25 января
В России могут снова начать строить круизные лайнеры
Cтало известно, что компании «Мостурфлот», «Водоходъ» и «Ортодокс» могут стать заказчиками трех новых круизных судов типа "река-море", каждый из которых будет рассчитан на триста пассажиров

В 2016 г. Минпромторг предполагает заложить круизные суда проекта PV300VD (на рисунке) длиной 141 м, шириной 16,82 м и вместимостью 306 пассажиров. Их планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург – Москва, Ростов-на-Дону – Москва с выходом до портов Крыма – сообщает сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.
До трех судов проекта PV300VD могут быть заказаны судостроительным заводам «Лотос», «Красное Сормово» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) и керченскому «Заливу». Предполагаемые заказчики – компании «Мостурфлот» (входит в ГК «Морское речное пароходство», МРП), «Водоходъ» и «Ортодокс», сообщила пресс-служба Минпромторга.
Как сообщил изданию заместитель гендиректора «Водохода» Андрей Смолин, строительство одного судна займет до трех лет и обойдется в 2,4–2,5 млрд руб. Срок окупаемости лайнера – свыше 20 лет. «Ни одна частная компания самостоятельно за такой проект взяться не может, – добавил г-н Смолин. – Мы обсуждаем условия финансирования проекта, ждем конкретных предложений».
Минпромторг предлагает такой вариант: лизинговой компании средства выделяются под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, ставка лизинговой компании – 1% годовых, а судоходной компании субсидируется 2/3 общей ставки по договору лизинга, сообщила пресс-служба Минпромторга. С 2017 г. возможно получить скидку в 10% при сдаче в утиль старого судна.
Но этот вариант операторам не подходит. Банки финансируют лизинг максимум на 15 лет, говорит гендиректор МРП Константин Анисимов: «Мы просим продлить срок до 25–30 лет». Может быть и другой вариант: оператор получает судно в операционный лизинг от 20 лет, а затем возвращает его госкомпании – структуре ВЭБа или ОСК. «Но на него пока не идут», – говорит Анисимов.
Пресс-служба ВЭБа на запрос «Ведомостей» не ответила. Пресс-служба ОСК сообщила только, что по заказу Росморречфлота разработан проект судна PV300VD, схема финансирования обсуждается с потенциальными заказчиками.
В 2015 г. российские круизные компании перевезли примерно 550 тыс. российских и иностранных туристов – сообщила заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова. Сегмент речных круизов сильно недооценен, спрос на него есть и в связи с девальвацией рубля будет расти со стороны как иностранных, так и российских туристов, отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
«Советское судостроение было ориентировано на военный и рыболовный флот, круизных теплоходов в СССР построили всего два – в 1957 г.», – отмечает г-н Анисимов. Поэтому круизные лайнеры СССР покупал в Европе. Сейчас в России осталось около сотни круизных теплоходов, говорят Смолин и Анисимов. Но половина флота на грани износа, из-за этого он ежегодно сокращается примерно на 10%, продолжает Анисимов.
«Суда в Европе строились специально для СССР, наша речная система глубже, волны выше, нужна большая осадка, поэтому мы не можем покупать подержанные теплоходы в Европе – надо или строить новые, или модернизировать построенные для СССР», – объясняет г-н Смолин.
«Пока у российских верфей нет серийных заказов, суда будут относительно дорогими, отмечает, в свою очередь, гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.- Поэтому сейчас главное – договориться с заказчиками».
/TOURBUS.RU
|