туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Светлана Гончарова
Директор по туризму компании «Мостурфлот»
Почему штормит круизный рынок?
Последние два года
были очень сложными для российского рынка речных круизов: катастрофа
«Булгарии», падение клиентского спроса, снижение рентабельности, сокращение
числа круизных программ. Анализирует проблемы бизнеса заместитель генерального
директора по туризму компании «Мостурфлот»
СВЕТЛАНА ГОНЧАРОВА.
К
сожалению, после очень тяжелого для всей круизной отрасли 2011 года, прошлый сезон
прошел не намного лучше. Глубина продаж была очень низкой, что держало рынок в
постоянном напряжении. Явно сказывались последствия катастрофы «Булгарии». Свою
отрицательную роль сыграли и значительно упавшие цены на некоторые южные
направления отдыха. Из-за крайне низкой загрузки судов операторы в общей
сложности отменили 190 рейсов (из них 114 рейсов - на московском рынке).
Большое число рейсов было выполнено с очень маленькой загрузкой (от 20% до 60%),
лишь для того, чтобы сохранить репутацию.
При
проведении сравнительного анализа объемов круизного турпотока в Москве
(Северный речной вокзал) в 2011 и 2012 годах, включая иностранных и российских
путешественников, отмечается падение показателей на 19%. Операторы попали в
очень сложную ситуацию. Отменяя круизы, в основном последние - осенние, они
сокращали и без того короткий период навигации, тем самым увеличивая
себестоимость турдня. При этом турфирмы были вынуждены предоставлять клиентам дополнительные
скидки. К сожалению, конкуренция между компаниями часто превращалась в «соревнование
в щедрости».
За
последние два года на фоне общего роста цен на топливо, продукты питания и
экскурсионное обслуживание операторы практически не поднимают цены, но при этом,
глядя друг на друга, предлагают всевозможные скидки. Так, традиционные сезонные
скидки дают возможность купить путешествие по реке в мае – июне и сентябре – октябре
на 20–30% дешевле. При этом качество самого круиза ничем не хуже продукта без
скидок, очарование природы в эти периоды бесспорно, а в каютах тепло в любую
погоду.
Все мы -
операторы и агенты - сейчас работаем в основном с постоянными клиентами,
которые обеспечивают хорошую глубину продаж и уже сейчас дают до 30%
навигационной загрузки круизных теплоходов. Многие из них являются возвратными
клиентами одновременно нескольких агентств и операторов, выбирая самые выгодные
предложения для себя. То есть здесь мы говорим о любителях речных круизов и
желании продавца перетянуть их к себе простейшим способом – более низкой ценой.
Однако путь этот очень сомнителен.
Себестоимость
турпродукта высока: расходы на топливо (до 240 тысяч рублей в сутки), заработная
плата экипажа теплохода (до 90 человек) и т.д. Навигационный период короткий –
100–150 дней, а высокий сезон длится 60 дней. Чтобы улучшить «климат» на рынке
речных круизов, нужна хорошая позитивная реклама. И не только самих круизов, но
и тех мест с богатой историей и красивейшими видами, куда теплоходы с комфортом
доставляют российских и зарубежных путешественников, помогая развитию
инфраструктуры и занятости населения регионов. Нельзя не отметить высокую
стоимость топлива, отсутствие льгот для речного транспорта как сезонного вида
деятельности.
Требования
российского туриста к комфорту и сервису за последние годы значительно выросли.
Этому способствовали появившаяся возможность путешествовать по всему миру и
выросшие материальные возможности. Поэтому круизным операторам приходится
конкурировать не только с «солнцем и морем», но с отелями уровня 4–5 звезд. Так
что у российских круизных компаний сегодня есть два пути: модернизация
существующих судов и строительство нового флота (как пример - теплоход
«Александр Грин»).
Модернизация
подразумевает существенное переоборудование пассажирской части до уровня 4–5-звездного
отеля, замену или капитальный ремонт судового оборудования, насыщение судна современными
коммуникациями. Проведение таких работ целесообразно только для относительно
новых теплоходов, у которых еще не выработан технический ресурс судовых машин,
механизмов, систем.
Данный
подход широко применяется и в международной практике. В 2011 году на российском
рынке в эксплуатацию были введены два модернизированных судна: «Княжна
Виктория», принадлежащее компании «Мостурфлот», и «М. Ростропович» компании «ВодоходЪ».
Эти теплоходы работают с иностранными туристами, выполняя лишь по два-три
круиза в навигацию для российских путешественников.
9 июня
2012 года «Мостурфлот» ввел в эксплуатацию новый трехпалубный круизный теплоход
класса «М» «Александр Грин» на 112 пассажиров, отвечающий современным
требованиям по безопасности, комфорту и сервису. Это первое речное круизное
пассажирское судно, созданное в нашей стране после 1959 года. Практически все
существующие отечественные круизные суда имеют возраст более 20 лет.
Спроектированы и построены они были на верфях Германии, Словакии, Венгрии,
Австрии, многие – в 1950–1960-х годах.
Средний
возраст российских речных круизных пассажирских судов, по данным РРР,
составляет почти 39 лет. Для сравнения, с 1991 года по 2012 год на Дунае, Рейне,
Майне, Одере и других европейских реках начали работать более 110 новых
круизных судов!
И,
конечно, на нашу отрасль нужно снижать налоговую нагрузку. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|