Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Поднебесное братство
Современный этап развития гражданской авиации КНР начался в конце 1980-х годов. В то время Главное управление гражданской авиации страны одновременно выполняло функции регулирующего органа в отрасли и функции национального перевозчика. В 1987 году последний разделился на шесть независимых авиакомпаний: Air China, China Eastern, China Southern, China Northern, China Southwest и China Northwest. Весной 2008 года Управление было переименовано в Администрацию гражданской авиации (СААС) и вошло в состав Министерства транспорта КНР. В настоящее время китайские авиакомпании все громче заявляют о себе на международном рынке авиаперевозок.
 «В ближайшие 20 лет Китай станет ведущей страной мира в области гражданских авиаперевозок», -  считают представители Администрации гражданской авиации КНР.
Air China
Air China, базирующаяся в Пекине, стала главным международным и трансконтинентальным перевозчиком КНР. Она получила в наследство от ГУ ГА КНР парк дальнемагистральных самолетов (B-747, В-767 и В-707, а также среднемагистральные В-737), маршрутную сеть, унаследовала коды IATA и ICAO материнской компании.
После начала работы в 1988 году штат Air China составлял 6 тысяч сотрудников, авиакомпания обслуживала 31 международный и 30 внутренних маршрутов. Спустя 10 лет ее финансовый оборот вырос до $1,38 млрд, объем пассажирских перевозок – до 18 млн человек, маршрутная сеть расширилась до 144 направлений, авиапарк насчитывал 65 самолетов.
В соответствии с программой реформ системы гражданской авиации КНР в январе 2001 года Air China поглотила China Southwest Airlines и China International Airlines, четвертую на тот момент по размеру авиакомпанию страны. В октябре 2002 года состоялось объединение с China National Aviation Company. В результате была учреждена новая компания Air China Company. Через некоторое время она также поглотила Zhejiang Airlines. 30 сентября 2004 года утвержденная Комитетом по надзору за национальным имуществом (SASAC) как главная авиатранспортная компания, находящаяся под контролем Авиационной группы Китая (China Aviation Group), в Пекине была создана компания Air China Limited, насчитывавшая в своих рядах 23 тысячи служащих, с зарегистрированными активами в 6,5 млрд юаней и оплаченным капиталом на сумму 9 433 млрд юаней. Следует заметить, что, несмотря на многочисленные переименования, международный бренд перевозчика - Air China – оставался неизменным. В декабре 2007 года Air China стала членом международного авиационного альянса Star Alliance, а также официальным партнером Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
На сегодняшний день Air China владеет проектной технологической дочерней компанией, дочерней компанией бизнес-разработок, компаниями Aircraft Maintenance&Engineering Corporation (Ameco Beijing), China International Freight Transport Airline Co. Ltd. и Beijing Air Food Company, частью акций Shenzhen Airline и Cathay Pacific Airlines. Она является крупнейшим акционером Shangdong Aviation Group Co. Ltd.
В авиапарке перевозчика – более 270 авиалайнеров, по этому показателю Air China входит в десятку крупнейших авиакомпаний планеты. Кроме того, по данным ИАТА, Air China – мировой лидер по показателю рыночной капитализации, чистая стоимость компании оценивается в $20 млрд. В 2010 году пассажиропоток Air China увеличился на 16% по сравнению с 2009 годом и составил 46,24 млн человек.
 
Москва - Пекин
С 1 июня 2011 года компания Air China вводит дополнительные рейсы на маршруте Москва – Пекин. Рейс СА973 будет выполняться по средам, пятницам и воскресеньям с вылетом из китайской столицы в 16.30 и прилетом в Москву в 20.55. Обратный рейс СА974 будет выполняться по средам, пятницам и воскресеньям с вылетом из Москвы в 23.15 и прибытием в Пекин в 10.55 следующего дня.
China Southern Airlines
«Южные китайские авиалинии» (кит. «Чжунго наньфан ханкун гунсы») начали свою работу в 1989 году и на сегодняшний день считаются одним из лидеров мирового рынка авиаперевозок. Маршрутная сеть авиакомпании охватывает свыше 140 направлений, флот состоит из 240 воздушных судов.
