Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Новости

14 марта
Путешествия в Арктику могут стать популярным российским турпродуктом

Туроператоры и профессиональные путешественники приняли участие в прошедшей в Москве дискуссии о путях туристического освоения заполярных территорий


В дискуссионном клубе  Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) — общероссийской площадки для обсуждения государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики, — состоялось заседание, посвящённое вопросам эффективного развития туризма в арктической зоне РФ, – сообщает наш корреспондент.

Под арктической зоной, или просто Арктикой, подразумевается территория, лежащая за Полярным кругом с некоторыми прилегающими районами — например, к ней относятся и 70 муниципальных районов Карелии.

 

Сегодня многое может способствовать развитию туризма в арктической зоне — с изменением, точнее, потеплением климата северные высокие широты становятся комфортнее, а это порождает растущий и отмечаемый статистикой спрос на экологический, спортивный, экстремальный туризм, на эксклюзивные маршруты — в целом это общемировой тренд, особенно у молодёжи.

И такие страны, как Финляндия, Швеция и особенно Норвегия, активно развивают туризм в Арктике, что способствует увеличению турпотока и доходов местных региональных бюджетов.

Например, в Норвегии популярным маршрутом выходного дня является отдых на Шпицбергене, связанный с Осло регулярными ежедневными авиарейсами (цена билета в пересчёте — 6 тыс. руб.). В то же время из России самолёт на Грумант (русское название Шпицбергена) летает один раз в два месяца.

 

По данным статистики, доля доходов от путешествий в Арктику в бюджетах российских субъектов составляет всего-навсего 1%.

По мнению генерального директора ООО «РедКонгресс Групп» Ольги Зайковой, недостаточная государственная поддержка, прежде всего финансовая, наряду с другими проблемами, тормозит эффективное развитие туризма.

«В странах Скандинавии гораздо больше, чем у нас, платёжеспособного населения, а значит, больше и спрос на совсем не дешёвые путешествия на север. Необходима, наряду с финансовой, и активная информационная поддержка арктических маршрутов: абсолютное большинство потенциальных клиентов просто не подозревает о туристических возможностях Арктики, - заявил  советник заместителя губернатора Архангельской области Алексей Алтынцев. - Разумеется, надо решить и ряд проблем, связанных с инфраструктурой городов, нехваткой кадров, недостатками отельной базы и пр. Отсюда порой и запредельная дороговизна туров в Арктику».

 

«А как мы станем конкурентами норвежцам, если некоторые наши арктические территории, скажем, Земля Франца-Иосифа, ничуть не уступающие по красоте Шпицбергену, в силу закрытого режима практически недоступны для туристов? - задала вопрос  основатель социально-культурной платформы «Ледокол», автор проекта «Арктика 2:0» Екатерина Ледокол. - Для начала надо принять законопроект, который позволил бы турагентствам использовать закрытые территории, разрешил бы использование аэродромов МО  - объектов двойного назначения».

 Г-жа Ледокол также рассказала о некоторых своих культурных проектах, предназначаемых для Шпицбергена:  фестивале «Голоса Севера»,  фестивале воздухоплавателей, конкурсе короткометражных фильмов на арктическую тематику и т. п.

 

«Как можно развивать арктический туризм, если для того, чтобы просто вывезти пять человек на один день в тундру, необходимо оформить пять разрешений, и процесс их получения может занять около двух месяцев?» - спросил генеральный директор ООО «Красный город» из Нарьян-Мара Юрий Тюлюбаев.

И добавил, что выручает только то, что - в соответствии с известным заветом классика — свирепость российских законов умягчается необязательностью их исполнения и за наличием данных разрешений никто не следит.

 

«Есть, условно говоря, северная Арктика — более суровая. И есть южная — например,  карельские и архангельские деревни Пинеги и Мезени — они более доступны для посещения, - считает эксперт компании «Point. Точка развития», эксперт Ассоциации самых красивых деревень и городков России Олег Мосеев. - Но в большинстве из них нет ни магазинов, ни фельдшеров, ни мобильной связи, и для таких деревень туризм может стать спасением, единственным способом выжить».

 

«Слухи о невероятной дороговизне арктических маршрутов несколько преувеличены, - рассказал руководитель Федерации спортивного туризма Республики Карелия Пётр Груздев. - И мы намерены доказать, что в Арктике возможен вполне доступный в ценовом отношении для россиян туризм. Мы уже предлагаем 10-дневные туры по российской Карелии, Ненецкому автономному округу, стоимость которых -  вместе с дорогой! - составляет порядка 25-35 тыс. руб. с человека. Но из-за уже упомянутого недостатка туристической информации об этом мало кто знает».

 

«Массовый туризм, по крайней мере в том виде, в котором мы его знаем по южным широтам, в Арктике просто невозможен. Да и не нужен! Если развивать такой туризм, то только в виде эксклюзивного и набирающего популярность экспедиционного», - утверждает фотограф и путешественник Сергей Карпухин — и все участники дискуссии согласились с ним.

Г-на Карпухина поддержал журналист и фотокорреспондент Вадим Кантор: «Необходимо строго регулировать режим посещений особо охраняемых природных территорий, иначе мы можем утратить первозданность арктической природы».

 

«Арктику впору делить не на северную и южную, а на доступную и недоступную, - заметил телеведущий, путешественник, автор фильма “Великий Северный путь” Леонид Круглов. - И данные об этом должны быть доступны для всех в виде карт, схем и иной туристической навигации — как это сделано, например, в тоже не самом комфортном для туристов крае — Патагонии».

По мнению г-на Круглова, кинематограф можно использовать как инструмент продвижения арктических территорий. Пример фильма  “Левиафан”, после которого появились туристические маршруты в место его съёмки - село Териберка, весьма показателен.

 

«Многие давно назревшие инфраструктурные проблемы, в частности транспортной доступности, энергетического обеспечения, могут быть решены в рамках реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», - заключил дискуссию доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС, эксперт ПОРА Александр Воротников.

 - В новой федеральной целевой программе по туризму будет две дестинации, посвящённые арктическим регионам - «Русская Арктика» и «Северное ожерелье». Поэтому туристическому бизнесу необходимо совместно с региональными властями готовить свои предложения по участию в этой ФЦП».

/TOURBUS.RU


Теги:

Назад к списку новостей
Добавить комментарий




Поиск по новостям
По дате:
По месяцу и году:
По тексту:


Подписка
Укажите ваш e-mail для получения свежих новостей.
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2018 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72