21 октября
Россия может отказаться от закупок иностранных самолетов
Эксперты комментируют предложение вице-премьера Дмитрия Рогозина отказаться от закупок иностранных гражданских самолетов, имеющих отечественные аналоги

На этой неделе, в ходе совещания в производственном комплексе «МиГ», вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что государство откажется от поддержки закупок иностранных гражданских самолетов в том случае, если их аналоги могут производиться в России.
«Мы больше не будем поддерживать политику поощрения закупок иностранных самолетов, в случае, если такого рода самолет может производиться в России. Это жесткий барьер, который мы запускаем для защиты национального рынка, исходя из того, что мы великая авиационная держава, и просто стыдоба — закупать иностранные самолеты»,— приводит слова г-на Рогозина «Интерфакс».
Как напоминает «Коммерсант», ранее Минпромторг предложил создать коллегию по вопросам развития авиапрома при правительстве. Это вторая попытка создать в России координирующий орган для гражданского авиапрома; первая не принесла результатов.
Между тем, как отмечает портал «Утро.ру», как показала практика последних лет, прежний опыт и наработки не особо помогают российским авиастроителям в создании современных конкурентоспособных самолетов.
Так, проект SSJ100 - "Суперджет" (на фото) стал примером того, как на создание относительно современного среднемагистрального лайнера было потрачено не меньше времени и денег, чем на разработку и производство полноценного дальнемагистрального самолета.
Однако, несмотря на увесистые "бумажные" портфели заказов, физически авиакомпании покупают его крайне неохотно. И это притом, что значительная часть деталей и комплектующих SSJ100 имеет иностранное происхождение, - утверждает портал.
Определенные надежды возлагаются на среднемагистральный МС-21 от КБ "Иркут", теоретически способный заменить хотя бы некоторые популярные западные модели. Однако до поступления этой машины в авиакомпании еще далеко, и, как сложится его судьба в эксплуатации и не постигнет ли его такая же участь, как и SSJ100, неизвестно.
Также нет особых надежд, что в случае удачного исхода МС-21 будет производиться в количестве, необходимом авиакомпаниям.
Отдельный вопрос вызывает инфраструктура обслуживания самолетов, которую "Боинг" и "Аэробус" создают по всему миру на протяжении десятилетий.
"Чтобы от чего-то импортного отказаться, надо сперва аналог этого чего-то у себя научиться производить, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - А для этого надо, самое малое, лет десять интенсивной целевой поддержки отечественного гражданского авиастроения. Российское правительство не делало это даже в те годы, когда в бюджете были деньги и были ресурсы, и сложно понять, откуда г-н Рогозин собирается найти их в нынешние времена".
Авиаэксперт нашего портала также крайне негативно оценил решение правительства запретить закупку иностранной авиатехники: "По сути, у нас производят лишь Sukhoi Superjet, который может ограниченно конкурировать с самолетами типа Embraer. Со всеми остальными самолетами он конкурировать не сможет. У нас не производят дальнемагистральных самолетов, нет пока и среднемагистральных". "Конечно, можно модернизировать для дальнемагистральных полетов Ил-96, но опять же он будет уступать тому же «Боинг 777». Сама по себе идея поддержать российский авиапром очень ценна, но в сегодняшней ситуации она лишь навредит авиационному рынку. Сейчас перевозчики унифицируют парк, например, S7 летает в основном на аэробусах и боингах, что позволяет ему уменьшать затраты на обслуживание.
И запрет на иностранные самолеты в данном случае крайне негативно отразится на деятельности российских авиакомпаний. К сожалению, сегодня российские самолеты проигрывают иностранным, возможно в долгосрочной перспективе запрет будет уместным", - уверен наш эксперт.
/TOURBUS.RU
|