На международном рынке China Southern впервые громко заявила о себе в 1996 году, открыв межконтинентальный рейс Гуанчжоу – Пекин - Амстердам. В марте 1997 года в ее расписании появился маршрут Гуанчжоу - Лос-Анджелес, который вошел в историю как первый беспосадочный рейс двухдвигательного Boeing-777 через Тихий океан. В июле 2000 года появились еще два дальнемагистральных маршрута - в Сидней и Мельбурн.
CAAC выбрала China Southern как одну из трех авиакомпаний – лидеров реструктуризации авиатранспортной отрасли страны, наряду с Air China и China Eastern. В августе 2000 года перевозчик объединился с Zhongyuan Airlines. В январе 2003 года он поглотил China Northern и ее подразделения Beiya Airlines и China Northern Swan, а также China Xinjiang Airlines, получив их местные маршруты. В ноябре 2004 года приобретение было закончено поглощением холдинга, которому принадлежали China Northwest и China Xinjiang.
В январе 2005 года состоялось еще одно историческое событие – самолет Boeing- 777-200 авиакомпании China Southern выполнил рейс из Гуанчжоу в Тайбэй с 234 пассажирами на борту. Впервые после 1949 года гражданский лайнер из материкового Китая приземлился на Тайване. Через несколько лет полеты между КНР и Китайской Республикой стали выполняться на регулярной основе.
15 ноября 2007 года перевозчик вошел в SkyTeam, став первым китайским членом международного авиаальянса.
В январе прошлого года China Southern объявила о дополнительном заказе 20 самолетов  A320-200, поступление которых ожидается в 2011–2013 годах. К концу года было подписано соглашение с концерном Airbus о заказе уже 6 лайнеров A330 и 30 самолетов A320-200. В январе 2011 года анонсировано лизинговое соглашение о поставке во втором квартале текущего года 10 самолетов  Embraer E-190.
По итогам 2009 года China Southern Airlines перевезла 66,28 млн пассажиров, средняя загрузка пассажирских кресел составила 75,3%. Чистая прибыль перевозчика оценивалась в $52,5 млн. В 2010 году пассажиропоток вырос на 15,4% до отметки в 76,5 млн пассажиров. Во многом это было связано с проведением выставки EXPO в Шанхае и 16-х Азиатских игр в Гуанчжоу.
27 января 2011 года авиакомпания получила «четыре звезды» в рейтинге Skytrax и стала четвертым крупнейшим перевозчиком в мире, имеющим такой высокий титул.
 
Гуанчжоу - Москва
С начала ноября 2010 года China Southern открыла ежедневный рейс Гуанчжоу - Москва с транзитной остановкой в Урумчи. В конце 2010 года также были запущены ежедневные рейсы из Гуанчжоу в Сидней и Мельбурн, было объявлено о начале полетов в Новую Зеландию с апреля 2011 года.
China Eastern Airlines
«Восточные китайские авиалинии» (кит. «Чжунго дунфан ханкун гуфэнь юсянь гунсы») – еще один флагман гражданской авиации КНР. Это один из крупнейших авиаперевозчиков планеты -  компания занимает второе место по объему пассажирских перевозок и третье – по стоимости активов. Правда, мировой финансово-экономический кризис заставил менеджеров China Eastern потуже затянуть пояса - в 2008–2009 финансовом году компания получила чистый убыток в размере $2,2 млрд. Потери были обусловлены невыгодно заключенными хеджинговыми контрактами на поставку авиационного керосина в условиях сильных колебаний цен на рынке топлива, а также падением пассажиропотока. Однако в прошлом году ситуация стабилизировалась – в первой половине 2010 года China Eastern заявила о получении чистой прибыли в размере $326,7 млн.
Правительству КНР принадлежат 61,64% акций компании, остальные ценные бумаги торгуются на фондовых рынках. Во флоте China Eastern – около 260 пассажирских воздушных судов, которые летают по более чем ста маршрутам. Девиз перевозчика: «Путешествуй по миру, исполняй свои мечты».
В 1997 China Eastern взяла контроль над убыточной авиакомпанией China General Aviation, одновременно она стала первым перевозчиком в стране, акциями которого осуществлялась торговля на мировых фондовых рынках. В 1998 году был основан грузоперевозчик China Cargo Airlines — совместное предприятие с China Ocean Shipping. В 2001 году China Eastern приобрела авиакомпанию Air Great Wall (Great Wall Airlines), а в 2002 году поглотила еще два крупных местных авиаперевозчика — China Yunnan Airlines и China Northwest Airlines.
