|
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах
Как известно, туристическая деятельность находится под пристальным вниманием государственных контролирующих органов - правоохранительных, налоговых, административных. Причин этому несколько. В первую очередь, это непрекращающиеся скандалы с исчезновением турфирм, брошенными и обманутыми туристами. Во многом информация подобного рода раздувается и подогревается силами СМИ - в погоне за рейтингом, но, тем не менее, результат для туристической отрасли негативный - потеря доверия потребителей к туристским услугам и повышенное внимание контролирующих органов. Но это отнюдь не единственная причина.
Немаловажным фактором, влияющим на степень контроля, является значительная наличная денежная масса, оседающая в кассах турфирм, причем нередко без оформления приходных документов и, соответственно, в обход налогов. Оформление прихода наличных денежных средств туристской путевкой не выполняет в достаточной мере фискальных функций, и государство в лице налоговых органов старается компенсировать недостаток информации о доходах турфирм повышенным контролем. Неопределенность законодательства в сфере туризма и налогового законодательства также способствует репрессивным методам контроля - спорные моменты, как правило, трактуются не в пользу предпринимателя, а четкого перечня правил и нормативов, применимых к туристической деятельности, закон не устанавливает.
Еще одно обстоятельство, на наш взгляд провоцирующее различные административные действия, - это разобщенность туристического бизнеса, отсутствие значимых сил, способствующих защите предпринимателей в сфере туризма и консолидации отрасли.
Отношения предпринимателей и государства при проведении проверочных мероприятий регулирует Федеральный закон №134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Но указанный закон не распространяется на мероприятия по налоговому контролю, эти функции государства регулируются Налоговым кодексом. Также кодексом предусмотрены и санкции за налоговые правонарушения. Кроме того, некоторые правонарушения по своему составу и размерам причиненных государству убытков выходят за рамки административных, в таком случае они относятся к уголовным преступлениям.
Потери компании при наложении на нее санкций могут быть весьма значительными. В нашей практике немало случаев, когда запущенный учет и неправильное исчисление налогов приводили фирму к банкротству - налоговые санкции были настолько велики, что уплатить их фирма была не в состоянии.
Ниже мы представляем сводную таблицу штрафов и санкций, установленных законом в отношении налоговых правонарушений.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений
(глава 16 НК РФ)
Виды правонарушений
|
Субъекты ответственности |
Размер штрафа
|
Основание |
Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок:
- не более 90 дней
- более 90 дней
|
Организации или физические лица
|
- 5000 рублей
- 10 000 рублей
|
Ст. 116 НК РФ
|
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение:
- не более 3 месяцев
- более 3 месяцев
|
Организации или индивидуальные предприниматели
|
- 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 000 рублей
- 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
|
Ст. 117 НК РФ
|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
|
Организации или физические лица
|
5000 рублей
|
Ст. 118 НК РФ |
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение:
- не более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации
- более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации
|
Организации и физические лица
|
- 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 рублей
- 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
|
Ст. 119 НК РФ |
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния:
- совершены в течение одного налогового периода
- совершены в течение более одного налогового периода
- повлекли занижение налоговой базы
|
Организации |
- 5000 рублей
- 15 000 рублей
- 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей
|
Ст. 120 НК РФ |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные:
- по неосторожности
- умышленно
|
Организации или физические лица
|
- 20% от неуплаченных сумм налога
- 40% от неуплаченных сумм налога
|
Ст. 122 НК РФ |
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
|
Организации или физические лица
|
20% от суммы, подлежащей перечислению
|
Ст. 123 НК РФ |
Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
|
Организации |
10 000 рублей
|
Ст. 125 НК РФ |
- Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
- Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ
|
- Организации или физические лица
- Организации
|
- 50 рублей за каждый непредставленный документ
- 5000 рублей
|
Ст. 126 НК РФ |
- Неявка или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля
- Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний
|
Физические лица
|
|
Ст. 128 НК РФ |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу:
- при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ
- те же деяния, совершенные повторно в течение одного календарного года
|
Организации и физические лица
|
|
Ст. 129.1 НК РФ |
Налоговым кодексом установлен предельный срок взыскания неуплаченных налогов - 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, недействительно и исполнению не подлежит (ст. 46 НК).
