Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Декабрь 2012
« Вернуться к журналу  

Олимпийские парадоксы
Каков он, олимпийский турпродукт, легко ли заработать на Олимпиаде, как поведут себя на олимпийской дистанции операторы и туристы? Эти и другие насущные темы обсудил с корреспондентом «Турбизнеса» авторитетный эксперт – генеральный директор компании «Роза ветров» СЕРГЕЙ ЗЕНКИН.
 
БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСЕЙ ПЕЛЕВИН
 
Расскажите о вашем олимпийском опыте.
Начиная с зимней Олимпиады 1992 года в Альбервилле, наша компания работала на всех крупных спортивных событиях – Олимпиадах, чемпионатах по футболу. Выступала в качестве генерального спонсора российского, белорусского и других Олимпийских комитетов. Пожалуй, мы – единственные в стране, кто столько лет профессионально занимается спортивным туризмом.
 
Билеты – проблема на Олимпиадах?
Это всегда самая больная тема, и летом в Лондоне всех ждал неприятный сюрприз. Лондонская Олимпиада стала первой, на которой все билеты для прямой розничной продажи шли только через интернет. Обычные кассы при стадионах не работали. Это создало огромные проблемы. Поскольку ни публика, ни сайты продаж не были к такому подготовлены, ежедневно до 60 тысяч мест на стадионах пустовали. При том, что люди стремились туда попасть и пытались билеты приобрести.
Часто на Олимпиаду покупают билеты наугад, на какой-нибудь финал, не зная, кто будет участвовать в данном соревновании, а потом меняются – продают свои билеты в обмен на те, которые их больше интересуют. Ведь по ходу соревнований с развитием борьбы, ситуация меняется непредсказуемо. В Лондоне меняться было строжайше запрещено. Оперативную и самую необходимую информацию о расписании ежедневных игр сайты олимпийских комитетов не отображали. В целом нововведение оказалось неудачным. Пострадали и болельщики, и устроители. Но уже объявлено, что подобный порядок будет на чемпионате мира по футболу 2014 года в Бразилии.
 
А как будет у нас?
Что и как будет происходить на Олимпиаде в Сочи, пока можно только гадать. Представления о загрузке операторов нет ни у кого. Пока непонятно, какие компании войдут в пул уполномоченных. Боюсь, что привлекут не тех, у кого больше опыта и навыков, а «свои» фирмы, близкие к тем, кто принимает решения. Так, тендер на обслуживание выиграла единственная, никому не известная питерская компания, у которой оказалось в наличии огромное количество нужных и ненужных лицензий и документов разного рода. По крайней мере, «Роза ветров», имея уникальный опыт как по работе с регионом, так и по обслуживанию Олимпиад, пока никаких приглашений и предложений не получала. И на наши запросы - молчание.
Непонятны ни цены на размещение, ни то, как будут реализовываться билеты, ни транспортная логистика. Здесь очень большие риски, большие объемы капиталовложений, которые необходимо делать заранее – года за полтора. Все чересчур завязано на политико-административные решения. Экономическая логика развития событий прослеживается слабо. А для операторов желательно знать все за год, чтобы успеть внести информацию в каталоги, провести рекламную кампанию. В такой ситуации многие российские компании с большой осторожностью отнесутся к «олимпийскому пирогу».
Отельерам запретили продавать места и даже называть цены – все будет производиться через уполномоченные олимпийские структуры. Впрочем, руководство гостиниц готово закрыть глаза на краткий период проведения игр, - уже несколько лет отели загружены на 100% строителями.
Как работать на Олимпиаде и что требуется российским болельщикам, мы знаем. Обычно спортивное мероприятие мы делим на три периода – начало, середину и конец. В каждом  из них действуют разные ценовые предложения. Понятно, что первый и последний привлекают красочными церемониями открытия и закрытия, а чем ближе к концу – тем дороже путевки и билеты, так как больше финальных соревнований. Добавляя экскурсионные и развлекательные опции, трансфер и питание, формируют тот самый олимпийский продукт.
Но если нет хотя бы одной составляющей - цен на размещение или обеспечения билетами – работать сложно. Такой ущербный турпродукт не будет востребован, особенно западными компаниями. А ведь от наших клиентов уже есть запросы, и немало. Есть интересные предложения на многодневные туры, например, от китайцев, европейцев. И сегодня мы вынуждены им отказывать.
 
Но вы все же готовитесь к Олимпиаде?
Хорошей репетицией, в том числе для системы обслуживания туристов, будет Универсиада в Казани, которая состоится 6–17 июля 2013 года. Мы заключили с «РЖД» договоры о постановке по поезду в день на Казань из столиц и ближайших городов – Самары, Уфы, Пензы, Перми и др. Всего 12 поездов на 10–12 купейных вагонов каждый. Думаем, что нам удастся отправить на Универсиаду около пяти с половиной тысяч туристов. Возникла проблема острой нехватки гостиничных мест. Почти комично, но большую часть номерного фонда займет обслуживающий персонал – 25 тысяч сотрудников МВД, 15 тысяч волонтеров и так далее. Пришлось предлагать туристам однодневные возвратные туры.
К этому мероприятию наша компания относится очень серьезно. Оно станет ключом к пониманию того, как все будет происходить во время Олимпиады.
 
