Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Новости

02 сентября
«Аэрофлот» купит «Трансаэро» за один рубль

Вчера стало известно о том, что группа «Аэрофлот» приобретет 75% + 1 акцию авиакомпании «Трансаэро»


Первого сентября было объявлено о создании единой крупнейшей авиационной группы в России. Группа «Аэрофлот» приобретет вторую по величине пассажирооборота авиакомпанию страны - «Трансаэро». Российские авиаперевозчики подтвердили информацию о сделке, по которой «Аэрофлот» планирует приобрести 75% и еще одну акцию компании «Трансаэро». По сообщению пресс-службы «Трансаэро», слияние было одобрено на заседании межведомственной комиссии правительства, посвященном вопросам авиатранспортной отрасли. Председательствовал на нем первый вице-премьер Игорь Шувалов.

 

«В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в группу «Аэрофлот», - говорится в сообщении пресс-службы компании.

 

В пресс-службе «Аэрофлота» рассказали, что деятельность «Трансаэро» будет реструктурирована, однако не пояснили, как именно. Пока неясно, сохранится ли корпоративный бренд «Трансаэро».

 

Возможно, «Аэрофлот» приобретет «Трансаэро» за символический один рубль, передал «Интерфакс» слова анонимного участника совещания у г-на Шувалова. Об этом же говорит сайт РБК со ссылкой на источник в Министeрстве транспорта.

 

Основным условием одобрения со стороны правительства стало выполнение «Аэрофлотом» всех обязательств по перевозке пассажиров.

 

Еще одно условие - не допустить резких изменений кадровой политики и сокращения персонала. При этом Шувалов дал поручение ФАС следить за ситуацией на рынке авиаперевозок в связи с грядущей сделкой.

 

В последнее время компания «Трансаэро» находилась в непростом финансовом положении. По состоянию на 1 августа «Трансаэро» продала 1,5 млн билетов, из которых 1,4 млн - с датой вылета до конца октября 2015 года, сообщается в материалах Минтранса.

 

В августе «Трансаэро» проводила несколько масштабных распродажных акций с вылетами по весну 2016 года, тем самым, по сути, захватывая пассажиров в заложники. За последний месяц у авиакомпании были замечены такие тарифы, как Москва - Берлин за 5,3 тыс. руб., Москва - Вена за 7,4 тыс., Екатеринбург - Вена за 4,8 тыс., Москва  - Вильнюс за 2,4 тыс., Москва - Дели за 12,2 тыс., Москва - Ростов-на-Дону за 2,15 тыс., Москва - Новосибирск за 6,7 тыс. руб. Все тарифы указаны за билеты «туда-обратно», включая сопутствующие сборы.

 

Финансовые показатели авиакомпании значительно ухудшились не только по итогам прошлого года. Положение компании не стало лучше и после получения кредита от ВТБ на 9 млрд руб. по правительственным госгарантиям в январе 2015 года.

 

Несмотря на планы по выходу из кризиса, операционный убыток «Трансаэро» за второй квартал 2015 года составил 8,1 млрд руб., увеличившись более чем в два раза с 3 млрд руб. в первом квартале текущего года. В пересчете на пассажира убыток составил 2,3 тыс. руб.

 

Как указывается в материалах Минтранса, на 18 августа объем кредиторской задолженности составил 82 млрд руб., из которых около 40 млрд - в валютных кредитах в пересчете на рубли по текущему курсу, а 42 млрд руб. - это кредиты в рублях.

 

Финансовые и операционные заимствования «Трансаэро» в долгосрочном периоде составили около 150 млрд руб. Задолжала авиакомпания и контрагентам: долг перед «Роснефтью» превысил 4,1 млрд руб., перед «Газпром нефть» - 5,2 млрд руб. В августе иск на 1,3 млрд руб. к «Трансаэро» подал банк «ФК Открытие».

 

По данным «Ведомостей», передача «Трансаэро» «Аэрофлоту» будет происходить постепенно – в течение года. Интерфакс сообщает, что Александр и Ольга Плешаковы, владеющие 36,62% акций ОАО «АК «Трансаэро», не останутся в руководстве компании, а также выйдут из состава акционеров.

 

«Решение, скорее, правильное, но, честно признаться, неожиданное, - заявил нам Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок. – На сегодняшний день это мягкий вид банкротства. Как это будет выглядеть через неделю, пока говорить рано. Если бы не решение о поглощении, «Трансаэро» ожидало бы классическое банкротство, как это произошло в 2008 году с третьей по объему перевозок авиакомпанией.

