Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

ФОКУС: ПРАКТИКА
Не просто кино

Всем памятен успех, который имели недавно роман Дэна Брауна «Код да Винчи» и снятый по нему фильм. А равно и туристические маршруты по Франции и Англии – по местам приключений героев. Маршруты и поныне пользуются большой популярностью.


«Родился я в Верхних Ямках…»
Ни в Советском Союзе, ни в России такого «кинематографического» туризма никогда не существовало, хотя многие фильмы почти целиком «растаскивались» на фольклор, а изредка появлявшиеся в «репертуаре» туристических бюро маршруты со стандартно-бюрократическим названием «Москва (Ялта, Сочи и т. п.) кинематографическая» успехом не пользовались.
Разве что, например, в обзорных экскурсиях по Ялте наиболее «продвинутые» гиды показывали склон в известковом карьере, на котором снимались самые «страшные» эпизоды фильма «Экипаж»…
Отчего? Возможно, потому, что кинематографическая действительность с реальной ассоциировалась мало. В Европе все было совсем наоборот, и любой знающий свой город парижанин расскажет, какой поднялся скандал, когда власти вознамерились снести стоящее на берегу канала Сен-Мартен старое здание небольшого Hotel du Nord, запечатленного в знаменитом фильме Марселя Карне. Отель уцелел и является одной из главных достопримечательностей этого района Парижа. Имеется подтверждающая его славу мемориальная доска. В России доска такого рода существует в единственном числе – на доме 125 по проспекту Вернадского в Москве, где происходит действие фильма «Ирония судьбы».
Возможно, дело в том, что в титрах советских фильмов никогда не указывалось, где именно снимался тот или иной фильм (эта «традиция» была нарушена только в позднероссийском кинематографе, смотри, например, титры «Тихих омутов» Э. Рязанова), и зритель был волен строить свои собственные догадки. Хотя, к примеру, в «Женитьбе Бальзаминова» (1964 года) отлично узнавался прежний, еще не «туристический» Суздаль, а в «Тридцать три», под именем Верхних Ямок, - такой же «первозданный» Ростов Великий.
Тем не менее, скажем, на Куршской косе обязательно покажут места, якобы связанные со съемками фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Белое солнце пустыни». Хотя давно известно и подтверждено авторами фильмов, что первый снимался в Латвии, а второй – в Дагестане. Но турист охотно верит «патриотично» настроенным калининградским гидам и требует все новых и новых подробностей.

«Хто заказывал такси на Дубровку?»
«Бриллиантовая рука», самый «растасканный» на крылатые выражения советский фильм, снималась в основном в Сочи и его окрестностях. Местные краеведы утверждают, что практически все запечатленные в фильме объекты (бухта Черные Камни, кафе «Плакучая ива» - под другим названием) существуют до сих пор, хотя напрашивающегося туристического маршрута, связанного с незабвенным С. С. Горбунковым, не существует. В отличие, например, от Баку (где снимались «стамбульские» сцены фильма), где существует целый маршрут по старому городу, связанный со знаменитым фильмом Гайдая. Кстати, старая «Волга», на которой Лёлик приезжает за героем Юрия Никулина, сохранилась. Она же снималась в «Берегись автомобиля» и находится в Музее «Мосфильма».

«Чей туфля?»
Действие «Кавказской пленницы», как следует из названия, происходит якобы на Кавказе. На самом же деле общеизвестно, что за исключением нескольких сцен, весь фильм снимался в Крыму (Алушта, Алупка, Симферополь, Ай-Петри) и все снятые в фильме объекты давно вошли в местные легенды. Некоторые даже отмечены специальными памятными знаками, как «Никулинский орех» и «Нинин камень» у подножия горы Демерджи.
Однако в сегодняшнем Крыму нет ни путеводителя, связанного с пребыванием известных киногероев, ни соответствующего маршрута, хотя даже подсчитать трудно, в каком количестве отечественных фильмов «снимался», например, Воронцовский дворец. Одним словом, буквально под ногами крымских турфирм лежат интереснейшие маршруты, но «поднимать» их почему-то никто не хочет.

Буба Касторский из «Паласа»
С Крымом, а точнее со старой Ялтой, связаны и события некогда популярнейшнего у молодежи фильма о новых приключениях «неуловимых». Специфика фильма состоит в том, что Ялта в этом фильме с разной степенью умелости выдается за… Одессу (съемки знаменитой лестницы, стилизация речи и т. д.) – в отечественном кинематографе это уникальный пример. Главные события фильма происходят в знакомом буквально каждому центре Ялты (гостиница «Крым» - она же контрразведка, варьете «Палас» - бывшая гостиница «Мариино» на набережной). Тем не менее в сегодняшней Ялте фильм, снимавшийся на базе местной, недавно возродившейся киностудии, сегодня посмотреть просто негде.