В июне 2009 года было анонсировано слияние China Eastern с Shanghai Airlines. Официально объединение состоялось в феврале 2010 года. Теперь компании намерены войти в международный альянс SkyTeam («Восточные китайские авиалинии» первоначально планировали войти в Oneworld, а «Шанхайские авиалинии» были членом Star Alliance). Присоединение к SkyTeam намечено на текущий год.
Таким образом, «Небесная команда» заметно укрепила свои позиции на рынке АТР, где восстановление после кризиса идет в два раза быстрее, чем в Европе и Северной Америке. В июне 2010 года к SkyTeam присоединилась Vietnam Airlines. В 2011 году в альянс также должна войти тайваньская China Airlines. О своем желании вступить в SkyTeam заявила и  индонезийская Garuda Indonesia.
China Eastern – крупнейший мировой заказчик новой авиатехники. В декабре прошлого года она объявила о покупке у концерна Airbus 16 дальнемагистральных лайнеров A330 каталожной стоимостью 1,8 млрд евро. Начало поставок намечено на 2011 год. В начале января China Eastern также подписала контракт на покупку 50 узкофюзеляжных самолетов A320 каталожной стоимостью $3,2 млрд. Их поставки ожидаются в период с 2012 года по 2015 год.
 
Шанхай - Шереметьево
China Eastern открыла воздушное сообщение с Москвой в мае 2005 года, начав выполнение регулярных рейсов из Шанхая в аэропорт Домодедово. В дальнейшем программа несколько раз прерывалась из-за низкой экономической эффективности. Рейсы возобновились в конце марта 2010 года, на этот раз самолеты China Eastern стали летать в аэропорт Шереметьево. В настоящее время полеты выполняются по средам, пятницам и воскресеньям на самолете Airbus A330. Компоновка салона предусматривает 38 мест в бизнес-классе и 262 места в экономическом классе.
Hainan Airlines
Компания «Авиалинии Хайнаня» (кит. «Хайнань ханкун гунсы») выполняет регулярные и чартерные рейсы в 90 пунктов назначения, ее лайнеры, в частности, летают из Пекина в Сиэтл, Брюссель, Торонто, Будапешт, Берлин, Дубай, Москву и Санкт-Петербург.
Первоначально перевозчик назывался Hainan Province Airlines. Впоследствии он получил свое нынешнее имя и в 1993 году стал первым акционерным предприятием воздушного транспорта Китая. Регулярные рейсы начали выполняться в мае 1993 года.
В 1998 Hainan Airlines стал первым китайским перевозчиком, который приобрел 25%-ную долю в международном аэропорту Хайкоу Мэйлань.
Материнская компания «Хайнаньских авиалиний» — HNA group. Созданная в 2000 году, она также является акционером других авиакомпаний: Shanxi Airlines (92,5%), Chang'an Airlines (73,5%), China Xinhua Airlines (60%), Lucky Air, Deer Jet, Shilin Airlines (48,9%) Grand China Express Air (20%), Yangtze River Express, Hong Kong Airlines (45%) и Hong Kong Express (45%).
В ноябре 2007 года  Hainan Airlines, Shanxi Airlines, Chang'an Airlines и China Xinhua Airlines объединились в альянс Grand China Air (кит. – «Дасиньхуа ханкун»). Он входит в холдинг Grand China Airlines Holding CO (GCAHC), который принадлежит властям привинции Хайнань (48,6%), Джорджу Соросу (18,6%) и HNA group (32,8%).
Планируется, что в будущем все участники объединения сольются в единую авиакомпанию, которая станет четвертой в стране по размерам своего флота – около 90 лайнеров, плюс заказ на 25 новых самолетов. Пока, однако, под бренд Grand China Air окончательно перешла только Shanxi Airlines, остальные участники альянса продолжают выполнять полеты под прежними названиями.
В январе 2011 года Hainan Airlines – первой среди китайских перевозчиков - получила «пять  звезд» в рейтинге Skytrax. Столь высокой оценки своей деятельности до нее были удостоены только шесть авиакомпаний мира.
