Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Коммерческие риски в туризме
Бурные события в популярных у российских туристов странах, особенно в Тунисе и Египте, показали туристическим организациям новые реалии бизнеса. На их фоне отказ путешественника от зарубежной поездки по причине  неполучения визы или болезни - даже не цветочки  на поле коммерческих рисков, которые сопровождают эту отрасль.  Политическая нестабильность в странах массового отдыха россиян вывела в зимнем сезоне этот риск на первое место по количеству отказов от поездки.
Если добавить риск катастрофических событий, аналогичных тем, что произошли несколько лет назад в Юго-Восточной Азии, то становится ясным, что на сегодняшний день российский туристический бизнес остается практически не защищенным от убытков, связанных с отказом от поездки по причинам иным, нежели болезнь или неполучение визы.
Обстоятельства изменились
Раньше отказ от поездки чаще всего мотивировался болезнью клиента или другими событиями, произошедшими по не зависящим от клиента и непредсказуемым причинам. Среди них болезнь клиента или его близких родственников, смерть, пожар, гибель имущества, призыв на военную службу, требования следственных органов и суда, если застрахованное лицо не является подозреваемым или обвиняемым.
На практике не подлежали страхованию действия органов исполнительной власти, отказ в выдаче въездной визы, беспорядки в стране въезда, стихийные бедствия и т.д. Международная практика относит это к форс-мажору. В этих и некоторых других случаях невозможности совершить поездку,  туристическая организация была вынуждена возвращать клиенту практически всю стоимость поездки. Хорошо, если удастся удержать с клиента часть своих расходов, связанных с предварительным бронированием гостиницы, проезда и ряда других услуг. Разногласия между турфирмой и клиентом нередко заканчиваются в суде, который, как правило, занимает сторону клиента.
Запоздалые выводы
В случае перечисленных выше рисков убытки туристических организаций сравнительно невысоки, чего нельзя сказать о самых свежих событиях. Они ярко продемонстрировали зависимость туристического бизнеса от происшествий глобального порядка. В том числе политических событий. Это уже миллионные убытки туроператоров.
Однако западный туристический рынок перенес эти события без потрясений и громких банкротств. В чем причина спокойствия? Ответ прост для специалистов. Страхование предпринимательских или коммерческих рисков  и есть та соломинка, которую надо держать всегда под рукой.
Во время бурных обсуждений финансовых гарантий со стороны страховщиков прорывались робкие предложения гарантировать туристическим организациям защиту их предпринимательской деятельности. Следует отметить, что отказ от поездки по причинам болезни, невыдачи визы  или иных событий, делающих выезд невозможным, также относится к категории предпринимательских рисков.   
К сожалению, российский турбизнес не был готов к такому  решению проблемы. Ведь платить страховые взносы должна сама туристическая организация из официально проведенных через финансовые документы средств. Теперь анализ событий показывает, что миллионные потери в том же Египте можно было бы снизить в сотни раз.
Комплексная защита
Что должно составлять суть  этого вида страхования. Туристическая организация живет и развивается благодаря прибыли, получаемой от бизнеса. Вот вам и размер страховой суммы. Естественно, что все это определяется строго в соответствии с финансовыми документами. К рискам по такому виду страхования могут относиться не только те, о которых уже говорилось, но и риски, связанные с невыполнением партнерами или контрагентами своих обязательств. А главное - это защита от массовых убытков, вызванных непредвиденными обстоятельствами.
Страховой взнос по этому виду страхования составит в пределах 3–5% от страховой суммы. Однако размер страхового взноса будет зависеть от диверсификации риска. Например, если турфирма ориентирована полностью на регионы с высоким уровнем нестабильности – взнос будет выше. Для фирм, работающих в широком диапазоне направлений, риск будет ниже, а значит, и страховой взнос меньше. Особое значение в определении размера страхового взноса имеет тот факт, что существует наработанная десятилетиями методика прогнозирования форс-мажорных событий. Это повышает объективность расчетов страховых тарифов. 
Экспертные оценки говорят о том, что данная страховая услуга будет востребована в российской туриндустрии все больше и больше. Реалии жизни рано или поздно приведут к уходу от частных рисков (например, от финансовых гарантий) и приведут к комплексной защите предпринимательских рисков.
Янина Беруль,
Высшая школа техники и экономики, Берлин

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72