Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Георгий Мохов
Руководитель юридического агентства "Персона Грата":
"Новый Закон о туризме несет революцию отрасли"

Ростуризм опубликовал проект Федерального закона «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации». Комплексный законопроект включает нормы, изменяющие систему финансового обеспечения деятельности туроператоров, как в сфере выездного, так и внутреннего/въездного туризма.

Глава юридического агентства «Персона Грата», председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов поделился мнением о том, почему опубликование этого проекта закона так встревожило представителей отрасли.

 

- Начнем с того, что этот законопроект - не инициатива общественных организаций, а плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В их числе есть и новый закон «О туризме и туристической деятельности в РФ». Иными словами, закон, так или иначе, примут. Но пока этот проект можно назвать концепцией, научно-исследовательским рефератом, предусматривающим системное реформирование индустрии туризма и вводящим ряд принципиально новых положений, которые требуют длительного обсуждения и согласования во всех смежных ведомствах.

 

По существу, проект пока «лысый», не обросший экспертными заключениями и еще не готовый к рассмотрению в Госдуме. Ранее планировалось, что Ростуризм должен был представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, а в Госдуму — не позднее марта 2022 года, но срок его внесения в правительство был перенесен на второе полугодие этого года, а с учетом сегодняшней ситуации на рынке возможно его положения будут серьезно пересмотрены.

 

Согласно проекту агентский рынок ждут серьезные изменения. Так, законопроект предусматривает, что все турагенты и субагенты должны входить в единый государственный реестр, куда можно будет попасть только по представлению туроператора, то есть, имея с ним договор. Они также обязаны входить в одно из объединений турагентов, каждое из которых должно включать не менее 25% участников рынка, исходя из сведений, включенных в федеральный реестр турагентов. Объединения должны иметь свои компенсационные фонды, деньги из которых смогут быть направлены на возмещение ущерба туристам в случае ухода турагента с рынка и невыполнения обязательств.

 

Институт сходный с саморегулированием (СРО) подходит отраслям, которые уже отрегулированы государством, имеют длительную историю внедрения стандартов и правил. Их создание оправданно среди аудиторских, страховых компаний, прошедших «горнило» Центробанка. Не думаю, что СРО – хорошая идея для турагентов, которые с 2007 года, после отмены лицензирования, работают на практически нерегулируемом рынке с огромной ротацией участников и минимальным набором требований.

 

Вместо персональной ответственности туроператоров в виде договоров страхования или банковских гарантий, а также фондов персональной ответственности при «Турпомощи» для выездных туроператоров, в новом законе предусмотрен один государственный фонд. Этот коллективный фонд будет формироваться за счет взносов всех туроператоров, включая внутренний туризм, и, рассчитываться исходя из количества туристов, отправленных компанией на отдых в отчетный период. Фонд будет управляться некоммерческой организацией при Ростуризме, возглавит его также представитель этого ведомства.

Отчисления будут храниться на счетах фонда в федеральном казначействе. Аналогичная система финобеспечения уже реализуется в России, в частности, в сфере страхования вкладов в банках, а также участия граждан в долевом строительстве.

 

Гарантийный фонд предполагается как для целей экстренной помощи (эвакуации) туристов, так и для возмещения ущерба, причиненного вследствие прекращения деятельности туроператора. В качестве альтернативного типа защиты предлагается применять эскроу-счета (условное депонирование) при расчетах с туристами. Счета открываются в уполномоченных банках, на них резервируется сумма стоимости турпродукта до момента возврата туриста из путешествия.

 

Есть в законопроекте ряд других не менее масштабных базовых предложений. Например, документ по-новому трактует понятие турпродукта, что, по мнению эксперта, приведет к изменению и правил его реализации. И речь здесь не только о многократном увеличении числа участников туристического рынка.

В новом законе сформулировано, что турпродукт – это проживание плюс любая другая туруслуга, и не обязательно только транспорт, но и экскурсионные услуги. Такая трактовка влечет за собой по цепочке изменение всей архитектуры рынка».

 

По действующему закону это единый комплекс услуг по перевозке и размещению, что дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором. Также впервые в закон вводятся такие понятия, как «экскурсия» и «экскурсионная деятельность». А под определение «средства размещения» подпадают не только отели и санатории, но и кемпинги, гостевые дома, круизные суда, а также туристический железнодорожный транспорт.

Закон предполагает создание информационной системы для контроля за всеми действующими договорами – некий вариант цифровой маркировки туров, который обеспечит прозрачность и гарантирует возврат средств. «Электронная путевка» такой функцией не обладает по определению, поэтому ее надо или кардинально перерабатывать, или создавать новую систему.

 

Я уверен, что, несмотря на то, что новый закон о туризме и туристической деятельности – плановый документ, напрямую связанный с национальным проектом и давно ожидаемый участниками рынка, он встретит на своем пути немало сложностей.

Дело в том, что он не просто подправляет или дополняет старые положения, а решительно переписывает их, вводит новые нормы регулирования отрасли.

 

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2022 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72