 
2 часа экономии времени
С ноября прошлого года Hainan Airlines предложила своим клиентам, вылетающим из аэропорта Нинбо (провинция Чжэцзян) через Пекин в Сиэтл, Санкт-Петербург и Москву, единую систему регистрации пассажиров и багажа до конечного пункта назначения. Прежде путешественники были вынуждены повторно регистрироваться на рейсы в пекинском аэропорту. Таким образом, минимальное время стыковки в воздушной гавани китайской столицы сократилось до 3 часов при полетах в Сиэтл и до 2 часов при полетах в Москву и Петербург.
 
Cathay Pacific
Девиз этой авиакомпании звучит так: «Теперь вы действительно летите». Cathay Pacific Airways предлагает регулярные пассажирские перевозки по более чем 120 направлениям в Азии, Северной Америке, Австралии, Европе и Африке. Ее парк включает 128 широкофюзеляжных самолетов. Заказаны еще 64 авиалайнера, в том числе 6 самолетов А330-300, 30 самолетов А350-900, 18 самолетов Boeing- 777-300ER и 10 самолетов Boeing-747-8F. Перевозчику полностью принадлежат авиакомпания Dragonair и 60% акций Air Hong Kong Ltd.
Cathay Pacific Airways была основана в Гонконге 24 сентября 1946 года бывшими военными летчиками - американцем Роем Фарреллом и австралийцем Сиднеем де Канцов. Первоначально авиакомпания базировалась в Шанхае, позднее партнеры переехали в Гонконг, где официально Cathay Pacific Airways начала свою деятельность.
Свой первый рейс самолет Cathay Pacific DC-3, названный «Бэтси», совершил по маршруту Гонконг – Манила - Шанхай. В начале своей деятельности география полетов перевозчика охватывала Гонконг, Сидней, Манилу, Сингапур, Шанхай и Гуанчжоу, регулярные рейсы выполнялись между Бангкоком, Манилой и Сингапуром.
В 1948 году 45% акций Cathay Pacific приобрела компания Butterfield&Swire, 35% -  Australian National Airways, по 10% принадлежали партнерам-основателям. Новая авиакомпания начала свою деятельность 1 июля 1948 года и была зарегистрирована как Cathay Pacific Airways Ltd. Позднее Swire приобрела 52% Cathay Pacific и на сегодняшний день 40% в компании принадлежат Swire Group через Swire Pacific.
Бурное развитие перевозчика началось в 1980-х годах – экономический бум в Азии стимулировал открытие рейсов в Европу и Северную Америку. В 1997 году Великобритания передала управление Гонконгом КНР, после чего с хвостов самолетов Cathay Pacific было убрано изображение британского флага. Год спустя Cathay Pacific стала одним из членов-основателей альянса Oneworld.
В 2009 году перевозчик получил почетный титул «Авиакомпания года» от Skytrax. Кроме того, на сегодняшний день он является обладателем «пяти звезд» от этой консалтинговой фирмы. По итогам 2010 года объемы пассажирских перевозок Cathay Pacific и Dragonair увеличились на 9,1% и в совокупности пассажиропоток двух компаний составил 26,796 млн человек.
 
Гонконг - Москва
В июле 2010 года авиакомпания Cathay Pacific открыла воздушное сообщение между Гонконгом и Москвой. Рейсы в столичный аэропорт Домодедово первоначально выполнялись два раза в неделю, с сентября их частота была увеличена до трех рейсов в неделю. На линии работают лайнеры A340-300.
Hong Kong Airlines
Авиакомпания Hong Kong Airlines – сравнительно молодая, она была основана в марте 2001 года как CR Airways Limited. Свою деятельность оператор начинал с чартерных вертолетных перевозок. В июле 2003 года стартовал его первый рейс на Филиппины, который выполнялся на взятом в лизинг самолете Bombardier CRJ200. Через несколько месяцев открылись воздушные маршруты в китайские города Цзинань, Наньнин, Мэйсяньи, Вэньчжоу.
Нынешнее имя Hong Kong Airlines Limited (кит. – «Сянган ханкун») компания получила в ноябре 2006 года, тогда же публике представили новый логотип перевозчика в виде цветка баухинии. Этот эндемик известен также как «гонконгское орхидное дерево», он изображен на флаге Гонконга.
