Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Алексей Крылов
Генеральный директор турхолдинга UTS Group
Что ждет рынок MICE и Business travel в будущем?

Наш корреспондент встретился с Алексеем Крыловым, генеральным директором туристического холдинга UTS Group, чтобы обсудить перспективы отрасли в эпоху коронакризиса и понять, что еще предстоит пережить индустрии MICE и делового туризма.

 

Алексей, оцените негативное влияние, которое нанесла пандемия рынку MICE и делового туризма

 

Кризис, возникший из-за пандемии, на мой взгляд, стал двигателем некоего развития рынка, поэтому оценить его, как нечто сугубо негативное я не могу.

Безусловно, коронавирус ударил по всем сразу: авиасообщение между странами прекратилось, отели простаивают, выставочные холлы пустуют. Компании лишены работы, поскольку мы – организаторы всех процессов, где задействованы названные участники рынка.

Экспертами отрасли было отмечено падение от 5 до 10% прошлогодних объемов за этот период. Ситуация вырисовывается, можно сказать, катастрофическая. Такого падения и остановки на такой длительный срок еще никогда не было. Конечно, у нас были какие-то локальные кризисы, но то, что сейчас происходит – происходит глобально.

 

Негативное влияние ситуации на рынок заключается в том, что собственники и руководители компаний должны принимать непростые управленческие решения, которые окажут влияние на жизнь других людей – сотрудников.

Пандемия коронавируса стала очень серьезной психологической встряской, которая заставила людей поставить перед собой эти вопросы: там ли они работают? В той ли компании? И тем ли занимаются?

 

Руководители столкнулись с необходимостью расставаться с сотрудниками, и сейчас я говорю не только от себя, но от лица всей индустрии. В таких масштабах прежде не стояла: с кем-то нужно было прощаться, кого-то переводить на временный простой, а для кого-то сокращать время работы. Заметьте, это только бизнес-аспекты, а ведь есть еще и личные обстоятельства: кто-то строил себе дом, кто-то имеет обязательства перед семьей – и так можно продолжать бесконечно. Расставаться с людьми тяжело: ведь руководитель любит свой коллектив и ему приходится «резать по живому». Это серьезный вызов, прежде всего, психологический, поэтому пройти весь этот путь без «подпитки», поддержки – практически невозможно.

Могу сказать одно, успех выхода из сложившегося кризиса зависит от умения руководителя оценивать процессы, происходящие внутри компании и во внешнем мире, а также анализа, который лежит в основе принятых им решений, чтобы выстроить новую систему управления, отвечающую реалиям времени.

 

Как вы охарактеризуете нынешнее положение дел в индустрии? Многие ли игроки сошли или сойдут с дистанции?

 

Раньше крупному бизнесу было легче выходить из кризисных ситуаций, сейчас же все наоборот: у небольших компаний больше возможностей для маневров, они более гибкие и поэтому им кризис удается пережить легче. Плюс не стоит забывать, что небольшие игроки получили поддержку от государства. У крупного и среднего бизнеса такой поддержки и таких возможностей для маневров не оказалось.

Пока нет громких банкротств и никто не уходит с рынка, это логично. Потому что сейчас мы находимся, условно говоря, в тепличных условиях. Мы – пострадавшая отрасль, поэтому нам легально разрешено не возвращать кредиты, даны налоговые льготы и послабления, и прочее. Но этот период закончится. Первого ноября или декабря, когда закончится этот режим, все вернется на круги своя – и вот тогда оголится все. Нужно будет выстраивать новую систему и новый взгляд на работу.

Например, мы оценили наши ресурсы и сопоставили их с нуждами, сократили менее значимое. В нашей компании пришлось сократить направления MICE и въездной туризм. Второе подразделение мы срезали потому что понимали, что в течение ближайшего года въездного туризма не будет, а MICE будет испытывать очень большие сложности, плюс будет долго восстанавливаться и, конечно, трансформируется. Думаю, что будут преобладать мотивационные поездки, то есть, внутрикорпоративные для сотрудников, агентов и прочее. Я делаю такой вывод потому, что сейчас четко прослеживается преобладание дистанционной работы. Отпала нужда в большом количестве командировок, как следствие, возникает пробел в личной коммуникации. Если мы не можем видится каждый день, нам необходимо раз в месяц, квартал, полгода собраться: показать новый продукт, дестинацию, собрать агентов и т.д.

