Сергей Корнеев, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга:
В свое время, обсуждая с предприятиями отрасли предварительные итоги 2020 года, мы сошлись во мнении, что, при пессимистичном сценарии развития событий, падение может составить до 70% и от оборота, и от общего турпотока. К сожалению, вторая волна пандемии показала, что этот сценарий сбывается.
Это неудивительно, так как в этом году в Петербурге нет иностранных туристов, которые в 2019-м составили половину общего турпотока. По понятным причинам практически не было детского туризма, а культурно-познавательный работал с серьёзными ограничениями, поскольку даже в период между первой и второй волнами пандемии сохранялись ограничения в музеях.
Были отменены или перенесены на следующий год все крупные мероприятия (Петербургский международный экономический форум, Культурный форум и пр.): деловой туризм сократился до минимума. Это дало серьезное снижение не только в количестве туристов, но и в деньгах, потому что участники конгрессов и конференций - очень выгодные для города гости.
Результат таков: если в 2020-м мы выйдем на объем в два млн гостей, это будет реалистичный в данной ситуации результат. По деньгам потери будут еще больше.
Вместе с тем всем участникам рынка уже сейчас надо готовиться к тому, чтобы после снятия ограничительных мер и открытия границ отрасль как можно быстрее восстановила позиции.
Инструменты для этого есть: это и информационная кампания по продвижению города на международной арене в связи с запуском в 2021 году единой электронной визы, и программа Save Travels SPB, и масштабный проект «Новая туристская география Санкт-Петербурга», благодаря которой мы готовы предложить гостям новые локации и объекты интереса.
Максим Приставко, генеральный директор компании Jet Travel:
- Я бы сказал, что туротрасль выдержала удар пандемии и выстояла. Даже удивительно, насколько стойкими оказались в условиях такого серьёзного кризиса наши туристические компании.
Однако говорить о том, что отрасль оправилась от удара пандемии, мы конечно не можем. Большинство компаний находятся в состоянии фактической заморозки деятельности, их обороты сократились в десятки раз, и выживать удаётся только путём кардинального сокращения расходов. Долго в таком состоянии отрасль не может находиться.
Тем не менее мой прогноз на 2021 год достаточно оптимистичен. Я думаю, что массовых банкротств ожидать не приходится, большинство компаний переживут трудную зиму, а к лету ситуация начнёт стабилизироваться.
А к прежним объёмам отрасль, вероятнее всего, сможет вернуться к лету 2022 года.
Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:
2020 год – безусловно, самый сложный из всех предыдущих: он со всей очевидностью показал, насколько тесно взаимосвязаны сегменты рынка, ориентированные на обслуживание гостей города. Думаю, что в целом с него ушли до 20% компаний, занятых в бизнесе по приему и обслуживанию разных категорий туристов.
В сфере гостеприимства идет смена профиля объектов (к примеру, часть из них от посуточной аренды перешли к длительной), некоторые из экономии законсервировали часть номерного фонда, а многие, в т. ч. и знаковые отели, выставлены на продажу. При этом пандемия четко показала, что на самом деле в туристический сектор входят не только турфирмы и отели, но транспортные компании, музеи, театры, концертные площадки, общепит и т. д.
В следующем году перед властями и обществом стоит задача максимального сохранения хотя бы того, что осталось: главное, не допустить масштабных банкротств, а также создать условия (в т. ч. законодательные) для скорейшего восстановления отрасли. Очень надеюсь на то, что с распространением вакцины пандемия коронавируса будет остановлена, а туризм и все сопряженные с ним направления бизнеса смогут постепенно вернуться к нормальной деятельности.
Что касается сегментов туризма, то очевидно: в первую очередь восстановление пойдет за счет внутреннего, даже в условиях нынешнего года показавшего высокую жизнеспособность.