Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72

Горячая тема

Сергей Ромашкин
Генеральный директор компании «Дельфин»
«Введение сбора с туристов приведет лишь к снижению конкурентоспособности наших курортов»

Появление «налога на отдых» значительная часть профессионалов российского туризма восприняла как попытку решить инфраструктурные проблемы отечественных курортов за счет потребителя.

Сергей Ромашкин, руководитель активно работающей на внутреннем рынке компании «Дельфин»,  поделился своими мыслями о новом сборе в рамках нашей рубрики «Горячая тема»:

 

- Если трезво оценивать последствия ввода курортного сбора то, на мой взгляд, существует целый ряд факторов, которые говорят не в пользу его появления.

Во-первых, момент для введения курортного сбора выбран очень неудачный. Когда стоило бы предпринимать такие меры? Когда рынок находится на подъеме. Но мы все видим: рынок внутреннего туризма в этом сезоне «падает» на 15-30%, и очень странно сейчас говорить о появлении дополнительного сбора с туристов. Ведь только одно обсуждение этого вопроса уже негативно повлияло на турпотоки в этом году.

 

Во-вторых, появление курортного сбора ведет к некоторому снижению конкурентоспособности наших курортов. Главный их летний конкурент, Турция, снижает цены и дотирует туроператоров. Европа также немного подешевела по отношению к уровню цен 2016 году из-за изменений валютных курсов. У нас, напротив, все подорожало. А за счет введения курортного сбора мы еще и добавим пару процентов.

 

Реальность такова: спрос на Крым снизился нынче на 30%, а на Сочи – примерно на 10%.

Причем говорить о каком-то неожиданном провале стоит вряд ли: если в 2013-м в Крым ездили 2 млн россиян и 3,5 млн украинцев, то в прошлом году Крым принял 5,5 млн туристов только из России. Фактически количество российских туристов на этом направлении выросло в  три раза и очевидно, что после столь быстрого роста, по объективным причинам, он не смог удержаться на этих позициях.

Однако сам факт того, что за три года Крым удалось поднять до таких объемов – уже хорошо. И стоит ожидать, что в следующем году ситуация будет благоприятной для нашего Юга и им удастся вернуть часть туристов.

 

В-третьих, курортный сбор приведет к пусть и небольшому, но росту цен на путевки. Что сейчас нам совсем некстати. И если поначалу речь шла о 50-100 рублях сбора за весь отдых, в действительности, при средней продолжительности в 10-12 дней, уже в 2018-м он обойдется туристу на 500-600 рублей дороже. А если на отдых едет целая семья – надо умножить на количество взрослых.

 

В-четвертых, механизм расходования собранных в качестве курортного сбора средств непрозрачен. Решать, как поделить эти деньги, будут в регионах, а поскольку само понятие курортной инфраструктуры слишком расплывчато, куда они в итоге пойдут, так и неясно.

На самом деле механизм трат курортного сбора должен быть предельно прост и ясен. В первую очередь – туристу. Чтобы он понимал, за что конкретно он платит свои кровные.

 

В-пятых, появление курортного сбора почти наверняка приведет к имиджевым потерям как внутри страны, так и, возможно, в глазах иностранных гостей-болельщиков ЧМ-2018. Ведь они также станут его плательщиками, например, в Краснодарском крае.

 

В-шестых, очень грустно, что именно туризм во время кризиса стал флагманом изменений налоговой системы. Что случается, кстати, довольно редко. И хотя это не налог, а сбор, его плательщику от этого не легче. Развивать внутренний туризм у нас получается как-то странно. Ведь вместо того чтобы снижать налоговую нагрузку, предоставлять доступ к «длинным» кредитам, уменьшать или отменять НДС на авиаперевозку, дотировать пакетные туры операторов и осуществлять государственную рекламную поддержку наших курортов, власти вводят курортный сбор.

 

По всей вероятности, государство считает, что туристическая отрасль развивается неплохо и справится с проблемами сама. Да, 2016 год во внутреннем туризме был успешен, но так будет не всегда. И если мы хотим получить туристов завтра, должны что-то вложить сегодня.

 

И последнее. Инициаторы введения курортного сбора рассчитывают на довольно большие поступления. Однако реальные сборы средств, скорее всего, будут в пять-десять раз меньше ожидаемых. Почему? В первую очередь - из-за наличия огромного частного сектора, принимающего туристов по-тихому. И есть вероятность, что «слон» курортного сбора «родит» финансовую «мышь», которой едва хватит (если еще хватит) на его администрирование...

 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72