22 октября
«Аэрофлот» получил 56 международных направлений «Трансаэро»
Наши эксперты прогнозируют, изменятся ли ценовая политика и взаимоотношения с операторами после передачи «Аэрофлоту» значительной части зарубежных направлений авиакомпании "Трансаэро"
На своем вчерашнем заседании Межведомственная комиссия Минтранса России выдала "Аэрофлоту" временные допуски на 56 из 156 международных рейсов "Трансаэро", - сообщает ведомство.
"Временный допуск будет действовать в период с 26 октября текущего года по 30 октября 2016 года с возможностью дальнейшей пролонгации в зависимости от понесенных "Аэрофлотом" расходов", — сообщается в документе.
В сообщении подчеркивается, что целями выдачи допуска является "обеспечение непрерывного воздушного сообщения и недопущения массовых сбоев перевозок" пассажиров с билетами "Трансаэро" и что 56 маршрутов составляют 36% от 156 международных маршрутов "Трансаэро".
"В то же время внутрироссийские маршруты могут быть перераспределены между другими перевозчиками без каких-либо ограничений", — сказано в сообщении.
Как напоминает в этой связи «Интерфакс», ранее в среду министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что по итогам внеочередной проверки Росавиацией деятельности "Трансаэро" было принято решение об аннулировании сертификата эксплуатанта перевозчика с 26 октября. Позднее руководитель Росавиации Александр Нерадько уточнял, что у "Трансаэро" есть допуски на полеты по 156 направлениям, на 57 из них уже заявил претензии "Аэрофлот".
Говоря о практике распределения маршрутов проблемных перевозчиков, г-н Нерадько привел в этой связи ситуацию с банкротством авиакомпании "Атлант-Союз".
"Хотел обратить ваше внимание, что тогда плечо подставила авиакомпания "ЮТэйр" — и вполне справедливо, на мой взгляд, получила возможность выполнения полетов по международным маршрутам, правом на которые тогда обладал "Атлант-Союз".
Поэтому я думаю, что в ходе заседания комиссии будут рассмотрены различные аспекты — и в том числе то, что авиакомпания "Аэрофлот" уже затратила значительную сумму средств для вывоза пассажиров "Трансаэро" — по разным оценкам, она приближается к 17 млрд рублей. Конечно, "Аэрофлот" рассчитывает на то, что он сумеет получить разрешение на полеты по тем 57 маршрутам».
"Аэрофлот", в свою очередь, подтвердил взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров "Трансаэро", возврату денежных средств и приему на работу 6 тыс. сотрудников при условии получения части направлений "Трансаэро".
«Получив ключевые направления, «Аэрофлот» на многих маршрутах станет монополистом, что может негативно отразиться на развитии самой компании, - заявил межу тем нашему порталу Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой компании «Инфомост». - Ведь монополия – это не только неизбежное повышение тарифов, но еще и главный враг продвижения компании.
Монополия лишает компанию стимула к дальнейшему развитию. Хороший пример – РЖД, ежегодно увеличивающий тарифы на 5%, при этом с каждым годом теряющий пассажиров, отсутствие конкуренции не дает компании развиваться.
Сейчас продукт «Аэрофлота» - достойный и заслуживает уважения, но если бы «Аэрофлот» был монополистом, он был бы гораздо хуже».
«Что же касается вероятного повышения цен на ряде полученных направлений, то оно непременно произойдет, но я убежден, что повышать тарифы необходимо в любом случае, независимо от монополизации. Необходимо прекращать ценовые войны, если мы не хотим, чтобы ситуация с «Трансаэро» повторялась снова и снова.
Если же говорить о взаимодействии «Аэрофлота» с туроператорами, то оно будет значительно отличаться от формы отношений с ними «Трансаэро», поскольку сотрудничество с турбизнесом никогда не было для «Аэрофлота» приоритетным», - заключил наш эксперт.
В свою очередь, Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок, заявил в беседе с нами: «Не думаю, что выход «Аэрофлота» на основные направления приведет к значительному удорожанию тарифов. Вероятнее всего, на этих направлениях будут отсутствовать «горящие предложения».
Что касается повышения тарифов, то оно в любом случае произойдет на тех направлениях, где есть спрос и нехватка перевозки – «Аэрофлот» строит сейчас схему, по которой он не будет монополистом, ведь часть направлений будет выполнять а/к «Россия». «Аэрофлот» добился ровно того, чего хотел, пока только не понятна роль S7 во всей этой ситуации».
Отвечая на наш вопрос о дальнейших взаимоотношениях «Аэрофлота» с туроператорами, г-н Бураков отметил, что «маловероятно, что «Аэрофлот» начнет активно взаимодействовать с ними. Скорее всего, мы вернемся к тому, с чего начинали. Чартерной перевозкой будут заниматься небольшие перевозчики, изначально «заточенные» под туристический рынок - Azur Air, Nordwind, I Fly и другие».
Наконец, Алексей Дорош, директор «Связной Трэвел», уверен, передача «Аэрофлоту» значительной части зарубежных направлений «Трансаэро» приведет к удорожанию билетов. «Во-первых, уход «Трансаэро» означает исчезновение с рынка билетов, которые авиакомпания, демпингуя, продавала по цене на 20-30% ниже рыночных.
Кроме того, «Аэрофлот», который уже перевез более 1,5 млн. пассажиров «Трансаэро» и продолжает их перевозить, не может финансировать эти перевозки из собственных средств, так как демонстрирует убытки. Поэтому единственный выход для перевозчика – переложить стоимость перевозки пассажиров «Трансаэро» на своих клиентов, «распределив» эти деньги между всеми своими пассажирами. Естественно, это ведет к повышению цен на билеты.
Более того, у «Аэрофлота» есть возможность «перекладывать» затраты на пассажиров, так как после прекращения полетов «Трансаэро» по ряду направлений выполняются только его рейсы».
Говоря о взаимодействиях с туроператорами, г-н Дорош отметил, что «показательный пример - «Библио-Глобус». Компания, сделавшая ставку исключительно на направления «Трансаэро» и имевшая с перевозчиком очень крупные договора. Что происходит сейчас: продав до конца года более 200 тыс. путевок с перелетами «Трансаэро», туроператор сейчас не может гарантировать клиентам вылеты и вынужден возвращать им деньги. Одна из заявленных на днях сумма возвратов – около 300 млн рублей. Сейчас компания вынуждена вести экстренные переговоры с другими перевозчиками, чтобы обеспечить своим клиентам оплаченный отдых. Естественно, этот форс-мажор драматически повлияет на прибыльность туроператора. А другие игроки, поменьше, оказавшиеся в похожей ситуации, возможно, будут вынуждены уйти с рынка, если им не удастся найти какие-то источники финансирования, чтобы решить подобную проблему.
В дальнейшем туроператорам предстоит заключать договора с «альтернативными» перевозчиками, вернее, с а/к Аэрофлот. Цены у него будут выше по уже озвученным причинам, это, естественно, скажется на стоимости туров, а российские туристы сейчас и так крайне чувствительны к цене на отдых.
Было заявлено, что остальные направления «могут распределяться между всеми перевозчиками». Однако, нельзя быть уверенными в том, что распределение произойдет «по-братски» - ситуация с получением «Аэрофлотом» эксклюзивных маршрутов «Трансаэро», отзывом сертификата эксплуатанта «Трансаэро» и исками кредиторов ровно после подписания соглашения между «Трансаэро» и S7 напоминает сложную шахматную партию, в которой явно выражены интересы одной из сторон».
/TOURBUS.RU
|