Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №6, Июнь 2015
« Вернуться к журналу  

Всё, до чего я ни дотронусь, превращается в сеть!


Рашад Мамедов, владелец и генеральный директорTBSGroup– признанный ньюсмейкер профессионального туристического поля, причем эту роль он играет органично и непринужденно. Собственно, он просто живет в ней. Живет удачно, что и провоцирует постоянный интерес сообщества.

 

С чего начинается ваш рабочий день? Вам не страшно входить по утрам на профильные интернет-ресурсы, чтобы обнаружить там новый сюрприз со стороны регулятора или узнать об очередном крахе коллеги-туроператора?


Действительно: пришел вчера на работу и слышу –ушел с рынка казахский оператор «Тревелсистем». Но ведь в бизнесе нельзя вечно зарабатывать. Иногда приходится и терять… Стиль и методы нашей работы минимизируют такое воздействие любых сюрпризов, которое было бы критичным для компании. Худшее, что может случиться, – это выход из строя компьютерного обеспечения деятельности TBS. Что касается человеческого фактора, то мой самый серьезный оппонент и соперник – это я сам. Если мы договоримся – всё будет в порядке.

 

Какая деловая среда представляется оптимальной для управляющей компании сетевого объединения – та, в которой торжествует агентское саморегулирование? Стоит ли играть на стороне сил, выступающих за введение жесткого контроля, который оставил бы на рынке только мажоров, сильные агентства? Или в этом аквариуме должны плавать и щуки, и караси?


Всегда считал, что некий регулятор на рынке присутствовать должен. Им может являться и СРО – поддержу такой вариант. Главное –ввести и соблюдать стандарты, способные обеспечить качество услуги. Сейчас регуляторским функциям, кто бы их ни пытался осуществлять, явно не хватает мышц.

Есть и моральная, скажем так, сторона вопроса. Как только в туриндустрии появляется успешный игрок, другие тут же пытаются разглядеть за его успехом корыстные причины и цели. Почему, для кого, кто помог – вплоть до проявления открытой ненависти. В других отраслях бизнеса я таких явлений не наблюдаю. Главное объяснение вижу в недостатке в туризме профессионалов. Уволенная сегодня девушка-менеджер находит двести тысяч рублей и открывает назавтра собственное агентство. Появился еще один генеральный директор. Вот с чего надо начинать регулятору… Неплохо было бы также условиться относительно того, что понимать под сильным агентством. Вывески уполномоченного агентства для этого явно не хватает.

 

А сколько требуется отраслевых объединений для наведения порядка?Теперь их уже два, АТА и АСТА…


Первая ассоциацияобъединила в основном владельцев туристических структур, вторая – наемных работников. Интересы этих групп совпадать не могут. Я глубоко уважаю руководителей АТА и при этом считаю учредителей АСТА весьма профессиональными людьми с конкретными целями и задачами. Давайте радоваться тому, что в обе организации входят сильные и интересные компании. А кто возьмет верх – сторонники или противники СРО, мы рано или поздно увидим.

 

Насколько вы угадали с приобретением сетей «1001 Тур» и «Мастер отдыха»? Является ли укрупнение бизнеса тем вектором, который придает стабильность всей отрасли? Где находятся границы управляемости?


Насчет угадали – на сто процентов да. Всем, кто меня знает, известно: я жду кризиса, чтобы приобретать компании. Для меня это время роста. Что касается этого конкретного выбора: я провел анализ и убедился, что «1001 тур» существует не ради вывески, а для того, чтобы обслуживать туристов. После оптимизации штата и решения некоторых управленческих проблем компания находится в хорошем тонусе.

 

Укрупнение само по себе значит не так много. В неопытных руках оно может создать иллюзию того, что своим успехом ты обязан собственному таланту руководить, в то время как рост показателей турфирмы может быть лишь производным от подъема экономики на каком-то этапе. В эту ловушку попались и некоторые их тех, кто не так давно считался локомотивами туристической отрасли. К наступлению следующего кризиса эти люди оказались полностью неготовы. Туристический рынок иногда расслабляет… А граница управляемости совпадает с границей компетентности. Что ж, будем учиться на ошибках наших друзей и коллег, которым пришлось уйти.

 

Вы говорили не так давно о стремлении «создать хорошо управляемую сеть» и для этого «сконцентрироваться на избранном числе отелей в определенном круге стран, чтобы дать в итоге заработать и операторам, и турагентам». Не опасаетесь ли вы на этом пути конфликтов наподобие того, который возник у туроператоров Coral Travel и Sunmar, входящих в холдинг OTI Group, с агентскими сетями TBS Group? Чем, кстати говоря, он разрешился?


