Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2007
« Вернуться к журналу  

Олимпийский размах

China International Travel Mart - крупнейшее событие в туристической жизни всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В фокусе внимания посетителей CITM-2007 были рекреационные возможности юго-западного Китая, шанхайская выставка EXPO-2010 и летние Олимпийские игры в Пекине.


Масштабы проведения CITM, которая проводится на протяжении восьми лет поочередно в Шанхае или Куньмине, стремительно растут – под стать темпам развития китайской туриндустрии. В нынешнем году гостей встречал Куньмин - в выставке приняли участие почти 3,9 тыс. компаний и организаций, мероприятие посетили свыше тысячи специалистов из разных стран мира, в том числе из России.
В общей сложности на CITM были представлены 92 государства – это на 13% больше, чем годом ранее. Но китайские компании, безусловно, доминировали – около 2,4 тыс. участников, свыше 60% всех стендов. Впрочем, это вполне закономерно – Поднебесная становится мировым туристическим рынком номер один, причем здесь динамично увеличиваются как въездной, так и выездной турпотоки.
Руководитель Государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй приводит следующие цифры. За период с 2002 по 2006 гг. число путешественников, посещающих Китай, выросло с 36,8 до 49,91 млн человек – в среднем ежегодный прирост этого показателя составил 8,4%. Доходы, которые иностранные гости приносят отрасли, увеличились с $20,4 до $34 млрд (+13,5% ежегодно). Объемы внутреннего туризма за прошедшие пять лет достигли отметки в 1,39 млрд прибытий (+12,2% ежегодно), а в сегменте выездного туризма зафиксирован совершенно беспрецедентный рост на уровне 23,3% в год – с 16,6 до 34,52 млн человек.
Современный Китай – это четвертое по величине мировое направление въездного туризма, первый в Азии рынок выездного и крупнейший на планете - внутреннего туризма. По оценкам Всемирной туристской организации, к 2015 году Поднебесная выйдет на первое место в мире по количеству прибытий зарубежных путешественников, а в 2020 году станет лидером по объемам выездного туризма. Китайский язык недавно был включен в список официальных рабочих языков этой организации.
Но дело не только в количественных показателях. Туристический рынок Китая качественно меняется. По данным Nielsen China Outbound Travel Monitor, сегодня среднестатистический китайский путешественник тратит в зарубежной поездке почти $3 тыс., а в некоторых регионах мира эта цифра и того больше - $3,5 тыс. в АТР, $3,9 тыс. в Северной Америке, $4,1 тыс. в Европе. Причины туристического бума очевидны. Это укрепление позиций национальной валюты, увеличение числа выходных в стране, расширение списка государств, которые граждане КНР могут посещать без оформления визы (в 2008 г. в него могут войти США), хорошая осведомленность о рекреационных возможностях зарубежных стран – 137 млн китайцев активно пользуются интернетом.
Но, безусловно, главная причина - рост благосостояния населения. Ежемесячный доход 35% китайских путешественников сегодня составляет $1066-1997. Число представителей среднего класса в КНР к 2025 году должно увеличиться с нынешних 175 до 500 млн человек. В стране есть и богатые китайцы, которых не так уж мало – 50 тыс. человек, чей ежегодный доход превышает $1 млн. При этом, по данным Hurun Report of China`s 500 Richest People, ежегодно число таких людей в КНР удваивается. Причем 35% из них считают своим главным хобби путешествия. Наиболее желанные направления для поездок «новых китайских» туристов за рубеж – Австралия, Франция, США, Гавайи, Германия, по своей стране – Санья, Юннань, Гонконг, Ханчжоу и Пекин.
Пекинская Олипиада 2008 года – прекрасная возможность продемонстрировать всей планете «обновленный» Китай и его огромный туристический потенциал. К масштабному спортивному событию под лозунгом «Общий мир – общая мечта» готовится вся страна. Начиная с 2001 года для этого было сделано многое. В столице и ее окрестностях завершается строительство 12-ти спортивных комплексов международного уровня. В аэропорте Шоуду открываются новый пассажирский терминал и третья взлетно-посадочная полоса, что позволит увеличить пропускную способность воздушной гавани до 82 млн человек в год.
Стремительно преображаются пекинские улицы. Традиционные переулки «хутуны» и дома «сыхэюань», значительную часть которых власти города поначалу хотели снести, сегодня взяты под государственную охрану. Предпринимаются все меры для сохранения облика старых районов Пекина как одной из его главных туристских достопримечательностей.
В июне 2005 года началась реализация так называемой Волонтерской программы, планировалось, что общая численность «добровольцев» пекинских Олимпийских и Параолимпийских игр составит около 100 тыс. человек. Но эта цифра оказалась заниженной в несколько раз – сегодня количество волонтеров уже перевалило за 760 тыс. человек!
Давняя беда столицы Поднебесной – частые песчаные и пыльные бури. Похоже, что и эту проблему китайцам удастся решить. С 2000 года в соседней с Пекином северо-восточной провинции Хэбэй реализуется программа борьбы с опустыниванием. Благодаря масштабным лесопосадкам объем песка, который приносят в столицу ветры, сегодня сократился на 70-95% по сравнению с уровнем 1990-х годов. Эти усилия оценили даже в ООН: как отмечают представители этой организации, «курс на проведение «зеленой» Олимпиады служит образцом для многих стран».
Остается добавить, что главным режиссером художественной группы по разработке церемоний открытия и закрытия игр назначен легендарный Чжан Имоу, создатель фильмов «Красный гаолян» и «Дом летающих кинжалов», обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за картину «Не одним меньше». Так что, судя по всему, захватывающие зрелища гостям Олимпиады и телезрителям обеспечены.
Поразить весь мир своим размахом обещает и выставка «Экспо-2010», которая пройдет в Шанхае – впервые за всю историю своего существования мероприятие будет принимать «развивающаяся страна». Бюджет «Экспо-2010» составит 28,6 миллиардов юаней ($3,7 млрд). Порядка двух третей этой суммы будет израсходовано на строительство выставочной инфраструктуры, в $1,4 млрд организаторы оценили операционные расходы - эти средства они надеются заработать на продаже билетов и товаров с символикой «Экспо», а также за счет инвестиций частных компаний. Общая площадь экспозиции выставки составит около 2 млн квадратных метров. В «Экспо-2005», которую принимала Япония, участвовали 120 стран и организаций. Шанхай планирует существенно увеличить эту цифру, доведя число экспонентов до 200.
Нетрудно понять, почему «Экспо-2010» сами китайцы нередко называют «шанхайской экономической Олимпиадой». «В 2010 году Шанхай будет принимать гостей в обновленном виде - чистые реки, свежий воздух, зелень деревьев, отсутствие шума, оправдывая главную тему выставки - "Прекрасный город, прекрасная жизнь", - пишет газета «Жэньминь жибао». Существенный стимул для дальнейшего развития получит не только крупнейший китайский мегаполис, но и весь район дельты и бассейна реки Янцзы.

Ян ХВИЛЕР

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72