Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Георгий Мохов
Генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
Законы в туризме: ждем перемен

В 2020 году ожидается принятие важных законов как для туристической, так и для гостиничной отрасли. К чему готовиться – рассказывает генеральный директор туристического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

1. Отели в жилых помещениях: запрет или регулирование?

Пожалуй, одной из главных интриг, ожидаемых в 2020 году, стало внесение на рассмотрение в Госдуму так называемой «второй поправки депутата Хованской» (напомню: первая, принятая по инициативе Комитета по жилищной политике ГД, запретила размещать гостиницы в жилых помещениях с 1 октября 2019 года). Новая поправка изменяет характеристику средств размещения в отраслевом законе и указывает на применение только нежилых помещений для размещения туристов. Само понятие «проживание туристов» заменяется термином «пребывание».

Принятие такой нормы принципиально меняет юридический статус частной посуточной аренды и гостевых домов. И дело даже не столько в формулировках закона, сколько в правоприменении на местах. С принятием «первого закона Хованской» проверочные рейды прошли по всем мини-гостиницам и хостелам, расположенным в жилом фонде, многие из них закрылись, кто-то перепрофилировался под сдачу в краткосрочный найм комнат и квартир.

Вторая поправка приведет к усиленному контролю уже за всеми средствами размещения, независимо от того, называются они гостиницей или нет. Причем контролирующие органы – Роспотребнадзор, жилищная инспекция, полиция, прокуратура – должны «на глазок» определить, оказываются ли гостиничные услуги или нет. От их умозрительных выводов зависит судьба предпринимателя. Больше всего могут пострадать мини-отели в Крыму, ведь они, как правило, размещаются именно в жилых строениях, в которых живут и сами хозяева. На проблему обратили внимание Госсовет и глава Крыма Сергей Аксёнов. Просьба отклонить законопроект была направлена в Госдуму.

По мнению Сергея Аксёнова, принятие законопроекта является нецелесообразным, поскольку прописанные в нем меры крайне отрицательно отразятся на развитии туристической отрасли Крыма. Глава республики проинформировал, что на сегодняшний день в республике работает более 4,5 тыс. малых средств размещения, которые функционируют в жилых домах, 1,39 тыс. из них зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

«Таким образом, законопроект, о котором идет речь, в случае его принятия, запретит деятельность 1,39 тыс. легально работающих предпринимателей и более 4 тыс. наемных работников. В результате потери крымского бюджета могут составить более 175 млн рублей», – считает глава Крыма.

При этом Сергей Аксёнов отметил, что правительство РК планирует, что реализация программы легализации малых средств размещения поможет вывести из «тени» как минимум 3 тыс. таких отелей.

Глава Крыма считает необходимым поддержать законопроект «О туристическом жилье», разработанный Минэкономразвития РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России».  В частности, этот законопроект предусматривает меры, направленные на введение в правовое поле малых средств размещения, которые находятся в жилых помещениях.     

Этот законопроект вводит понятие реестра объектов туристического жилья, идентификационного номера каждого объекта, систему их учета и налогообложения. Это «революционный» закон, вводящий в оборот новый вид средств размещения, новую сферу регулирования и контроля и призванный легализовать огромный сегмент туристического жилья. Но при этом есть множество принципиальных противников такого развития сюжета. Поправка Хованской активно лоббируется структурами, ответственными за миграционную и жилищную политику. От того, какой из двух альтернативных документов будет в итоге принят законодателями, зависит направление развития нормативного поля, а именно: пойдет ли законотворчество по запретительному пути или по регулирующему.

В дополнение к вышеописанной интриге следует учитывать расширение зоны самозанятости на несколько регионов и ожидаемое распространение налога на профессиональный доход, в том числе и на Крым. Согласно параметрам самозанятости, гражданин может сдавать в аренду собственное жилье, уплачивая налог 4%, и, по мнению ряда экспертов, такая легализация приведет к значительной конкуренции с полноценными гостиницами, которые уже сейчас испытывают значительный отток гостей в пользу размещения в частном секторе.

 

2. Борьба с гидами-нелегалами выходит на федеральный уровень.

Не менее значимый для туристической отрасли законопроект – «О регулировании деятельности экскурсоводов». Он включает целый комплекс мер по регулированию деятельности экскурсоводов, гидов и инструкторов-проводников. В частности, их обязательную аттестацию комиссиями при региональных органах власти, определение национальных туристических маршрутов, а также запрет на работу гидами иностранным гражданам.

