» у Никитских Ворот. В десяти шагах – храм Большого Вознесения, в котором венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, напротив - храм с синими куполами Преподобного Феодора Студита, прихожанином которого числился Александр Суворов. Отсюда, с пересечения Тверского и Никитского бульваров с Большой Никитской улицей, растекаются переулки ушедшего времени и открывается панорама города, сохранившего черты XVIII-XIX столетий. Юозас с интересом всматривается в городской пейзаж, каждый раз находя в нем неповторимые черты, но с еще большим интересом наблюдает за москвичами - как они гуляют, как ездят на машинах, как соблюдают правила общественного поведения, присматривается, кто из прохожих бросает мусор на тротуар, а кто нет.
Он полюбил Патриаршие пруды. Они, по его словам, действуют «успокоительно, одухотворенно». Вокруг водоема символический замкнутый круг, по которому можно ходить бесконечно долго, там «возникает поэтическое настроение, будятся эмоциональные порывы, и нет ничего общего с грохочущей рядом Москвой». Юозасу и его супруге Вите нравятся Спиридоновка и Малая Бронная. На Малой Бронной они с удовольствием заходят во французскую кондитерскую и через витрину всегда с интересом рассматривают этот уголок старой Москвы, всматриваются в лица прохожих.
Просто гулять Юозас не умеет, ему скучно. Он часто берет фотоаппарат и снимает Москву  - ее архитектурные виды, ее городскую повседневность, ее неповторимость. В разных ракурсах, в разных временных отрезках. На память.
Он хорошо помнит, как первый раз оказался в Москве. Это было время, когда молодежь по призыву Коммунистической партии отправлялась осваивать целинные земли. Он, школьник из деревни в Западной Литве, тоже решил поехать на целину и три месяца работал в Кустанайской области. Когда пришла пора ехать обратно, он возвращался домой через Москву. Тогда-то и увидел впервые столицу. Впервые прокатился по эскалатору в метро, ощутил «громадины строений», увидел широкие улицы, где «в несколько рядов идут машины». «Это было для меня открытие большого города земного шара»,- говорит Юозас.
Второй раз он появился в Москве в 60-х - будучи студентом получил предложение сниматься в кино. Потом, окончив юридический факультет Вильнюсского университета, много снимался на «Мосфильме», учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В это время Юозас открыл для себя театральную Москву. Он бывал на всех театральных премьерах. У него завязалась дружба с актерами театра на Таганке Зинаидой Славиной, Борисом Хмельницким, Аллой Демидовой. Он дружил с поэтами, учеными, посещал выставки, музеи. «У меня глубоко в памяти это время, время находок и открытий, - говорит Юозас, – для меня это была целая эпоха». Он получал приглашение работать в Театре-студии киноактера, но отказался, потому что не представлял свою жизнь без Родины, вне любимого Вильнюса.
Юозас Будрайтис десять лет, с 1996 года, на дипломатической службе  – он атташе по культуре посольства Литовской Республики в РФ. На эту важную должность киноартист был выбран неслучайно. Человек широкого кругозора, соприкасавшийся с русской культурой и развивавший ее силой своего таланта, авторитетный среди коллег-артистов и любимый миллионами зрителей, по характеру спокойный, рассудительный, он, как никто, отвечал требованиям «посла по культурным связям». Но скоро ему придется сдать свой пост преемнику, расстаться с делом, которому он отдавался всей душой, оставить друзей, что были рядом.
Его кабинет - в Доме Балтрушайтиса на Поварской улице. Там, в особняке начала ХХ века Юргис Балтрушайтис, «главный литовец русской поэзии», в 1921-1939 годах служил полномочным представителем Литвы в СССР. Друг Бальмонта, Брюсова, Вячеслава Иванова оставил заметный след в культуре Серебряного века, чем так гордится его потомок. Портрет Балтрушайтиса висит над рабочим столом Юозаса.
