Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №6, Июнь 2015
« Вернуться к журналу  

Небесный передел


Значительное сокращение спроса на отдых за рубежом привело не только к падению объемов продаж у туроператоров, но и к заметному снижению международного пассажиропотока. В результате в течение весны 2015 года в Россию перестал летать ряд зарубежных перевозчиков, а отечественные авиакомпании отказались от десятков рейсов за границу. Но находятся и смельчаки, готовые открывать новые направления даже сейчас.

 

Текст Владимир Сергачев

 

Тенденция сохраняется: по сведениям Aviasales.ru только 15% билетов, приобретенных россиянами на период июнь–август 2015 года, приходится на европейские направления. Одновременно почти две трети объема продаж занимают внутренние направления, которые, в отличие от международного трафика, продолжают стабильно расти.

 

Принимаем внутрь

Общую картину легко составить по сведениям аэропортов: практически все воздушные гавани РФ фиксируют падение международного трафика на фоне роста внутреннего.

 

Так, пассажиропоток «Домодедово» на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) в январе–апреле 2015 года вырос на 7,8%, а вот на международных воздушных линиях (МВЛ) зафиксировано падение в 24,5%. При этом увеличение пассажиропотока по таким направлениям, как Симферополь, Петербург, Сочи, Калининград и Мурманск, составило 67,4%. А вот в самом Симферополе пассажиропоток возрос на 340%... В «Пулково» (Петербург) за этот же период общий пассажиропоток сократился, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, на 2,3%, однако если поток пассажиров на ВВЛ за 4 месяца вырос на 14,3%, то на МВЛ – упал на 20,4%.

Аналогична картина и в регионах. В «Кольцово» (Екатеринбург) общий пассажиропоток в первом квартале 2015-го сократился на 13,6%. В «Большом Савино» (Пермь) – на 7,3%. ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» обслужил пассажиров на 22,3% меньше уровня аналогичного периода предыдущего года. «Храброво» (Калининград) – на 9,6%. Но самое главное – при росте внутреннего пассажиропотока международный продолжает хиреть. В Нижнем Новгороде он упал вдвое, а в Калининграде – на 34,7%.

 

«Основная причина – экономическая, – считает Евгений Ильин, коммерческий директор эксплуатирующего «Пулково» ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС). – Авиакомпании оптимизируют маршрутную сеть в соответствии с уровнем спроса, который имеется». А по оценке Aviasales.ru, на лето-2015 объемы продаж билетов «внутрь» страны прибавили около 15%, тогда как зарубежные направления потеряли как минимум столько же.

 

Отчасти ситуацию обусловливает тренд развития туризма: в течение первого квартала 2015-го, по сведениям РСТ, I Fly и Nordwind Airlines потеряли 60% пассажиропотока, Pegas Fly – 43%, Metrojet – 41%, а Nordstar Airlines – 32%. Как считает генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин, больше всего в ходе оптимизации перевозки пострадали «экзотические» направления (Куба, Доминикана, Таиланд и т. д.), а вот «спрос на Грецию, Испанию, Италию, Черногорию и Хорватию сейчас показывает рост». Падение турпотока заставило операторов отказываться прежде всего от вылетов из регионов: многие из них (Pegas Touristik, TUI Russia, НТК «Интурист» и другие) сделали это еще в начале года. «К запуску региональных полетных программ надо подходить крайне взвешенно и тщательно просчитывать их эффективность», – говорит по этому поводу генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев.

 

Одни уходят, другие растут

В условиях падения спроса перевозчики оптимизируют расходы. При этом одни сокращают флот (Nordwind вывел из эксплуатации 10 бортов), другие – переориентируют лайнеры на регулярные (в том числе внутренние) перевозки, а третьи вовсе отказываются от невыгодных маршрутов.

И в первую очередь как наши, так и иностранные авиаперевозчики «режут» невостребованные зарубежные рейсы из регионов. Еще в конце марта Росавиация опубликовала список из 71 международного маршрута, от которых отказались российские авиакомпании. Как правило, речь шла о ранее полученных назначениях на международные рейсы, которые перевозчики не хотят выполнять.

 

В списке «отказников» оказались практически все крупные перевозчики страны, включая «Аэрофлот». UTair, к примеру, решила не летать из Петербурга в шесть зарубежных городов. «Трансаэро» отказалась от ряда региональных рейсов в Барселону, а также от перелетов из Москвы в Гавану и Мумбаи. «Аэрофлот» не захотел летать из Москвы в Канкун и Пунта-Кану. А «Уральские авиалинии» уже в мае 2015-го отреклись сразу от 40 допусков по ряду направлений. Среди них и такие «отпускные», как рейсы из Москвы в Овду, Жирону, Штутгарт и Ниш, из Питера и Сургута в Дубай, из Питера, Симферополя и Ростова-на-Дону в Тель-Авив, из Краснодара в Пафос и Будапешт.

 

Иностранные авиакомпании действуют аналогично: некоторые уходят с российского рынка вовсе, а другие сокращают программы регулярных полетов. По оценке заместителя главы Минтранса РФ Валерия Окулова, из России «ушли» компании Air Niki, Cathay Pacific, Thai Airways и Srilankan Airlines. Такие, как EasyJet, CSA или Emirates, сократили частоту полетов. А Delta «урезала» программу на Нью-Йорк, а с 1 декабря 2015 года намерена приостановить полеты в Россию.

Однако не все действуют в тренде. Один из ярких примеров – испанская Vueling, которая в начале мая встретила в Домодедово миллионного пассажира. «За шесть лет наша маршрутная сеть расширилась до 12 направлений, а рейсы сейчас выполняются из семи аэропортов России», – подчеркнул представитель департамента международных продаж Vueling Хесус Бланко. И даже сейчас (в конце мая) Vueling открыла новый маршрут из Петербурга в Малагу. Комментируя этот шаг, главный аналитик агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит: «Направление Петербург – Малага интересное, однако его успешность будет зависеть от целого ряда экономических и политических причин».

 

И это не единственный пример: по данным Росавиации, в апреле допуск на выполнение рейсов из Салоников (Греция) в Петербург, Казань и Ростов-на-Дону получила компании Ellinair, а в мае итальянская Mistral AIR назначена перевозчиком на линиях из Вероны в Москву и Питер. А Brussels Airlines, «дочка» Lufthansa, весной 2015-го открыла регулярные рейсы из Петербурга в Брюссель.

 

На внутреннем рынке главным направлением роста курортных авиаперевозок, безусловно, остается Крым. В первом квартале 2015-го авиакомпании РФ перевезли на полуостров 487,5 тысячи человек, а летом туристов в Крыму намерены считать уже миллионами. Для чего правительство РФ увеличило количество субсидируемых маршрутов в Симферополь до 43 (в перечень дополнительно включили вылеты из 23 городов страны) и установило квоту, по которой не менее 30% от общего количества мест в самолете (в салоне экономкласса) будет продаваться пассажирам по специальному субсидированному тарифу.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72