 

Говорить о монополизации рынка преждевременно. Пока у нас существует свободный рынок авиаперевозок (S7, «Уральские авиалинии», «ЮТейр»).

 

Что касается дальнейшей судьбы «Трансаэро», которую сейчас все активно обсуждают. Сохранить ли бренд? Делать ли из «Трансаэро» лоукостер? Какой будет маршрутная сеть? Я уверен, что даже сам «Аэрофлот» еще не думает об этом. Для начала «Аэрофлот» через аудит должен оценить масштабы «катастрофы» в приобретении для себя такого завидного актива. К тому же сначала нужно перевезти пассажиров, которые уже купили билеты на «Трансаэро». 

   

«То, что произошло с «Трансаэро», на рынке ОТА началось еще в 2013 году. Тогда обанкротившаяся Eviterra демпинговала, потом стала использовать оборотные средства не по назначению, затем перестала платить поставщикам. В течение 2014 году аналогичные случаи произошли еще с рядом игроков из ОТА и с турфирмами, - рассказал нам  Алексей Дорош, директор «Связной Трэвел». – «Трансаэро» сильно подвел резко упавший поток выездного туризма, и внутренние перелеты в принципе не могли компенсировать в деньгах потери от  продаж на зарубежных направлениях. А еще и демпинг внутри России – скидки на внутренние перелеты до 30% от рыночного уровня – в результате привел фактически к банкротству. 

 

И если случай с Eviterra вылился в отмененные полеты/путешествия сотен пассажиров, в случае с «Трансаэро» пострадали бы десятки тысяч людей и сотни поставщиков. Такого нельзя было допустить, и «на помощь» пришел Аэрофлот, которому теперь нужно будет исполнить обязательства Трансаэро по всем перевозкам, погашению долгов перед подрядчиками (а это не только аэропорты, но и другие поставщики) и сотрудниками. 

 

Что это значит для пассажиров – все их полеты состоятся, и это большой плюс. Единственный возможный минус – скорее всего «сгорят» мили, накопленные в рамках программы лояльности. 

 

Для рынка это означает, что «Аэрофлот» становится по сути единственным регулятором авиаперевозок – оппонентов ни по размеру флота, ни по охвату территорий у него нет. Это может привести к ситуации, когда рынок будет регулироваться жесткими нерыночными методами. Это повлияет на всех продавцов. 

 

Рынок 1 сентября оценил произошедшее в 15% рост стоимости акций «Трансаэро» (в пике +40%) и в 5,5% падение котировок «Аэрофлот».


 «Трансаэро» - крупнейшая частная авиакомпания и вторая по годовому пассажирообороту. После такой покупки «Аэрофлот» станет одной из крупнейших авиакомпаний в мире и практически монополистом в России. Отсутствие конкуренции никогда не сказывается в пользу клиентов положительно, поэтому назвать это праздником сложно», - уверен Федор Егоров, директор по работе с отелями и партнерами онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com.


«Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя, - отметил в свою очередь, Александр Сизинцев, генеральный  директор Biletix. - Это особенно актуально для рынка пассажирских авиаперевозок, так как связь между доступностью направления и количеством обслуживающих его авиакомпаний всегда очевидна.


 

С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года. Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом. «Аэрофлот» обладает достаточным опытом, ресурсами и административным ресурсом для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру «Трансаэро».

 

«Допускаю, что тактически это было единственно возможное решение, - рассказал нам  Дмитрий Яковлев, генеральный директор OZON.travel. - Однако, стратегически это видится большой ошибкой. В результате объединения получилась компания с гигантской долговой нагрузкой, по-прежнему убыточная, отягощенная обязательствами по низкомаржинальным перевозкам пассажиров, с запретом на сокращение персонала и разнородным парком воздушных судов, что существенно усложнит для объединенной компании вопросы обслуживания бортов и подготовки летного состава. Другими словами никаких положительных эффектов от увеличения масштаба компании не просматривается, а наоборот видится умножение проблем, но уже в рамках неповоротливой государственной компании – бегемота».

/TOURBUS.RU


Назад к списку новостей
Добавить комментарий




Поиск по новостям
По дате:
По месяцу и году:
По тексту:


Подписка
Укажите ваш e-mail для получения свежих новостей.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72