22 августа
Минтранс хочет перевести «старый» авиапарк под российскую юрисдикцию
Эксперты комментируют причины и последствия требования Минтранса, которое может создать серьезные проблемы для российских авиакомпаний
Как сообщает «Коммерсант», Минтранс начал принуждать авиаторов переводить «старые» иностранные самолеты в реестр РФ, что вызывает проблемы у ряда отечественных перевозчиков.
Так, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила главу Минтранса Евгения Дитриха решить проблему «необоснованного отказа», который департамент госполитики в гражданской авиации министерства дал авиакомпании «Якутия» на просьбу использовать Boeing 737, зарегистрированный на Бермудах.
Перевозчик брал этот самолет, чтобы избежать срыва летней программы из-за дефектов двигателей у трех из пяти российских SSJ 100, о чем в мае «Якутия» сообщила авиавластям, говорится в письме президента АЭВТ Владимира Тасуна.
Авиакомпания потратила 50 млн руб. на подготовку Boeing 737 в соответствии с международными требованиями летной годности. Владелец судна — лизинговая компания Fortress из США требовала, чтобы самолет сохранил регистрацию на Бермудах, поскольку «стандарты РФ в части поддержания летной годности пока не соответствуют общемировым и международным стандартам».
По данным АЭВТ, 95% перевозок в РФ идут на взятых в лизинг иностранных самолетах, в основном зарегистрированных на Бермудах (689 судов), в Ирландии (34) и других странах. По Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) государства могут заключать соглашения, по которым основной контроль за летной годностью возложен на страну регистрации. Сертификат летной годности самолету дают в государстве регистрации.
Но авиадепартамент Минтранса счел, что документация на самолет старше 20 лет из реестра Бермуд «не позволяет оценить его техническое состояние» и суда такого возраста следует ставить в реестр РФ. В июле Росавиация уже регистрировала в российском реестре 27-летний Boeing 767 чартерной Azur Air. В АЭВТ называют решение «не соответствующим ни законодательству РФ, ни требованиям ICAO». Ограничения эксплуатации самолетов в зависимости от возраста противоречат мировой и отечественной практике.
По данным издания, из-за дефицита парка «Якутия» лидирует по задержкам длительностью восемь-десять часов (в июле почти 14% рейсов) и по требованию Росавиации сократила 15% чартерной программы.
Планы перевести эксплуатируемые в РФ иностранные самолеты в госреестр РФ обсуждаются не первый год. По мнению источников в отрасли, перевод «пока невозможен» — нет «унифицированных и гармонизированных правил эксплуатации и поддержания летной годности».
Иностранные лизингодатели обеспокоены защитой прав собственности и неопределенностью с остаточной стоимостью самолета при его возврате лизингодателю. Собеседники издания сходятся в том, что основная проблема реестра РФ — это скорость работы: «То, что на Бермудах делается меньше чем за сутки, в России длится неделями и месяцами». Источник замечает, что «лучше вместо 200 тыс. руб. заплатить госпошлину Бермудам в €10 тыс.».
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов говорит, что ряд авиакомпаний Европы также регистрирует суда на Бермудах. Он отмечает, что, для того чтобы иностранные лизингодатели не опасались работать в российском правовом поле, нужно привести нормативную базу в соответствие с зарубежной, как в ряде стран СНГ, и вывести воздушные суда из-под налога на недвижимость.
Комментируя возникшую проблему, Борис Рыбак, генеральный директор компании «Инфомост», в беседе с нашим корреспондентом отметил: «Это скорее политическое решение, чем практическое. Для этого придется изменять законодательные акты и многое другое, чтобы у лизинговых компаний было чувство уверенности в завтрашнем дне, иначе ничего не получится.
Правда мне не совсем понятна ситуация с возрастом воздушных судов: 20 лет – это не возраст для самолета, так что хотелось бы получить комментарии к этому вопросу. Но вектор сложившейся ситуации понятен.
Нужно менять законодательную базу, а это тяжелая работа, но вполне выполнимая. Кроме всего прочего нужно не просто выпускать постановления, но создавать международные соглашения со странами, где арендуются и регистрируются лайнеры».
/TOURBUS.RU
|