Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2011
« Вернуться к журналу  

Направление номер один
Став в 2001 году членом Всемирной торговой организации, Китай резко увеличил объемы внешней торговли, иностранных инвестиций и валютных резервов. Стремительно стала развиваться и национальная индустрия гостеприимства.
Сегодня перед туристическим сектором страны поставлена конкретная и довольно амбициозная задача – к 2020 году ежегодно привлекать в Поднебесную 210 млн путешественников. К этому времени, согласно прогнозам специалистов Всемирной туристской организации ЮНВТО, Китай станет первой в мире страной по количеству принимаемых зарубежных гостей и займет четвертую строчку в мировом в рейтинге по числу выезжающих за рубеж туристов. Доходы в этом секторе национальной экономики через 10 лет должны достигнуть отметки в $300 млрд, что эквивалентно 8–11% китайского ВВП. В том числе в секторе международного туризма поступления составят около $58 млрд, около $250 млрд придется на рынок внутреннего туризма.
Китайский туризм прибавляет не только в количественных показателях, он меняется качественно. В последние годы среднестатистический китайский путешественник тратит в зарубежной поездке почти $3 тысячи, а в некоторых регионах мира эта цифра еще выше, например, $3,9 тысячи – в Северной Америке, $4,1 тысячи – в Европе. Причины вполне очевидны. Это укрепление национальной валюты, увеличение числа выходных в стране, расширение списка государств, которые граждане КНР могут посещать без оформления визы, хорошая осведомленность о рекреационных возможностях зарубежных дестинаций. И, конечно, нельзя забывать о росте благосостояния населения. Число представителей среднего класса в КНР к 2025 году должно увеличиться до 500 млн человек.
Значительную роль в деле укрепления позиций страны на международном туристическом рынке сыграли пекинская летняя Олимпиада 2008 года и всемирная выставка EXPO-2010 в Шанхае. По официальной статистике, в прошлом году объем внутреннего турпотока в Поднебесной вырос на 10,6% по сравнению с 2009 годом и составил 2,1 млрд человек, доходы в этом секторе рынка выросли на 23,5% до 126 млрд юаней. Число гостевых прибытий из-за рубежа (включая однодневные визиты) составило 134 млн человек (+5,8%), они принесли стране $45,8 млрд (+15,5%). При этом 55,66 млн человек совершили в стране как минимум одну ночевку (+9,4%). Увеличилось и число китайских путешественников за рубежом, которое составило 57,39 млн человек – на 20,4% больше, чем годом ранее.
 
Ежегодный рост
Цели на ближайшую пятилетку -  увеличение внутреннего турпотока до 3,3 млн человек, въездного турпотока – до 66,3 млн (имеются в виду отдыхающие, прибывающие в страну более чем на один день), общего дохода в отрасли – до 230 млрд юаней. Число занятых в индустрии гостеприимства должно ежегодно возрастать на 700 тысяч человек и к 2015 году составить 15,25 млн человек.
 