Следует отметить, что налоговые органы вправе взыскать сумму налагаемого штрафа без суда. В соответствии со ст. 103.1 НК РФ «Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа» по инициативе руководителя налогового органа со счета может быть списана сумма налагаемого штрафа, «в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах...».
В случае неуплаты налогоплательщиком сумм налоговых санкций в добровольном порядке, налоговый орган вправе обратиться в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения решения (Пленум ВАС РФ, постановление от 22 июня 2006 года №30). Кроме того, в случае, если предприятие не в силах оплатить наложенные на него штрафы или недоимку но налогам, его банковский счет может быть заблокирован по требованию налогового органа.
Помимо Налогового кодекса ответственность за нарушение законодательства в области предпринимательской деятельности финансов, налогов и сборов предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следующие статьи являются наиболее «популярными» в отношении туристических компаний:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);
- нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3);
- продажа товаров, выполнение работ, оказание населению услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил (ст. 14.4);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5);
- обман потребителей (ст. 14.7);
- нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8);
- незаконное использование товарного знака (ст. 14.10);
- ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1);
- невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2);
- грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11);
Предприятиям и предпринимателям, привлеченным к ответственности, следует учесть, что размер штрафа может быть снижен судом. В связи с чем настоятельно рекомендуем обжаловать любое решение административного органа в вышестоящей инстанции или в суде, что при грамотном подходе может принести положительные результаты и снизить убытки компании. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении - десять суток с момента вручения постановления или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП).
Субъектами такого вида ответственности являются должностные лица предприятия. Под ними понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители или иные работники организации, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, можно отметить, что административную ответственность, например, по ст. 15.2 может нести руководитель предприятия, а по ст. 15.1 - главный бухгалтер. При этом практически во всех случаях обнаружения административного нарушения ответственность несет и юридическое лицо.
Административная ответственность в виде штрафов, наложенных на предприятие, не распространяется на владельцев - учредителей фирмы; даже если на счетах недостаточно средств для погашения задолженности перед бюджетом, взыскание не может быть наложено на имущество учредителей юридического лица.
Несколько иная ситуация в случаях уголовного преследования. Ответственность наступает у физического лица - директора, главного бухгалтера, иного лица, причастного к совершению преступления (в некоторых случаях и учредителя предприятия), если будет доказано его участие, например, в искажении данных бухгалтерского учета.
Ниже представлена сводная таблица санкций за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, установленных Уголовным кодексом РФ (глава 22 УК РФ)
Состав преступления |
Вид наказания |
Основание |
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное:
- в крупном размере (более 500 тыс. руб.)
То же деяние, совершенное:
- группой лиц по предварительному сговору
- в особо крупном размере ( более 2500 тыс. руб.)
|
- Штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
- Штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
|
Ст. 199 УК РФ |
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное:
- в крупном размере
- в особо крупном размере
|
-
Штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
- Штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет либо лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового
|
Ст. 199.2 УК РФ |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере
|
Штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового
|
Ст. 199.2 УК РФ | В последнее время участились случаи привлечения руководителей турфирм к уголовной ответственности по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. Это является естественным следствием многолетнего «дикого» учета, «черной» бухгалтерии и пренебрежения к формальным правилам по оформлению документов. По данным МВД РФ, количество возбужденных дел по налоговым преступлениям ежегодно увеличивается на 50%. К подозреваемым в совершении налоговых преступлений нередко применяются самые строгие меры пресечения, вплоть до взятия под стражу, и в таких случаях уголовное производство почти всегда заканчивается осуждением и реальными сроками лишения свободы.
Усиливает репрессивную тенденцию отсутствие законодательных норм так называемого «деятельного раскаяния» - даже если налогоплательщик уплатит задолженность по налогам, основание для привлечения его к уголовной ответственности все равно остается.
По мере развития туристической отрасли и увеличения потока туристов пропорционально усиливается степень государственного контроля в отношении туристических фирм. Не исключено, что в ближайшее время турфирмы будут находиться под таким же пристальным вниманием фискальных органов, как и торговля алкоголем, торговля бензином или продуктами питания. В этой связи турфирмам следует быть готовыми к проверкам любого уровня и профиля, привести бухгалтерский и налоговый учет в надлежащий вид и уделять достаточное внимание делопроизводству на предприятии.
Георгий МОХОВ, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
www.travelexpert.ru
|
|