В настоящее время самолеты Hong Kong Airlines выполняют рейсы в КНР, Индонезию, Японию, Россию, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. В парке компании 13 авиалайнеров. Заказаны еще 68 воздушных судов, в том числе 30 самолетов А320-200, 16 самолетов А330-200, 15 самолетов A350XWB и 5 самолетов Boeing- 737-800. С октября 2010 года Hong Kong Airlines официально стала членом ИАТА.
Стратегия перевозчика – обеспечение высокого сервиса на борту. «Мы стремимся не к тому, чтобы максимально удешевить перелет, а к тому, чтобы сделать его максимально комфортным», - отмечает руководство компании. Яркое подтверждение справедливости этих слов – присвоение авиакомпании в ноябре прошлого года «четырех звезд» в рейтинге Skytrax.
Базовый хаб Hong Kong Airlines – международный аэропорт Гонконга – достоин отдельного упоминания. В последнее время он вместе с аэропортами Инчхон (Корея) и Чанги (Сингапур) стабильно занимает первые места в ежегодных рейтингах Skytrax. В настоящее время воздушная гавань обслуживает лайнеры 90 перевозчиков, которые выполняют рейсы в 150 пунктов назначения по всему миру.
 
70% экономии в цене
В настоящее время авиакомпания Hong Kong Airlines выполняет три еженедельных рейса между Москвой (Шереметьево) и Гонконгом, с конца марта 2011 года частота полетов должна увеличиться до четырех рейсов в неделю. Руководство перевозчика отмечает, что с выходом Hong Kong Airlines на российский рынок стоимость перевозки на этом маршруте снизилась на 70%.
 
В тему
Взлет по расписанию
Гражданская авиация КНР сегодня переживает настоящий бум. В начале 2010 года китайские власти ожидали увеличение суммарного пассажиропотока в стране до 250 млн человек. В реальности итоговый показатель оказался еще выше – 267 млн пассажиров. В январе – августе прошлого года объем пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях вырос на 17%, на международных – на 35%. Ожидается, что в 2011 году общий объем пассажирских перевозок достигнет отметки в 300 млн человек.
 «Наш прогноз, основанный на общих тенденциях в данной отрасли, а также на данных о растущих потребностях общества и экономики в авиатранспорте, показывает, что темпы развития отрасли останутся высокими на протяжении длительного времени», - отмечает руководитель СААС Ли Цзясян. По его словам, к 2020 году гражданская авиация Китая должна перевозить до 700 млн человек. Это почти в четыре раза больше, чем в предкризисном 2008 году. Парк китайских авиакомпаний на сегодняшний день насчитывает около 2,6 тысячи воздушных судов. К 2015 году власти обещают увеличить его до 4,8–5 тысяч единиц техники. В частности, недавно была заключена сделка с корпорацией Boeing на приобретение 200 самолетов на общую сумму $45 млрд.
Но закупка зарубежной авиатехники – лишь временная мера. В КНР уже ведется сборочное производство самолетов Airbus. На очереди – реализация собственных разработок в этой области. Широкой общественности уже представлены два национальных проекта – лайнеры Comac ARJ21 Xiangfeng и Comac C919. В прошлом году с конвейеров Поднебесной сошли уже 10 «Сянфэнов». К 2015 году планируется нарастить производство до 30 бортов ежегодно.
Второй самолет пока находится в стадии разработки. Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», на сегодняшний день уже закончено производство фюзеляжа, кессонов крыла и некоторых других важных узлов лайнера. Государственная корпорация гражданской авиации КНР (COMAC) уже получила заказы на производство 100 воздушных судов этого типа, их планируют приобрести как национальные, так и зарубежные перевозчики, в частности, Air China, China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Hainan Airlines, CDB Leasing и GE Capital Aviation Services.
По замыслу создателей, С919 должен составить конкуренцию узкофюзеляжным самолетам концернов Boeing и Airbus. Пассажирская кабина оснащена 168 креслами, ее длина составляет 17 метров, высота – 5,6 метра, ширина – 3,96 метра. Тестовые полеты запланированы на 2014 год. Ожидается, что первый С919 будет поставлен заказчикам в 2016 году после того, как авиалайнер пройдет сертификацию. Кроме того, запланировано производство других модификаций С919, в частности, с салоном на 156 пассажирских кресел.