Дом Балтрушайтиса считается островком литовской культуры в Москве. Здесь проходят литературные вечера, выставки художников и фотомастеров, выступают музыкальные квартеты, джазовые группы, здесь встречаются люди увлеченные, ценящие значимость культурного обмена между странами. В этом доме ежегодно проводятся международные научные конференции. Так, каждую последнюю декаду мая проходит конференция, посвященная Юргису Балтрушайтису и Серебряному веку. В этом году она была посвящена, в частности, альманахам той поры. В ноябре пройдет конференция по истории Великого княжества Литовского, в которой будут участвовать ученые Литвы, России, Украины, Белоруссии, США, Франции, Германии и Италии. Широкий резонанс имела прошедшая в Литовском культурном центре в октябре прошлого года биеннале графики «Завтра – это сегодня Свобода», на которой был представлен проект художников Литвы, Латвии и Эстонии.
Юозас также гордится, что по его инициативе в России стала реализовываться программа «Окно в Литву», предусматривающая организацию выставок, концертов, показа кинофильмов, встреч с общественностью в регионах. «Больше всего, - говорит он, - мы ориентируемся на российские регионы, которые не так европеизированы и еще сохраняют свои национальные особенности, мы побывали во многих местах, и нас всюду хорошо принимали». Окна в Литву открывались в Красноярске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Уфе, Ярославле, Казани, Калуге, Иркутске. В рамках этой программы в октябре прошлого года в Нижнем Новгороде прошли гастроли Театра Оскарса Коршуноваса, одного из самых востребованных мировых театральных режиссеров, летом в Смоленске была представлена выставка фотохудожников Арунаса Бальтенаса, Римонтаса Дихавичюса, знаменитого Антанаса Суткуса и художников Римаса Бичюнаса, которого называют «литовским Шагалом», и Пятриса Ряншиса – автора ярких графических работ. К организации таких программ Юозасу удается привлекать литовских предпринимателей. По его словам, «этот своеобразный тандем дает хорошие результаты». Литовские деловые круги тем самым не только материально помогают литовской культуре, но и укрепляют, причем небезуспешно, деловые связи с российскими партнерами.
Но Юозас и русской культуре конца ХХ - начала ХХI века помогал пробивать окно в Европу. Не без его активного участия в Вильнюсе и других литовских городах успешно проводились музыкальные фестивали, художественные выставки, поэтические вечера, знакомившие общественность с современными направлениями российской культуры и искусства.
Судьба Юозаса сложилась так, что он, как востребованный киноактер, имел возможность в составе киноэкспедиций, делегаций кинематографистов бывать за рубежом. «Железный занавес» для него был приоткрыт давно, соблазнов за границей бывало немало, только он всегда рвался домой, в родную Литву. В свое время он смог увидеть Японию и восхититься ее искусством – в 1975 году на съемках фильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» месяц прожил в Токио. Целый месяц в 1978 году он жил в Париже, когда снимался фильм «Карл Маркс. Молодые годы». Правда, Париж тогда его разочаровал, он показался ему совсем не тем, каким он воспринимал главный город Франции по романам Виктора Гюго, Хемингуэя, дневнику Ван Гога, песням Эдит Пиаф.
Позже Юозас стал часто путешествовать в зарубежные страны как турист. Побывал во Вьетнаме – ему очень понравились южные провинции страны, был в Таиланде, который тоже произвел на него неизгладимое впечатление. В прошлом году ему случилось оказаться в Лондоне. Столица Великобритании, естественно, понравилась. Если бы не один досадный инцидент. Сколько он ни путешествовал за границей, но впервые его обокрали именно в Лондоне. Из кармана вытащили фотоаппарат. Ладно, пропал аппарат – это нестрашно, его можно купить, но как возместить потерю 500 кадров? Это были его впечатления, открытия. Потеря невосполнима. Так приходят разочарования.
Юозас, тем не менее, считает, что есть все-таки одно место на земле, кроме родины, где он хотел бы пожить. Это Тоскана. «Я ее просто обожаю», – признается Юозас. Он прекрасно себя чувствует во Флоренции. Этот старый европейский город ему больше всего по душе. Только Литва лучше и дороже сердцу!