Будет Олимпиада в Сочи чем-то отличаться от предшествующих?
Тем, что она пока самая затратная и, думается, самая «заорганизованная». На Олимпиаде главное – атмосфера праздника. Большинство туристов едет главным образом из-за этого.
С моей точки зрения, самое неприятное для болельщика – чрезмерный контроль, когда его при всех перемещениях обыскивают, ограничивают размер рюкзака, он постоянно окружен сотрудниками службы безопасности. При всем понимании важности таких мер, они отнюдь не улучшают настроение. Надо отдать должное устроителям Олимпиады в Лондоне, где удалось  довольно искусно смягчить ситуацию. Полицейские были доброжелательны, даже добродушны, «сотрудники в штатском» малозаметны. Я наблюдал, как во время  движения олимпийского огня  мимо Вестминстерского аббатства люди подходили вплотную к процессии, фотографировались, улыбались, а стражи порядка делали все, чтобы своим видом не мешать фотографам и мило улыбались при этом. Есть опасения, что у нас не будет так элегантно.
Смягчающим средством выступает так называемая фан-зона. Это – обширная территория вблизи стадионов, предназначенная для околоспортивной тусовки. С разнообразными спорт-барами, ресторанами, клубами и удобными экранами для наблюдения за ходом игр. Фан-зона – прекрасное место для общения. Режим безопасности  в этой зоне мягок и входные билеты не требуются. По очевидным причинам огромное число туристов на крупных спортивных мероприятиях предпочитают большую часть времени проводить именно в таких местах. Надеюсь, что так будет и на нашей Олимпиаде.
 
Каковы особенности олимпийского турпродукта?
Олимпийский турпродукт всегда сложнее любого другого, например, того же чемпионата по футболу, где всегда очень четко выражена сегментация клиентов по чисто спортивным интересам. На Олимпиады же значительная часть людей едет «потусоваться».
Экскурсионная составляющая в Сочи, несомненно, будет. Ведь район Красной Поляны очень интересен. Будут захватывающие вертолетные экскурсии, как видовые, так и спортивные hely-ski. Многие захотят посетить дендропарк, совершить обзорные поездки. Природа Кавказа славится своей красотой. Особый интерес представляют экскурсии по олимпийским объектам, которые обычно начинаются сразу по окончании игр и привлекают огромное число участников.
Для иностранных туристов в турпакеты «Розы ветров» войдут опции посещения Санкт-Петербурга и Москвы с Золотым кольцом. Многим туристам 3–4 дня совершенно достаточно для того, чтобы окунуться в олимпийскую среду, почувствовать ее атмосферу. Половина всех олимпийских туров проходит именно так. Опыт показывает, что именно после дня закрытия игр, когда упадут цены и будут сняты строгости, стоит ожидать резкого увеличения турпотока.
 
Олимпийские игры – событие массового туризма?
Конечно, это одно из самых массовых  событийных мероприятий в мире. Но в последнее время в связи с огромными финансовыми затратами и беспрецедентными мерами по обеспечению безопасности все чаще возникает вопрос о целесообразности подобных мероприятий. Это находит отражение и в статистике посещений Олимпиад. Так, согласно официальным данным, во время лондонской Олимпиады туристов в стране было лишь на 4% больше, чем обычно – почти незаметно.
Парадокс заключается в том, что во время Олимпиады поток обычных туристов в страну падает. Особенно это было заметно на Олимпиаде в Афинах в 2004 году. Стояла сильная жара, и все сложилось неудачно. Турпоток сильно упал и восстановился не сразу после закрытия игр, в результате, сезон был испорчен. Не все так просто, как хотелось бы, было и на других Олимпиадах.
 
А какие плюсы есть в Олимпийских играх?
Олимпиада служит сильнейшей «раскруткой» региона на будущее. Наверняка появится отдельная экскурсионная программа по нашим олимпийским объектам. Сейчас виден большой рост интереса к Сочи, его пляжным возможностям у китайцев. Это рефлекторная реакция на рекламу, и это здорово. Именно в этом плане Олимпиада и работает на массовый туризм, не говоря уже об огромном увеличении номерного фонда. Уверен, что благодаря конкуренции даже отели высокого уровня будут вынуждены пересмотреть свою ценовую политику. Повысится и качество обслуживания.
К сожалению, развитие регионов нашей страны идет не планомерно и поступательно, а благодаря крупным событиям, подобным Дальневосточному Форуму, Олимпиаде или футбольному Чемпионату мира в 2018 году.
 
А как с олимпийским транспортом?
Официальными перевозчиками Олимпиады выступают «Аэрофлот» и «РЖД». Они готовы предлагать самые различные варианты перевозки и по уровню сервиса, и по питанию, но им удобнее продавать свой продукт оптом. И для их успешной работы нужно, чтобы заказчики появились уже сегодня.
Хочется отметить, что загрузку Сочи на 40–45% обеспечивают жители близлежащих регионов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, которым удобно приехать на собственном транспорте. А радикальное расширение автомобильной дороги по горам от Джубги до Сочи в программу строительства, к сожалению, не заложено. Ожидать же, что эти потенциальные клиенты бросятся покупать дорогие авиабилеты, вряд ли приходится.
 
Будет ли конкуренция между туроператорами?
Никакой конкурентной борьбы между отечественными или зарубежными компаниями пока нет. Все дело в том, как будут распределяться билеты.
Опыт спортивных мероприятий показывает, что купить билеты туроператору проще и удобнее у зарубежных брокеров и спортивных комитетов, нежели у наших. Как ни странно, четкого партнерства между российскими операторами и российскими оргструктурами не налаживается. Всегда между ними в качестве буфера вклиниваются некие небольшие фирмы, которыми эти структуры обрастают. Им почему-то легче работать с зарубежными партнерами. В результате – и нам тоже.
Получается, что вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Но есть надежда, что на январской туристической ярмарке в Сочи что-то уже будет определено, и операторы смогут начать формировать свои пакеты. Для успешного продвижения продукта необходимо к весенним выставкам уже выступить с конкретными предложениями.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72