Десять российских российских авиакомпаний открыли в банках рублевые счета для перечисления платежей за самолеты в адрес лизинговых компаний из «недружественных» стран, - сообщает сегодня газета «Ведомости». Это «Аэрофлот», «Победа», «Россия», S7 Airlines, Smartavia, «Якутия», «Алроса», «Ямал», «Полярные авиалинии», «Аврора». Еще пять перевозчиков – «Уральские авиалинии», «Ижавиа», «Нордстар», «Руслайн», «Ай флай» – находятся в процессе открытия таких счетов.
Об этом «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник и подтвердил человек, близкий к правительству России.
Как напоминает издание, западные санкции включают запрет на поставку российским перевозчикам самолетов и запчастей к ним, а также на страхование и техническое обслуживание. В срок до 28 марта зарубежные лизинговые компании должны были забрать у эксплуатантов из России принадлежащие им воздушные суда.
В ответ российские власти распорядились возвращать самолеты только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. В результате значительная часть самолетов осталась в России – на них выполняются перевозки внутри страны.
При этом авиакомпании должны выплачивать лизинговые платежи по «временному порядку исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (указ президента от 5 марта 2022 г.). Согласно документу, российские физические и юридические лица, имеющие обязательства перед кредиторами из недружественных стран, могут расплачиваться по ним в рублях, открыв специальный рублевый счет на имя иностранного кредитора и перечисляя туда деньги по курсу ЦБ на день платежа.
В «Аэрофлоте», S7 Airlines и Smartavia подтвердили «Ведомостям» открытие таких счетов. «Мы готовы в полном объеме исполнять наши контрактные обязательства перед лизингодателями», – заверил представитель «Аэрофлота». «В соответствии с утвержденными правительством процедурами S7 Airlines открывает рублевые счета и предложит лизингодателям получать платежи в рублях», – уточнил представитель S7 Airlines.
«Да, мы выполнили требование указа президента от 5 марта 2022 г. по открытию такого спецсчета», – сказал представитель Smartavia.
По подсчетам консалтинговой компании Cirium, западные лизинговые компании передали авиакомпаниям из России 515 воздушных судов производства Airbus и Boeing (без учета зарубежных «дочек» отечественных лизинговых компаний).
Среди крупнейших перевозчиков больше всего самолетов в аренде у зарубежных собственников в парке «Уральских авиалиний» и S7, следует из данных портала Frequentflyers.ru.
Парк «Уральских авиалиний» на вторую половину марта целиком (57 воздушных судов) состоял в ареде у зарубежных лизингодателей. Из 105 самолетов S7 шесть было в лизинге у ГТЛК, остальные – у крупных иностранных компаний. Среди них ирландские AerCAP, SMBC, Avolon, американская Air Lease Corporation и др.
Более половины (26 воздушных судов) парка лоукостера «Победа» принадлежит зарубежным компаниям. Крупнейшие из них – китайская BOC Aviation и ирландская SB Leasing.
Из 177 отраженных в списке Frequentflyers.ru иностранных самолетов «Аэрофлота» 110 оказалось в собственности зарубежных арендодателей.
Несмотря на то что российские авиакомпании будут перечислять деньги на счета, зарубежные лизинговые компании фактически не могут забрать их – по крайней мере до тех пор, пока действуют санкции. И тем не менее по российскому законодательству авиакомпания, перечислившая деньги за лизинг, считается выполнившей свои обязательства по контракту, подчеркивает цитируемый газетой федеральный чиновник.
«Лизинговые компании заберут средства, когда у них появится такая возможность. Пока же деньги будут накапливаться на счетах», – резюмирует он.
/TOURBUS.RU