Литву, говорит Юозас, надо увидеть своими глазами – только тогда убедишься, насколько она хороша и красива, какими приятными неожиданностями она полна. Это страна, где сочетаются историческое культурное наследие и современные достижения цивилизации, древние обычаи и повседневная, авангардная творческая жизнь. Впечатляет первозданная красота уникальной природы на побережье Балтийского моря. Прекрасна панорама просторов на Куршской косе, одном из самых красивых и необычных ландшафтов Европы.
«Мне же ближе всего по сердцу родной Вильнюс, – говорит Юозас. – Столица Литвы – лидер по темпам развития среди столиц балтийских стран, она входит в число двадцати самых красивых городов мира. В Вильнюсе нет монотонности, в нем очень удобно жить, он очень красив и летом, и зимой». Вильнюсский Старый город, гордость литовцев, один из самых больших и замечательных старых городов Центральной и Восточной Европы. Своими светлыми дворцами, изящными башнями костелов он напоминает древние итальянские города Флоренцию и Рим. Старый город внесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но в Вильнюсе очень много других архитектурных памятников: средневековой замок Гядиминиса, костел Петра и Павла, считающийся жемчужиной барокко во всей Северо-Восточной Европе, ансамбль Вильнюсского университета с 12 двориками. Неповторимы его старинные улочки.
В Вильнюсе Юозас почти не ездит на автомобиле, всегда старается ходить пешком. Улочки города расходятся зигзагами, и Юозас каждый раз воспринимает вековые строения, что там стоят, по-разному, в зависимости от света и настроения, но в каждом уголке чувствует себя хорошо. Говорит, что в спальные районы Вильнюса очень комфортно проехать на троллейбусе – в троллейбусах низкая посадка, в них никогда не бывает столпотворения. Еще одна привлекательная особенность жизни в столице – здесь очень вежливо относятся к пешеходам: только ты поставил ногу на мостовую, как проходящие машины тут же останавливаются – приоритет отдается пешему человеку.
Юозаса радует, что сейчас все больше российских туристов стало посещать столицу Литвы, другие города и курорты, они открывают для себя Литву новой и неожиданной. В 2009 году вся Литва будет отмечать тысячелетие страны, и Вильнюс первым из городов новых государств ЕС станет Культурной столицей Европы. Здесь и сейчас проводятся различные уличные представления, песенные, музыкальные фестивали, организуются международные конкурсы, спортивные соревнования, привлекающие к себе многочисленных зарубежных гостей. А в последние годы Вильнюс стал знаменит еще и красочной ночной жизнью, предлагает гостям самый широкий спектр развлечений. На разные возрасты и вкусы.
Мила Россия Юозасу? «Мне мила Россия не только Москвой, - говорит он, - но больше – провинцией. Отъедешь от Москвы сто-двести километров – такая красотища, такой простор! И думаю, как люди должны дорожить таким земным богатством!» Задумывается и замечает не без смущения: «Но горько видеть, например, такие картины. Я находился со съемочной группой сериала «Ключи от бездны» в красивом городке Кулебаки под Муромом, что на границе Владимирской и Нижегородской областей. Этот городишко поразил меня своей первозданностью. Там почти все держат коз. Столкнулся с явлением, которое, думал, никогда в жизни не может случиться. Идут люди в магазин, и за каждым – по три козы. Удивляюсь, спрашиваю, почему так. «А крадуть. Крадуть», - отвечают мне. Другая картина, не менее поразительная. Вижу, как утром на пастбище пастух выгоняет скот. Но как это происходит? Пастух сидит в тележке, размахивает кнутом, гонит животных галопом на поле. Вечером повторяется та же картина. Коровы под свист хлыста и рычащий крик скачут, задрав хвосты, тяжелые вымена раскачиваются из стороны в сторону. Жалко животных. Говорю пастуху: «Что ты делаешь! У коров, наверное, уже не молоко, а масло сбилось». «Ничего, - отвечает, - до дома доберутся». И он хлещет беззлобных буренок, заставляя их галопом прыгать через канавы. А какие там красивые закаты! Какая благодать для жизни!»

Борис СИРОТИН
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72