Закон внесен в Госдуму и активно обсуждается профессиональным сообществом. Проект не содержит подробные регламенты процедур аттестации, правила и порядок будут разрабатываться органами власти позже, но основные параметры в норматив заложены. Сложность реализации этого закона заключается в региональном контроле, для этого необходимы новые полномочия органов власти и создание целой системы правоотношений. Несмотря на множество замечаний к тексту проекта, все участники отрасли признают его необходимость. Регулирование этого вида деятельности обеспечивает безопасность и комфорт туристов, и теперь есть все шансы, что в 2020 году закон наконец-то примут.

 

3. Электронная путевка: процесс ускоряется

Законопроект об обязательном использовании электронной путевки не прошел первое чтение в Госдуме и отложен на весну 2020 года. Но очевидно, что оператор электронной путевки (Ассоциация «Национальные туристские технологии») заинтересован в скорейшем тестировании программной части системы и принятии сопровождающих нормативов. Как показывает практика, если документ уже внесен на рассмотрение законодателем, то в долгий ящик его не откладывают. Несколько крупных туроператоров уже подписали соглашение о тестировании интерфейса Информационной системы.

С учетом общего тренда на «цифровую трансформацию» и всеобщий фискальный учет, можно предположить, что проект ИС Электронная путевка войдет в систему общих решений, предлагаемых правительством по «цифровизации» экономики. Кто в конечном итоге будет основным управленцем и бенифициаром системы, пока не ясно.

Вероятно, закон примут уже на весенней сессии ГД, а в силу он вступит в сентябре-октябре. 2020 год, скорее всего, уйдет на формализацию всех процессов и доводку системы. Не исключено, что будет добавлена интеграция с системами учета ФНС. Обязательной для всех электронная путевка, возможно, станет с середины 2021 года.

 

4. Турагентов – под дополнительный контроль

Законопроект о регулировании деятельности турагентов и введения Единого федерального реестра внесен Министерством экономического развития в ГД РФ. Реестр должен заработать с 1 января следующего, 2021 года, и далее дается 180 дней на внесение в него сведений обо всех турагентах, действующих по договорам с туроператорами, как по международному, так и по внутреннему туризму.

Законопроект содержит общий порядок включения сведений о турагентах и о субагентах в реестр и устанавливает запрет на осуществление турагентской деятельности без включения в реестр. Кроме того, сведения в реестре о полномочиях конкретного агента на реализацию турпродукта должны подтверждаться туроператором, без этого заключить договор с туристом будет невозможно. Ответственность за деятельность без включения в реестр установлена новой статьей Административного кодекса, причем ответственность наступает не только у турагента, но и у туроператора, если он своевременно не внесет сведения о своем агенте в реестр.

Предположительно, 2020 год уйдет у Ростуризма на проработку технического решения, создание интерфейса доступа для всех участников, на интеграцию системы с реестрами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с реестром туроператоров. Поскольку это государственный информационный ресурс, он должен соответствовать всем параметрам защиты информации и передачи данных.

Основная заявленная цель реестра – предоставить потребителям дополнительную возможность проверить полномочия турагента, у которого приобретается тур. Разрешительный порядок доступа на рынок не применялся к турагентской деятельности со времен отмены лицензий в 2007 году, а значит, отрасль ждет очень серьезное изменение юридических параметров деятельности субъектов розничного рынка.

В перспективе возможна и сквозная цифровая маркировка договоров, заключенных туроператорами с агентами, как это уже сделано, например, на страховом рынке. Цифровая маркировка договора позволит проверить полномочия розничного продавца практически мгновенно, считав QR-код.

Ожидаемый срок рассмотрения законопроекта в первом чтении – март 2020 года, если он будет принят своевременно, то период вступления в силу не изменится, если же при рассмотрении в Госдуме проект отложат, то к 2021 году подготовить техническую часть решения не успеют.

Эти законопроекты находятся в высокой степени готовности и перспективы их утверждения в ближайшее время высоки. Но это не единственные нормы, которые повлияют на туристический рынок. Следует учитывать и принятие Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждение Концепции Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, принятие нормативов о порядке предоставления субсидий субъектам рынка на стимулирование въездного и внутреннего турпотока, а также множество готовящихся изменений и поправок смежного законодательства.

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2020 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72