24 декабря
Российский турбизнес - что произошло и чего ждать?
Мы продолжаем публикацию мнений лидеров туриндустрии России об итогах уходящего года и прогнозах развития ситуации на туррынке в 2021 году
Анна Лупинова, руководитель группы компаний «Серебряное Кольцо»:
- Если говорить о спросе на туры в период по 10 января, то он, конечно, значительно снизился. Вместе с тем покупают туры в Вологду и Карелию (туда едут за зимой), на Кавказ, в Сочи и Крым - туда, где потеплей. А в Подмосковье и города Золотого кольца едут за культурой и впечатлениями.
При этом цены на туры в этом году, по сравнению с прошлым, частично даже снизились за счет того, что в их состав входит меньше культурных объектов из-за ограничений.
Стало больше пешеходных экомаршрутов, туров в заповедники и в другие особо охраняемые природные территории. Также большим спросом стали пользоваться путешествия в мини-группах.
Несмотря на общую тревожную ситуацию, в этом году есть и положительные нюансы: открылось много новых объектов размещения (гостевые дома, турбазы и пр.) и снизились цены на авиаперелеты, в результате чего появилось больше предложений в удаленные российские регионы, которые раньше были менее популярны из-за стоимости дороги. Это, прежде всего, Алтай, Камчатка и Байкал.
Ирина Серганова, основатель компании «Квинта Тур»:
- Конечно, туристической отрасли не удалось пока что оправиться от пандемии. Но каждая компания по своему выходит из сложившейся ситуации. Мы, например, пошли по пути диверсификации бизнеса и начали заниматься турами по России.
Думаю, что в следующем году будут востребованы туры не массового характера, то есть туры в мини-группах, multigeneration (туры для "большой семьи", когда в путешествие поедут родители, дети и бабушки с дедушками), оздоровительные поездки, туры спортивно-познавательного характера ( треккинг, яхтинг и т.д.).
Надеюсь, что с весны туристический бизнес пойдет вверх, и этому будет способствовать в первую очередь вакцинация, которая уже началась в ряде стран, а также выработка единых регламентов для авиакомпаний и путешественников по всему миру, жесткие санитарные требования к объектам размещения и просто тяга людей к перемене мест.
Что же касается возможных банкротств, то многие мелкие туристические агентства, наверно, уже не откроются, но каких-то крупных банкротств, мне кажется, не будет.
Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга:
- Из-за коронавирусных ограничений навигация по рекам и каналам Петербурга в этом году стартовала лишь 28 июня, и в результате за сезон было перевезено лишь около 1,2 млн пассажиров, тогда как в 2019-м - более 2,7 млн человек. Падение пассажиропотока стало рекордным за всю историю наблюдений, начиная с 2008 года.
Доходы отрасли снизились на 60-70%, и хотя пока ни одна компания в ассоциации ещё не обанкротилась, такой сценарий возможен в новый навигационный сезон, если государство будет вспоминать о судовладельцах в последний момент.
Так, как это произошло в этом году: нас поздно включили в список пострадавших от ограничений отраслей, и в итоге мы не смогли получить даже субсидии по зарплате работникам. Аналогичные проблемы у судовладельцев есть с налогом на имущество, платежами по коммуналке и т. д.
Многие из них с тревогой ждут новых ограничений в следующий навигационный сезон в 2021-м: чтобы отрасль выжила, надо, чтобы меры ее поддержки были сформулированы ещё в первом квартале следующего года, а не в разгар навигации.
Повторного локдауна большинство судоходных компаний не переживет. Одна надежда на то, что короткие прогулки все же смогут «вытащить» отрасль: это бренд Петербурга и спрос на них сохраняется, несмотря ни на что.
/TOURBUS.RU
|