Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2016
« Вернуться к журналу  

Новый закон – новые тернии

Новая редакция закона «Об основах туристской деятельности в РФ», вступление в силу которого запланировано на следующий год, вызывает множество вопросов и споров в профессиональном сообществе. Какие страхи участников рынка действительно обоснованны? Что надо знать операторам и агентам, и к чему, собственно, им готовиться? Рассказывает учредитель юридического агентства «Персона Грата» ГЕОРГИЙ МОХОВ.

 

Новая редакция закона о туризме, который вступит в силу 1 января 2017 года, а в отдельных частях – с 2018 года, вызывает большие нарекания со стороны туристической общественности. Деятельность операторов в сфере выездного туризма серьезно усложняется и становится очень дорогой. Так, минимальный размер финобеспечения для новых туроператорских компаний увеличен до 50 млн рублей, то есть за страховку им придется заплатить порядка 500 тысяч рублей. Кроме того, уплачивается взнос в «Турпомощь» и в фонд персональной ответственности – по 100 тысяч рублей. Для действующих туроператоров продление статуса для выездного туризма также становится дороже.

Другой пример. Согласно новым правилам, для должностных лиц туроператороввводятся серьезные квалификационные требования – отсутствие неснятой судимости, отсутствие административных правонарушений в туристической сфере и прочие ограничения. Перечень необходимых документов, которые нужно будет предоставлять для получения статуса оператора,будет утвержден Правительством РФ. Могу предположить, что в него войдет, например, справка об отсутствии судимости, которую получить крайне хлопотно. Все это создает дополнительное обременение для тех, кто решит вести туроператорскую деятельность.

Ряд ключевых изменений в законе касается работы объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь». Одно изменение чисто техническое: компенсационный фонд переименовывается в резервный для того, чтобы не подвергать его налогообложению. Соответствующие поправки вносятся и в налоговое законодательство.

При «Турпомощи» появляется так называемый фонд персональной ответственности туроператора. В него туроператор должен будет перечислять 1% от объема реализации турпродукта за предыдущий год. Многие туроператоры буквально вздрогнули, когда увидели эту цифру, так как 1% от оборота – это очень много присредней маржинальности операторского бизнеса в 3–5%. Этот 1% нужно будет уплачивать поквартально. При накоплении в фонде персональной ответственности не менее 7% от общей годовой цены турпродукта уплата в фонд останавливается и также можно не оформлять финобеспечение.

Мне трудно представить, как туроператоры будут формировать этот фонд: очень сложно сделать расчеты по реализации именно турпродукта, отделив их отрасчетов от реализации авиабилетов и других туристических услуг. При этом трудности будут испытывать не только операторы, но и Ростуризм с «Турпомощью», ведь им нужно будет проверять правильность указанных объемов.

Другими словами, фонд персональной ответственности – это некий инструмент финансового резервирования, где будет накапливаться сумма, которая послужит для исполнения обязательств перед туристами, если им будет причинен ущерб вследствие недобросовестностиоператора. Может быть, стоило сделать иначе, но других методов обеспечения финансовой устойчивости туроператора, кроме резервирования, на данный момент не придумали. Туроператорский бизнес очень специфичен, отсутствует материальная база, не накапливается имущество, не на что обращать взыскание; когда операторбанкротится – после него остается лишь набор подержанной мебели и усталые сотрудники. Не знаю, будут ли участники рынка честно отражать размер своих оборотов. Однозначно лишь то, что новые поправки в закон станут для ряда компаний серьезным препятствием, и общее количество туроператоров на рынке выездного туризма еще сократится.

Пожалуй, самый«болезненный» момент в законе касается поправки о работетурагентапо поручению туроператора. В закон внесена обязанность турагента в случае, если он работает от имени туроператора, предоставлять туристу доверенность от туроператора. Сейчас такая схема взаимоотношенийпрактически никогда не применяется. Почему? Потому что при таком варианте ответственность по договору с туристом с момента его заключения, независимо от того, дошли деньги до туроператора или нет, лежит на последнем. Это крайне рискованно, и туроператоры на это не идут.

По сути, сегодняшнее изменение закона переводит формат работы агента в формат работы коммерческого представителя. Если туроператоры решатся наделить своиагентства такими полномочиями, необходимо будет переделать все договоры и переформатировать отношения по всей цепочке реализации турпродукта.

Может ли вообще турагент действовать от имени туроператора, не противоречит ли это смыслу его предпринимательской деятельности? Ведь турагент – это не просто доверенное лицо, которое подписывает договор, он также оказывает услуги по информированию туриста, по продвижению турпродукта, оформлению документов и так далее. Наши законодатели упорно настаивали на поправке «от имени и по поручению». Тем не менее эта формулировка в закон не вошла, из чего можно сделать вывод, что закон не запрещает другого способа взаимодействия между туроператорами и турагентами.

На мой взгляд, ситуация будет складываться следующим образом. Туроператоры решатся предоставить полномочия действовать от своего имени лишь определенному набору доверенных агентств, при этом с них они будут брать депозиты, которые бы обеспечивали расчеты по договору, либо применять другие гарантирующие способы, например поручительство физлиц или гарантии агентских сетей. Как будут работать другие агентства? Сотрудничать с операторами по договорам иного правового вида, что, повторюсь, легально, но лишает турагента «агентского» статуса.

Я не могу с точностью сказать, как будет выглядеть российский туристический рынок с юридической точки зрения в следующем году. Многое будет зависеть от состояния отрасли в целом. Агентам необходимо наладить диалог с представителями реального туроперейтинга и совместно выбирать ту схему взаимодействия, которая бы позволила выжить и тем, и другим. Я уверен в одном –туристический бизнес найдет, как подстроиться под новые требования закона, был бы платежеспособный спрос и клиент, который приносит деньги. Туризм чрезвычайно зависим от внешних факторов – геополитических, экономических, природных, и нам нужно адаптироваться к постоянной турбулентности рынка.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72