Наши эксперты комментируют обращение компании «ОнлайнТур» в ФАС относительно необходимости взимания авиакомпаниями при продаже билетов т.н. топливных сборов
Как стало известно, туркомпания "ОнлайнТур" поставила под сомнение законность топливных сборов, которые авиакомпании взимают с туристов при продаже билетов и составляют от 40% до 60% от стоимости перелета.
По информации газеты «КоммерсантЪ», "ОнлайнТур" обратился в ФАС с просьбой разобраться с существующей практикой взимания авиакомпаниями топливных сборов при продаже билетов. Об этом изданию сообщил гендиректор турагентства Андрей Бородин. На фоне снижения цен на нефть и авиационное топливо практика взимания топливного сбора необоснованна, мотивирует свои претензии г-н Бородин. "У нас увеличилось количество жалоб от туристов по поводу необоснованности таких сборов", - добавил он. В ФАС факт получения письма «Коммерсанту» подтвердили и пообещали дать ответ на него уже к майским праздникам.
Изначально топливный сбор компенсировал компаниям резко возросшие расходы на авиакеросин, поэтому и взимался с пассажиров и туристов не в составе тарифа, а в качестве дополнения, следует из письма "ОнлайнТур" в ФАС. Это было оправдано в 2004 году, когда нефть достигала $140 за баррель, но сегодня эта цена варьируется в диапазоне $48-60, при этом средний размер топливного сбора остается неизменным - от $20 до $100, поясняют в турагентстве.
"Размер сбора должен быть пропорционален стоимости мировых цен на нефть", - указывается в письме "ОнлайнТур" в ФАС.
Издание также отмечает, что, к примеру, в компании "Пегас Туристик", по словам его гендиректора Анны Подгорной, сейчас нет топливных сборов: "Основание их вводить появляется только в случае резкого роста цен на авиакеросин, на 30-40%".
Практика добровольной отмены топливных сборов ранее встречалась и со стороны перевозчиков. Так, "Трансаэро" отказалась от дополнительной таксы на международные рейсы в конце 2014 года. Тогда это было связано со снижением стоимости авиатоплива в международных аэропортах. Но повторить акцию на внутренних направлениях пока не выйдет — стоимость авиатоплива в российских аэропортах сейчас увеличивается, говорит представитель "Трансаэро".
Размер сборов на международных рейсах, как правило, ниже, чем на внутренних, соглашается представитель "Уральских авиалиний". По данным ИАЦ "Кортес", средневзвешенная биржевая цена авиатоплива в январе - марте этого года увеличилась на 21%. За рубежом за весь 2014 год авиатопливо снизилось примерно на 46%, сообщало ранее информагентство Platts.
В группе S7 указывают, что средний размер топливных сборов на международных направлениях составляет €22 с пассажира, на внутренних — 1,5 тыс. руб. Но турагентства на условиях анонимности приводят другие данные: ранее размер таксы составлял около 40% от стоимости билета, но в последнее время это соотношение начало меняться. "Рост топливных сборов произошел за счет укрепления евро и подорожания топлива внутри страны", - объясняет один из участников рынка. По его подсчетам, средний перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно стоит 20 тыс. руб., из них на топливо приходится примерно 12 тыс. руб., аналогичный полет в Берлин будет стоить 9 тыс. руб., из них 4-5 тыс. руб. - это сборы.
В беседе с нашим порталом Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-агентства Biletix, с одной стороны, поддержал агентство «ОнлайнТур», считая, что топливные сборы надо уменьшать, но, с другой стороны, он привел и доводы в пользу авиакомпаний.
Эксперт рассказал, что раньше топливного сбора не было, он был введен, когда мировые цены на нефть резко выросли. «Действительно, раньше нефть достигала $140 за баррель, а теперь стоит $50-60, но топливные сборы остались без изменений. Казалось бы, они должны снизиться, однако, по словам авиакомпаний, с которыми я общался, цены на авиационное топливо фактически не изменились. Мы же оцениваем не конкретно нефть, а керосин, поэтому в данном случае тяжело обвинять перевозчиков. Хотя, безусловно, я ратую за то, чтобы топливные сборы был снижены», - прокомментировал г-н Сизинцев.
Сергей Бураков, независимый эксперт в области авиаперевозок, в свою очередь, рассказал нам, что стоимость керосина, несмотря на падение цен на нефть, не снижается, а реально растет. «Процесс ценообразования на авиационное топливо строится иначе», - объяснил он. В качестве примера собеседник привел цены на бензин – он дешевле не стал, хотя по логике должен был.
Но и само понятие «топливный сбор», по словам эксперта, сейчас уже к топливу никакого отношения не имеет. «Более десяти лет назад топливные сборы появились из-за резкого роста цен на нефть, но потом их стали применять просто так, это стало удобным способом единовременного сбора денег», - отметил г-н Бураков.
/TOURBUS.RU