Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Новости

01 февраля
Забронировали элитный отель, а попали в... магазин игрушек

Публикуем расследование о том, почему в России резко увеличилось число электронных мошенничеств в туризме


В минувшие новогодние выходные года как минимум несколько десятков туристов стали жертвами мошенников в Сочи: забронировав размещение в ряде объектов на очень выгодных условиях, по приезду на курорт они с удивлением обнаружили, что по указанным адресам искомых гостиниц попросту нет. А после обращения в правоохранительные органы поняли: шансов на возврат потраченных на отдых денег тоже практически не имеется, - сообщает наш специальный корреспондент.

 

К примеру, такие отзывы появляются в интернете при попытке забронировать размещение в Light Sky. «Деньги не возвращают! На письма не отвечают!» - пишет один. «Мошенники! После получения денег на связь не выходят!» - отзывается второй. «Осторожно, мошенники! – добавляет третий. - Несуществующий отель…».

Схожая история и с апарт-отелем USLADA (сайты uslada-hotel.com, uslada-apart.com и другие): несмотря на то, что по указанному почтовому адресу в Красной Поляне действительно находится апарт-отель с таким названием, он ничего общего с фейковыми сайтами не имеет.

 

Как работает механизм мошенничества, на собственном примере нашему порталу показала одна из пострадавших.

В ее случае речь идет о «современном апарт-отеле с красивым названием LIGHT LUX в Красной Поляне» (https://light-lux-hotel.ru - в настоящее время ссылка не работает). Схема все та же: она предусматривает привлечение потенциальных покупателей крайне выгодными «горящими» предложениями. И обещаниями, выполнять которые никто не собирается.

 

«Информацию об объекте мы нашли на первой странице «Яндекса»: он предлагал отличные условия размещения со скидкой в 30%, – рассказывает Cветлана. – Поначалу сомнения были, но они развеялись после того, как этот же объект мы обнаружили сразу на нескольких известных ресурсах по бронированию гостиниц. Поскольку там размещение на нужные нам даты не предлагалось, решили заказать его в этой гостинице напрямую».

 

«После того, как деньги были переведены, появился ваучер на проживание. Затем нам звонили еще не один раз, предлагая заранее оплатить и ряд дополнительных услуг, - делится собеседница. Когда путешественники добрались в Красной Поляне до нужного им адреса, выяснилось: никакого отеля там нет. И услышали, что «вы такие здесь не первые».

«Вызвали представителя полиции: он приехал, скопировал документы, - говорит Светлана. – И честно сказал, что «вы не одни, у нас много заявлений», и что деньги вернуть удастся вряд ли. К седьмому января число пострадавших перевалило за шесть десятков».

 

Попасть в аналогичную с уже пострадавшими ситуацию проще простого. К примеру, в сети по-прежнему работает сайт https://light-lux.com.ru. Все то же самое – и скидка в 30%, и «осталось всего несколько номеров», и картинки, от которых захватывает дух, а рука тянется к клавиатуре, чтобы отдать деньги. Только вот если внимательно посмотреть карту, которую предоставляет «Яндекс», легко заметить: на сайте объекта размещения геометка, обозначающая его место в географии, находится не на ул. Калиновая, 9/6, а совсем по другому адресу, ближе к улице Защитников Кавказа. Фактически на пустыре, где вообще нет зданий...

К тому же, по данным карты «Яндекса», на Калиновой улице в Красной Поляне дом 9 имеется. И корпуса в нем есть все, от 9/1 до 9/9 (и даже 9А). А вот 9/6 почему-то не указан. Да и среди нескольких расположенных в комплексе объектов размещения LIGHT LUX не значится…

 

Тем не менее, на запрос «Турбизнеса» представитель сервиса Booking.com ответил, что «мы проверили информацию по объекту размещения LIGHT LUX жилая дизайн-студия и хотели бы подтвердить, что эти апартаменты не являются фейком». «Они существуют, и многие из наших клиентов останавливались в них без каких-либо проблем, о чем свидетельствует подлинные отзывы гостей». – констатировал сервис.

Но на обоих сайтах часть размещенных фотографий совпадает, а адрес, по которому находится эта жилая дизайн-студия, все тот же – Калиновая 9/6.