Ничем. Мы перестали сотрудничать, но соблюдаем взаимный нейтралитет. Цель создания хорошо управляемой сети актуальна как никогда, равно как и мое нежелание действовать под диктовку операторов. Если кто-то умеет продавать, ему достаточно иметь в партнерах пару операторов. К тому же мы владеем такими ресурсами, как ruspo.ru, hotelout.ru и turizm.ru. Из-за рекламы отелей на этих ресурсах, собственно, и возник конфликт – их пытались запугать. Прямо скажу, это грязная игра. И бесперспективная. Жаль, что мои партнеры, которых я давно и хорошо знаю, с которыми мы в свое время одновременно начинали бизнес, выбрали конфликтный путь ведения дел. Если они хотят гордиться тем, что кого-то им удалось отлучить от работы с TBS – пусть это станет им наградой, однако большинство партнерских отелей с нами осталось. Я придаю большое значение этике деловых отношений – точнее сказать, применению этой этики в каждодневном режиме. Одного этого хватило бы, чтобы сделать туристический бизнес более прозрачным.

 

Попробуем укрупнить масштаб беседы. Признаете ли вы наличие системного кризиса в российской туриндустрии?

Кризис есть, но винить в нем следует самих себя – пусть слабые ищут причины неудач на стороне. Это я о том, что плохие законы якобы дают возможность собственную ответственность умалять. Но одну вещь надо обозначить абсолютно четко: туроператор должен нести ответственность за проданный тур исключительно при условии, что уже получил оплату за него от турагента. Это надо зафиксировать на законодательном уровне. А компенсация за аннуляцию тура, которая идет в карман оператора за счет агентства – разве это справедливо?..

 

Я убежден, что ответственность турагента заканчивается в тот момент, когда он, получив деньги от клиента, расплатился с туроператором.Кроме того, существуют как бы невидимые системе вещи. Например, не выполнившего свои обязательства туроператора сажают под домашний арест. А перевозчики –они что, бесплатно летали, прежде чем отказались возвратить людей домой? Или расчеты с ними велись каким-то другим путем?..

 

Законодательные инициативы, направленные на регулирование отрасли, производят зачастую впечатление хаоса. Не пора ли турбизнесу заняться активным цивилизованным лоббированием своих интересов в тех инстанциях, которые определяют законодательную практику в туризме на годы вперед?


Хорошая идея. На месте АТА и АСТА я бы попытался провести в законодательные органы своих депутатов, обязательно профессионалов, – может быть, они там сумеют что-нибудь объяснить. Сегодня лоббизм того рода, о котором вы говорите, носит любительский характер и дает скорее случайные результаты.

 

Где искать точки роста российского турбизнеса?


Например, в подготовке адекватных квалифицированных специалистов. Туристические кадры на рынок труда приходят, но с вузовским дипломом ребята за 20 тысяч работать не хотят, а те, кто на это согласен,– люди без хорошего образования, и с работой они не справляются. У TBS собственных офисов – 92 только в Москве, плюс 280 франчайзинговых, и я взял бы на работу человек сто прямо сегодня, но где их найти? Каждый кандидат сразу хочет быть руководителем! В итоге выпускники с дипломами отправляются гидами в Турцию или Египет.

 

Видимо, нам самим надо идти в вузы или на факультеты туризма и подбирать будущие кадры за полтора-два года до окончания ими курса. Кстати, я мог бы предложить будущим «продажникам» профессиональное форматирование уже на рабочих местах в TBS.

 

Существует ли рецепт успешного бизнеса, который позволял быразумно рисковать, благородно конкурировать и при этом всегда побеждать?


Побеждать всегда невозможно – можешь проиграть самому себе. Рецепт… Надо уметь войти в положение каждого менеджера, на любом уровне, вплоть до курьера. Отрицаю схему, при которой владелец компании нанимает управленцев и руководит уже ими. Это не работает хотя бы потому, что наемный управленец, опасаясь конкуренции снизу, не даст ходу перспективным кадрам. Я способен выполнять работу любого своего сотрудника, и потому могу считать, что адекватно контролирую ход событий.

 

Есть ли у вас сверхамбициозная цель, именно из-за этого и нереализованная?..


Из того, что я наметил сделать в жизни, выполнено процентов пять… Идеи возникают и становятся реальностью достаточно оперативно. Например, недавно у нас появился собственный трансфер – людей в аэропорты возит TBS-такси, их семьдесят, и они наши собственные. Пошли от продаж, добавили услуги, так что же может стать следующим шагом? Отель!..

 

Один?.. Что это решает?


Вы знаете, всё, до чего я ни дотронусь, превращается в сеть!.. А если серьезно, есть мысль о том, чтобы создать холдинговую компанию и заниматься многими вещами. Кроме туроперейтинга! Слишком много рисков.

 

Беседовал Геннадий Габриэлян


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72