 

Могу даже предположить, что на смену MICE-компаниям придут индивидуальные консультанты, которые будут устраивать выездные мероприятия, как это принято в Европе. Там MICE-модель строится на основе малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Есть конкретный специалист с большим кредитом доверия и колоссальным опытом, у которого есть команда с помощью которой он сделает все «под ключ». Думаю, что после пандемии именно такая модель MICE будет в приоритете на рынке.

 

Выставочный MICE поменяется до неузнаваемости. Многое будет переносится в виртуальную реальность: организация выставок и конференций, предоставление стендов, назначение встреч.

Уже сейчас в рамках “Мир без границ” мы организуем множество онлайн-воркшопов, наши партнеры поддерживают эту инициативу. Это дает возможность участникам из разных городов и стран оказаться в одном месте, плюс огромную экономию.

  

Как вы считаете, улучшение ситуации на рынке произойдет уже к концу этого года, или не раньше весны 2021 года?


Я из тех, кто позитивно и реально смотрит в будущее, ведь надежда умирает последней. Я уже сказал, что рынок не будет прежним, сократится количество игроков. Думаю, что через 6–9 месяцев их будет на 30% меньше, объемы упадут на 50%. Сохранившиеся объемы как-то перераспределятся на компании, которые уже подрезали свои издержки. Нужно также помнить, что у нас очень гибкий рынок и на оставшуюся его часть будут покушаться или уже покушаются, кроме прямых соперников, агрегаторы, IT-компании – перечислять соперников можно бесконечно, даже банки не остались в стороне.

 

Сколько времени понадобится рынку для его полного восстановления? Ряд экспертов, например, в компании McKinsey, полагают, что на восстановление понадобится от четырех до семи лет...

 

Деловой туризм не вернется осенью 2021 года. Наш деловой туризм – это перевозка плюс гостиница. По самым оптимистичным прогнозам IATA потребуется 3–4 года, чтобы вернуться к объемам 2019 года. Дело в том, что авиаотрасли был нанесен ощутимый удар, и мы трансформировались под нынешние условия. Сейчас, чтобы провести встречу, достаточно воспользоваться Zoom, не нужно куда-то лететь или ехать. Мы поняли, что физическое присутствие совсем не обязательно для построения деловых отношений, работать можно и без личных встреч. Согласитесь, это привлекательно, особенно, когда остро стоят два вопроса: безопасности и экономии. Командировок почти нет, крупным корпорациям дано распоряжение: до нового года никто никуда не летает. Только в случае острой необходимости.

Мы выходим на 40–50% объемов по России, по зарубежке – на 5–10%, к прежним показателям делового туризма мы не вернемся.

 

Ваши прогнозы: как будет выглядеть постпандемийный рынок MICE&BT? Можно ли говорить о том, что большая часть клиентов будет отдавать предпочтение онлайн-мероприятиям?

 

Все, у кого есть ресурсы, очень пристально следят за тем, куда можно зайти с низкими стартовыми позициями, они будут пытаться отобрать «наш кусок» рынка. Также нужно учитывать, что 70% рынка бизнес-трэвел – это госструктуры или компании с госучастием. Роль государства в нашей экономике растет. Но государство не будет работать с частным бизнесом, его выбор падет на круг доверенных лиц. Это может быть кто-то из крупных или небольших участников рынка, на которых принудительно будет заведен бизнес, под очень красивым «соусом».

У всех вымыт собственный ресурс, поэтому, вероятно, будут создаваться коалиции и объединения, чтобы легче пережить трудные времена.

 

Как нужно меняться MICE- и business travel-компаниям, чтобы не только остаться на плаву, но и быть успешными на постковидном рынке?

 

Должна быть вариативность. Высокие технологии сейчас пользуются спросом из-за сложившейся ситуации. Понятно, что среднему и крупному бизнесу нужно обеспечивать безопасность своих сотрудников, знать, где находится их персонал, управлять расходами и издержками, чтобы это было эффективно. Все это возможно только через технологии. Поэтому, все стали автоматизировать свои процессы, команды перешли на удаленную работу. Нужны цифровые инструменты, которые позволят интегрироваться в различные системы корпоративные, с точки зрения персонала и управления трэвел-расходами, если это мотивационные части.

 

Бизнес на уровне B2B останется, потому что организации, корпорации никуда не денутся. Бизнес очень сильно будет расслаиваться, малый бизнес будет более гибкий и менее подвержен различным проверкам со стороны государства. Важно, чтобы первое лицо компании было «внутри деловых процессов» и управляло рабочими процессами: клиентскими, закупочными, с персоналом. Это станет залогом успеха.

 

Беседовала Мария Акунова




 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2020 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72