 

Отметим, что, по данным МВД России, в 2020-м заметно выросло число так называемых удаленных нарушений закона - в первую очередь киберпреступлений. И если их общее число по линии Уголовного кодекса в стране за год выросло всего на 1%, количество правонарушений с применением информационно-телекоммуникационных технологий увеличилось на 73,4%.

 

При этом, по словам заместителя руководителя Центра реагирования на инциденты кибербезопасности CERT-GIB Ярослава Каргалева, «в 2020 году на фоне пандемии и самоизоляции самыми популярными схемами интернет-мошенничества стали вишинг, фишинг и скам». В случае предоставления туристических услуг чаще всего применяют как раз фишинг, предполагающий создание поддельных сайтов. 

 

Впрочем, это вовсе не изобретение прошлого года: еще в 2018-м общий ущерб по этой линии в России оценили в 120 млн рублей, а в 2019-м свыше 700 человек пострадали на сумму более 56 млн. И хотя эти суммы не превышают и нескольких десятых процента от общего оборота сферы российского туризма, гостеприимства и сопутствующих услуг, для многих людей и ряда компаний они означают серьезные неприятности.

 

Варианты могут разными, но основных в арсенале мошенников два. Первый – создание «зеркальных» сайтов для реально существующих объектов, турфирм и т. д. По данным международной компании по предотвращению кибератак Group-IB, в России уже несколько лет подряд появляются клоны интернет-сайтов целого ряда отелей Сочи, а с подобными же проблемами периодически сталкиваются объекты размещения в Абхазии, Крыму и Карелии. Например, такие случаи имели место в абхазских пансионатах «Сосновая Роща», «Мюссера» (Пицунда) и «Лазурный берег» (Гагра), а также в доме отдыха «Псоу» в Цандрипше

 

Как это работает? Нечистые на руку специалисты создают интернет-ресурс, как две капли воды похожий на настоящий. Там все точно также – тексты, картинки, реклама. И даже отзывы отдыхающих… Разница заключается лишь в «мелочах»: в интернет-адресе одна из букв может быть заменена на другую (i на j, к примеру), появляются лишний дефис или подчеркивание. Самое главное – двойник предлагает услуги (в частности, размещение) по очень «вкусной» цене. Но для того, чтобы воспользоваться предложением, надо сразу же оплатить, как минимум, 50% суммы.

 

Второй – появление сайта у объекта, который таковым не располагает. Или вовсе не существует. Так, из семи заблокированных в Крыму в 2019 году мошеннических сайтов сразу пять продавали туры в виртуальные пансионаты, а два оказались сайтами-«зеркалами». К примеру, на сайте того же апарт-отеля USLADA в Сочи мошенники использовали фото из других отелей (в частности, из номеров из пятизвездочного «Novotel Красная Поляна Сочи»), а указанный на ресурсе телефон принадлежал …магазину игрушек в Краснодаре.

 

Почему «зеркальные» сайты, а также ресурсы несуществующих объектов, появляются в сфере туризма год за годом? Жуликов спасают излишняя доверчивость клиентов и партнеров, прорехи в законодательстве и нюансы технологий.

В частности, серверы с клонами сайтов популярных объектов размещения чаще всего физически находятся за пределами России, а докопаться до конечного бенефициара при переводе денег через интернет-банкинг сложно. Да и клиент переводит деньги по своей воле… В результате предпринимаемые в этих случаях шаги нередко заканчиваются ничем.

 

«В случае работы сайтов-двойников или иных схожих ресурсов, уголовные дела по статье «мошенничество» возбуждаются против неустановленных лиц, обнаружить которые наши правоохранительные органы зачастую не в силах, - констатирует юрист Андрей Тетерев. - А пока не установлен ответчик, фактически и компенсацию требовать не с кого».

И, увы, пока в этой цифровой «войне» успех вовсе не на стороне потребителей и правоохранителей...

/TOURBUS.RU

 

Полностью материал будет опубликован в ближайшей печатной версии журнала «Турбизнес».

 


Теги:

Назад к списку новостей
Добавить комментарий




Поиск по новостям
По дате:
По месяцу и году:
По тексту:


Подписка
Укажите ваш e-mail для получения свежих новостей.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72