«Китайский волчок»
Древние китайцы знали о существовании летательных аппаратов тяжелее воздуха. В известном даосском трактате «Баопу-цзы», написанном в начале IV века нашей эры, есть следующий пассаж: «Некоторые делают летающие колесницы из внутренней части ствола дерева жужуба. Полосы бычьей кожи прикрепляют к вращающимся лопастям, чтобы привести в движение этот механизм» (перевод Е.А. Торчинова). Поражает не само упоминание «летающей колесницы», которая «летит, опираясь на воздух», сколько технические подробности. Это первое в истории мировой науки описание принципа действия воздушного винта. Известный синолог Дж. Нидэм отмечал, что опыты с воздушным винтом в Европе, положившие начало аэронавтике современного типа, косвенно связаны с «Баопу-цзы» – им предшествовали наблюдения над популярной в XVIII веке игрушкой – «китайским волчком», использовавшим принцип винта.
Путь длиной в 60 лет
Начало развитию гражданской авиации в КНР положило создание компании СКОГА – Советско-Китайского общества гражданской авиации («Чжунсу миньхан гунсы»), соответствующее соглашение между правительствами наших стран было подписано в конце марта 1950 года. Стартовый капитал предприятия составлял 42 млн рублей. Полеты начались в июле. На первой воздушной линии Пекин - Шэньян - Харбин – Хайлар – Чита работали самолеты Ли-2. Сначала рейсы выполнялись раз в неделю. В дальнейшем частоту увеличили до трех раз в неделю, в расписание добавились маршруты в Иркутск и Алма-Ату. С мая 1952 года авиапарк СКОГА стал пополняться самолетами Ил-12.
С 1 января 1955 года компания стала полностью китайской и перешла под юрисдикцию Главного управления гражданской авиации КНР.
Все имеет смысл
Логотип авиакомпании Главного управления гражданской авиации КНР представлял собой стилизованное изображение крыльев с красной звездой в центре и четырьмя звездами меньшего размера внизу. Название перевозчика «Чжунго Миньхан», наносившееся на фюзеляжи самолетов, воспроизводило каллиграфию Чжоу Энлая. Логотип преемника ГУ ГА КНР – компании Air China – представляет собой стилизованное изображение птицы феникс. Иероглифы с китайским названием «Чжунго гоцзи ханкун гунсы» на фюзеляжах ее лайнеров воспроизводят каллиграфию Дэн Сяопина. В английской версии бренд перевозчика звучит как «Air China». Феникс – священная птица из древнекитайской мифологии. В трактате «Шаньхай-цзин» сказано, что она рождена в восточной стране под названием Цзюньцзы и летает вдоль великих гор Куньлунь и над всеми океанами; где бы она ни пролетала – везде она приносит удачу и мир. Логотип Air China в виде феникса также напоминает  стилизованное написание слова VIP. Его красный цвет символизирует процветание, благополучие, мир и счастье. Программа перевозчика для часто летающих пассажиров называется PhoenixMiles. Air China – единственная китайская авиакомпания, на самолетах которой изображен национальный флаг КНР.
Почему не Афанасий Никитин?
Название авиакомпании Cathay Pacific Airways (кит. «Гоцинь ханкун») весьма примечательно. Как известно, слово «Китай» произошло от названия племени киданей, которые правили в северном Китае в то время, когда возникли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки оно пришло как Catai — это название Поднебесной дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. Им он обозначил северный Китай. В дальнейшем в английском языке Catai превратился в Cathay.
Слово China и родственные ему названия во многих европейских языках, которые изначально означали южный Китай, вероятно, происходят от имени древнекитайского княжества Цинь. «Популяризировал» это наименование тот же Марко Поло. Причем в то время нынешние омонимы «Китай» и «фарфор» в английском языке звучали по-разному - оба пришли в Европу через Персию и вели происхождение от двух разных персидских слов, хотя и имевших единый санскритский корень. 
В «Хожении за три моря» Афанасия Никитина название «Чина» также используется для обозначения южного Китая (как и для его основного экспортного товара — фарфора), а слово «Китай» для северного.
Бонусная программа для часто летающих пассажиров Cathay Pacific носит название Marco Polo Club.
Рубрику ведет Ян ХВИЛЕР

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72