ИНТЕРВЬЮ
Большие планы
Собеседник «ТБ»  - глава московского представительства Государственного управления по делам туризма КНР Лю Цзяньмин
Какова на сегодняшний день статистика посещения Китая российскими туристами?
В 2010 году Китай посетили 2,37 млн российских граждан, что на 36% больше, чем годом ранее. Основная часть туристов - более миллиона человек - приезжают в КНР из городов российского Дальнего Востока. Примерно 500 тысяч гостей - из центральной части страны, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Два крупнейших российских города дают нам примерно 200 тысяч туристов. На мой взгляд, это очень мало. Я знаю, что в Европейской части России проживает куда больше населения, чем на Дальнем Востоке. Поэтому мы решили развивать туристический обмен именно с Европейской частью РФ. Наша задача - значительно увеличить турпоток из этого региона.
Какие регионы Китая наиболее популярны у российских отдыхающих?
Основные турпотоки россиян направлены в Пекин, Санью и Шанхай. Китайская столица в прошлом году приняла 200 тысяч туристов из России, город занимает первое место в стране по приему россиян. На втором месте Санья, которая приняла 150 тысяч российских туристов. На третьем месте - Шанхай. В столице Китая гостей интересуют экскурсии и шопинг, на остров Хайнань (Санья) едут за пляжным отдыхом. В Шанхае путешественники совмещают шопинг и экскурсии по близлежащим провинциям.
Как выглядят российские гости на фоне туристов из других стран?
Больше всего зарубежных гостей приезжает к нам из Японии – около 4 млн человек ежегодно. Далее в порядке убывания следуют Южная Корея – 3 млн гостей, Россия – почти 2,4 млн, США – 1,5 млн. Много отдыхающих из Вьетнама, Германии и Италии. Японцы предпочитают северные регионы страны, например, провинцию Шэньси с ее знаменитой терракотовой армией близ города Сиань. Туристы из Южной Кореи  едут в прибрежные районы, такие как Шаньдун. Гости из США любят посещать культурно-исторические объекты. Их интересует китайская культура, Великий Шелковый путь, круизы по реке Янцзы. Российские туристы больше любят пляжный отдых, поэтому активно посещают остров Хайнань. Но у Китая есть и другие, более интересные регионы.
Уже 40 достопримечательностей Китая внесены в список Всемирного культурного и природного наследия человечества ЮНЕСКО. Экскурсионные возможности страны уникальны, мы можем предложить гостям множество интересных маршрутов. Несомненный интерес представляют, например, провинции Хэнань, Сычуань, Юньнань, Хунань. Очень интересен Тибет, который, кстати, и сами китайцы любят посещать. Иностранцам для поездки в Тибет нужно оформить специальное разрешение. Для самостоятельного туриста это может быть немного сложно, но получить его с помощью турфирм - не проблема. Государственное управление по делам туризма КНР планирует продвигать на российском рынке именно эти регионы.
Расскажите, пожалуйста, о планах вашей работы в текущем году.
Мы намерены пригласить в Китай несколько телеканалов для съемок телевизионных программ о стране. В прошлом году к нам уже приезжали съемочные группы, которые готовили передачи об объектах Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. В этом году мы намерены пригласить еще больше тележурналистов. У нас уже есть порядка десяти заявок на посещение страны, в том числе и от таких телеканалов, как «Культура», «Домашний», «НТВ». Думаю, после просмотра программ интерес телезрителей к Китаю заметно вырастет. Кроме того, мы планируем публикацию статей в туристических журналах, газетах. Рекламные ролики на телевидении, к сожалению, крайне дороги, а бюджет, выделенный на продвижение страны, не очень велик.
Какие туристические новинки должны появиться в Китае в ближайшее время?
Во время кризиса наше правительство обращало пристальное внимание на развитие индустрии гостеприимства. Сейчас почти все провинции вложили значительные суммы денег в развитие туристической инфраструктуры. Постоянно открываются новые отели, строятся железнодорожные магистрали, шоссе. Инфраструктура развивается очень быстро. В крупных городах растет число пятизвездных гостиниц. В одном только Шанхае их уже более пятидесяти. Я бы даже сказал, что этого слишком много. VIP-туристов, останавливающихся в отелях такого уровня, у нас пока недостаточно. Впрочем, отелей категорий 3–4 звезды в стране также не мало. В Китае ежегодно увеличивается количество гостиниц всех категорий. На мой взгляд, объектов размещения вполне достаточно. Появляются новые интересные туристские центры. Например, в горах на юге страны недавно открылся горнолыжный курорт.
Российские туроператоры сетуют на нехватку русскоязычных гидов в Китае. Решена ли эта проблема?
Сейчас в Китае, на мой взгляд, мало гидов, которые могут свободно говорить по-русски. В Пекине, Шанхае проблем с гидами-экскурсоводами нет, там много университетов, где изучают иностранные языки. А в Южном и Западном Китае - в провинциях Гуандун, Сычуань, в Тибете ощущается дефицит хороших русскоязычных гидов. Но сейчас этот вопрос находится под пристальным вниманием правительства. Между нашими странами налаживается сотрудничество в сфере подготовки кадров для туротрасли. Турпоток растет, количество гидов также увеличивается. Будет организован двухсторонний форум по подготовке кадров в туризме, в первую очередь экскурсоводов. В прошлом году в октябре в Сочи уже прошел русско-китайский форум «Современные образовательные технологии в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для индустрии туризма». Активно развивается сотрудничество между вузами, в том числе в сфере студенческого обмена.
Что происходит с турпотоком из Китая в Россию?
По статистике, в прошлом году из Китая в Россию прибыло 700 тысяч человек. Эта цифра включает как туристические поездки, так и деловые визиты, и она практически не меняется. Турпоток растет, но медленно. Он заметно снизился лишь в 2009 году -  примерно до 600 тысяч человек, а в 2010 году  вернулся к прежней отметке. Китайские туристы едут, прежде всего, в Санкт-Петербург и Москву. Как правило, поездка длится примерно неделю. Туристы прилетают в Москву, проводят здесь 2–3 дня, затем едут в Северную столицу, где проводят больше времени. В Китае даже есть пословица - если ты не был в Санкт-Петербурге, ты не был в России. Естественно, посещают китайцы и приграничные районы. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга у моих соотечественников очень популярно озеро Байкал, но пока из-за проблем с инфраструктурой этот регион не может принять много гостей. С развитием инфраструктуры, вырастет и турпоток. Уверен, что дальнейшее сотрудничество между нашими странами привлечет китайских туристов в Россию. Например, 2012 год объявлен Годом России в Китае, 2013 - Годом Китая в России.
Беседовала Светлана БАЕВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72