«Статистическое учреждение» и его обитатели
Самую богатую пищу для грядущих «киноэкскурсоводов» по столице дают фильмы Эльдара Рязанова. Москва, которую режиссер снимает в своих фильмах уже более полувека, фигурирует более чем в половине его комедий – от «Девушки без адреса» до «Тихих омутов».
Городские «декорации» некоторых фильмов, как, например, запрещенного до 1988 года «Человека ниоткуда», в основном утрачены - старый метромост, бассейн «Москва», воздушное такси и др. А вот «фон» снимавшегося более сорока (!) лет назад фильма «Берегись автомобиля» практически не изменился. Туристический маршрут под условным названием «С Юрием Деточкиным по Москве» (с обязательным посещением недавно открывшегося на Коптевской улице Музея автоугонов его имени!) сегодня вполне возможен. В него могли бы войти «магазин Димы Семицветова» на углу Сретенки и Бульварного кольца, дом, где он жил (набережная Тараса Шевченко), места встреч Любы и Деточкина – угол Варварки и Китайского проезда (снят еще в нескольких рязановских фильмах), автоэстакады у Провианстких складов (нынешнего Музея Москвы) и над Николоямской улицей, одна из первых в СССР авторазвязок у поворота в аэропорт «Шереметьево-1» и т. д.
Кроме того, фильм «Служебный роман», снятый оператором Владимиром Нахабцевым, - сам по себе великолепное пособие по истории Москвы. Его видеоряд, запечатлевший город конца 70-х годов, без преувеличения уникален. Многие объекты – «статистическое учреждение» на углу Кузнецкого и Петровки, мост на станции «Лосиноостровская» и др. – целы до сих пор. А буквально в двух шагах от «статистического учреждения» находятся запечатленный в «Гараже» дом ГСК «Фауна» - ныне Генпрокуратура РФ. Одним словом, «Москва рязановская» - фактически готовый туристический маршрут.

«Я тебе умную вещь скажу…»
«Московский» аромат фильма «Мимино» в последние годы несколько ослаб – с исчезновением гостиницы «Россия» (в ней обязательно всем показывали ресторан, в котором танцевали Мимино и Рудик), с запретом московских властей поставить памятник героям фильма на Чистых прудах – там, где герой Вахтанга Кикабидзе ждет «Ларысу Ывановну». Впрочем, тот, кто захочет показать гостю ту Москву, по которой гуляли кавказские герои Георгия Данелия, в накладе не останется – на прежних местах здание на склоне напротив Киевского вокзала, где судят Мимино, Большой театр, вполне узнаваем интерьер зала ожидания аэропорта Внуково, где Мимино встретился с героем Евгения Леонова, и многое другое.

«С северо-запада, со стороны деревни Чмаровки…»
Российская (да и не только российская) глубинка особенно колоритно показана в фильмах Леонида Гайдая, который любил выбирать для съемок своих фильмов небольшие города. Например, «Инкогнито из Петербурга» (а через много лет и «Мусульманин» Владимира Хотиненко) запечатлел один из самых колоритных городов Рязанской области – Касимов. Две первых новеллы фильма «Не может быть!» великолепно представляют старую Астрахань.
В «Двенадцати стульях» под видом Старгорода фигурируют Рыбинск и Романов-Борисоглебск (Тутаев), причем многие запечатленные в фильме улицы легко узнаваемы и сегодня.
Однако с «декорациями» фильмов Леонида Гайдая надо в определенном смысле быть весьма осторожным, так как у него даже в небольшом отрывке фильма могут фигурировать места, отстоящие друг от друга на тысячи километров. Пример – новелла «Наваждение» в «Операции «Ы» - герои знакомятся на фоне здания Московского энергетического института, идут по улицам старой Москвы и через несколько минут оказываются во дворе дома улицы Партизанской, 22, в… Одессе, где авторы сценария поселили студентку Лиду.
Во всяком случае, даже эти немногочисленные примеры соединения «киношной» реальности с сегодняшней (литературы по этому поводу практически не существует) показывают, насколько богаче и содержательнее могут быть экскурсионные маршруты даже по давно вроде бы известным городам. Тем более что современная техника позволяет соединять эти реальности воедино, даже не выводя туристов из автобуса.

Георгий ОСИПОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72