Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Мастер-класс

Александр МУСИХИН
Руководитель департамента выездного туризма НТК "Интурист"
Как пережить кризис
Можно ли вообще предвидеть кризисные ситуации - в туризме в целом и в работе отдельной турфирмы?
Внешние кризисы предвидеть невозможно. Можно только максимально быстро на них реагировать. Внутренние кризисные ситуации в подавляющем большинстве случаев предсказуемы, их можно предотвратить или перевести из статуса «кризис» в статус «небольшая проблема».
Кризисы в деятельности туристической компании чаще происходят по внутренним или внешним причинам?
Кризис, согласно Большому энциклопедическому словарю, - острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение. В теории кризисы в туристических компаниях могут возникать как по внешним, так и по внутренним причинам. Внутренний кризис в любой сфере деятельности возникает далеко не всегда. Он возможен, например, если фирма проводит политику инвестиций в людей. В этом случае она ориентируется, прежде всего, на кадры. Основной акцент делается на специалистов, известных и опытных, имеющих многолетний опыт работы по конкретным направлениям и (или) широкую агентскую базу на уровне личных знакомств. Но возможен и второй вариант, когда инвестиции вкладываются в бизнес-процессы. При таком подходе большое значение имеет организация работы внутри структурированных отделов и их взаимодействие. В этом случае речь не идет о личных качествах и возможностях отдельно взятого сотрудника, а о качественной работе компании в целом. Несмотря на некоторые плюсы первого варианта, именно при нем возможен внутренний кризис, связанный либо с уходом одного из топ-менеджеров, либо противопоставления интересов одного специалиста другому или компании в целом. Устранение по тем или иным причинам из процесса любого из ценных сотрудников может вести к потере целых направлений и частичной потере рынков сбыта. Поэтому в управлении деятельностью нашей компании используется второй вариант, при котором внутренний кризис невозможен. Этой схемы придерживаются многие игроки туристического рынка. Но даже при альтернативном варианте управления, как правило, мотивационная составляющая «ключевых» сотрудников достаточно высока и ротация кадров – явление редкое. Что в конечном счете не позволяет говорить о внутреннем кризисе как о явлении в турбизнесе. Ситуация с воздействием внешних факторов в туризме совершенно иная. Ибо таких факторов у нас гораздо больше, чем в любой другой отрасли. Это и изменения курсов валют (как в России так и за рубежом), эпидемиологическая ситуация на курортах, погодные условия и стихийные бедствия, нестабильность политической ситуации, цены на нефть и, соответственно, горючее для самолетов, технические и административные возможности авиакомпаний на перелеты из тех или иных городов, техническое состояние и разнообразие их авиапарка, платежеспособность населения и многое, многое другое.
Ваша компания была готова к нынешнему финансовому кризису? Как он затронул ваш бизнес?
Наша компания всегда исходила из своих реальных возможностей. Мы бронируем столько туров, сколько востребовано рынком, и а связи с этим в меньшей степени зависим от тех изменений, которые сейчас происходят в мировой экономике. Мы финансово стабильны. Конечно, падение потребительского спроса существует. Это препятствует нам выполнить «план-максимум». Однако по объему продаваемых турпакетов в сравнении с показателями прошлого года мы обеспечили прирост практически в два раза.
Какие трудности возникли в отношениях с зарубежными партнерами? Как вы их совместно преодолеваете?
Происходит коррекция контрактной гостиничной базы. Если в прошлом году была явная тенденция покупки туров с проживанием в дорогих 5-звездных гостиницах, то сейчас востребованы отели категории 3-4 звезды. Нам, как и нашим зарубежным партнерам, приходится прикладывать немало усилий, чтобы изменить портфель предложений в соответствии с рыночной конъюнктурой.
Какие туристические направления пострадали от кризиса меньше всего, оказались самыми надежными? С чем это связано?
В сложившихся условиях несколько тяжелее продвигать новые направления. От раскрутки некоторых из них в данный момент мы отказываемся. По традиционным для нашей компании странам (Египет, Таиланд, Австрия, Болгария) мы отмечаем устойчивый клиентский спрос. Тем не менее мы готовы произвести необходимую коррекцию по общему объему программ при изменении спроса.
У вас есть рецепт, как заработать на кризисе? Что вы можете посоветовать агентствам?
В условиях кризиса туристские потоки за рубежом существенно сократились. Так что у российских операторов есть неплохая возможность заключения контрактов с гостиницами, которые традиционно работали с европейскими и другими рынками и были частично или полностью «закрыты» для российских туристов. Среди них есть ряд отелей, представляющих большой интерес для нас.

Предыдущие мастер-классы:
Денис Демский
Коммерческий аккаунт-менеджер Amadeus Merchant Platform в России, Армении, Беларуси
Эльмира Абдурашитова
Директор по маркетингу компании "Хотелбук-Сервис"
Артур Мурадян
Генеральный директор компании Space Travel
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2016 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72