туристический бизнес
для профессионалов (495) 723-72-72 |
Александр Байбородин
Руководитель компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры»
Электронный договор - как избежать главных ошибок
С развитием онлайн-продаж встал вопрос документального оформления договорных отношений субъектов туриндустрии в интернете. Каковы особенности этой проблемы? Об этом рассказывает руководитель компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александр БАЙБОРОДИН:
- Расскажите об особенностях оформления договорных отношений в турбизнесе? - Среди наших партнеров — турагенты, туроператоры, сервисы бронирования отелей и авиабилетов. У каждой группы компаний в той или иной степени налицо тенденция к уменьшению «бумажного» документооборота и росту договоренностей на нематериальных носителях. Полный уход в онлайн характерен для B2С-рынка в отношении сервисов бронирования билетов и отелей, для различных агрегаторов, бронирования аренды машин и т.д.
Что касается B2B-сегмента, то большинство компаний пока не может полностью отказаться от «бумаги». Так, например, у подавляющего большинства туроператоров информация о турах для агентов-посредников выкладывается на сайте. Однако сам агентский договор часто заключается офлайн, на бумаге. Доля таких документов в секторе B2B по-прежнему велика. Бумажные документы,как правило, «в почете» у финансистов и юристов компаний, так как порядок рисков (неплатежей, задолженностей и т.д.) в сегменте B2B гораздо выше, чем в B2C. Поэтому многие юристы желают иметь «красивый» бумажный договор, а не распечатку с сайта.
«Онлайнеры» среди турагентов используют такие формы взаимодействия с клиентами: • размещают тексты оферт на своих сайтах или в личных кабинетах клиентов; • направляют на электронную почту клиента тексты договоров; • обмениваются скан-копиями подписанных договоров; • бронирование и подтверждение бронирования производится онлайн; • отправка билетов, ваучеров, полисов на e-mail осуществляется онлайн.
- Насколько законны и безопасны виртуальные договоры? - Заключение договоров путем размещения оферт или путем отправки по электронной почте не запрещено. Положения ст. 434, 438 ГК РФ допускает заключение договора как в форме одного «бумажного» документа, так и путем обмена документами с использованием любых каналов связи. По опыту нашей компании заключение договора с использованием электронной почты, как правило, не создает проблем при разрешении дел в суде.
В целом заключение договора в электронном виде можно признать более или менее безопасным — по крайней мере, если говорить о B2C-сегменте. В то же время юристы значительно увереннее чувствуют себя в суде с договором, подписанным двумя сторонами. Особенно это касается крупных рисков на многомиллионные суммы. Таким образом, в сегменте B2C мы бы не рекомендовали полностью исключать бумажный документооборот или как минимум обмен подписанными скан-копиями договоров.
-Расскажите о типичных ошибках при составлении виртуального договора и ондайн-продажах. Многие думают, что для начала продаж онлайн достаточно разместить обычный договор на сайте. Это не так.
Во-первых, нужно адаптировать документы для онлайн-продаж — дополнить их специальными пунктами. Вот примеры полезных пунктов для онлайн-продаж: • Агент вправе (но не обязан) заключить (изменить) договор с Заказчиком на бумажном носителе либо путем отправки по факсуили путем отправки Заказчику скан-копии договора или текста договора в оговоренных форматах (word, pdf и т.д.) или в иных форматах на электронную почту Заказчика, или путем размещения договора на сайте Агента или путем обмена документами с использованием иных форм связи. Адрес электронной почты Заказчика, номер телефона Заказчика, его логин и пароль признаются аналогом собственноручной подписи Заказчика.
• Совершение Заказчиком действий по исполнению договора (бронирования, получение логина или пароля, оплата по договору и (или) представление документов и сведений, необходимых для исполнения договора, и (или) получение документов, необходимых для совершения путешествия, и (или) потребление оказываемых по договору услуг) подтверждает факт заключения договора и соблюдение письменной формы договора и приложений к нему, а также согласие Заказчика с изменениями к договору, при наличии таких изменений.
Во вторых, следует удалять из договоров позиции, несовместимые с онлайн-продажами. Вот примеры таких позиций: • Агент обязан: Производить бронирование, изменение и аннуляцию Заявок только в письменной форме с подписью ответственного сотрудника Агента (с указанием фамилии) и заверять печатью Агента. Очевидно, что бронирование ушло в онлайн, случаи бронирований с печатью — единичны. В случае спора контрагент может заявить «На заявке отсутствует наша печать и подпись, поэтому и заявки такой не было».
• Договор составлен в двух подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон. Если договор заключен в электронной форме — то этот пункт не соответствует действительности.
• Любые изменения и дополнения к Договору будут действительны только в том случае, если они совершены в письменной форме за подписью уполномоченных представите- лей сторон. Очевидно, что если договор был заключен в электронной форме, то никаких подписей нет. Изменения также могут быть совершены без подписей.
И в заключение - о рисках неправильного оформления документации. Они могут быть вполне ощутимыми: • для получателя денег — принудительный возврат аванса; • для плательщика — проблемы с взысканием долга; • для всех сторон договора — проблемы с доказыванием условий договора. |
© 1998 — 2024 «Турбизнес» Контактная информация Реклама на сайте Письмо редактору сайта |
(495) 723-72-72
|