Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2006
« Вернуться к журналу  

По старинному каналу

Всего в часе езды от польской границы с Калининградской областью в устье реки у Вислинского залива Балтийского моря находится город Эльблонг. В этом уютном и зеленом местечке начинается весьма необычный туристический маршрут по старинному Острудско-Эльблонгскому каналу.

Однодневная экскурсия по водной артерии может быть составной частью более продолжительного путешествия – рядышком расположены Гданьск, замок Мальборк, внесенный в Список культурного наследия человечества ЮНЕСКО, Торунь и другие достопримечательности. Канал сам по себе является уникальным гидротехническим сооружением, вдобавок во время путешествия туристов ждут удивительные пейзажи охраняемых ландшафтных парков, леса, богатая фауна и флора заповедников. За летний сезон 2005 г. Острудско-Эльблонгская судоходная компания обслужила более 50 тыс. клиентов, по каналу прошли сотни яхт, группы байдарочников, маломерные суда водников-индивидуалов.
Автором уникального проекта Острудско-Эльблонгского канала был Георг Якоб Стээнке. Строительство началось в 1848 г. и продолжалось 28 лет. Сейчас это единственное в мире крупное гидротехническое сооружение с действующими старинными механизмами. Общая протяженность искусственной водной системы составляет 147 км, длина водного пути по каналу - 83,4 км (в том числе более 40 км искусственных участков). Техническое решение основано на преодолении на 10-километровом отрезке 99-метрового перепада высот между уровнями воды в озерах Пинево и Друзно. Для этого используются два шлюза и пять стапелей, по которым на высоту от 13 до 22 метров по суше в специальных роликовых тележках на рельсах перемещаются суда. Сами тележки, как и все механизмы канала, приводятся в движение напором воды, а суда «плавают» по земле. Всего на трассе канала четыре шлюза, несколько плотин, переливных язов, ворот безопасности и других специальных гидротехнических сооружений.
Маршрут по Острудско-Эльблонгскому каналу знакомит путешественников с одним из наиболее интересных районов Польши. Он проходит по Вислинским Жулавам и Острудско-Илавскому озерному краю - западной части Мазурского озерного района. Путешествие начинается от речной пристани в центре Эльблонга. По углубленному руслу реки пассажирские суда направляются вверх по течению до озера Друзно. В юго-западной оконечности озера, в стороне от трассы, расположен крупный орнитологический заповедник.
Из озера Друзно корабли доходят до шлюза и участка стапелей. Вдоль берегов здесь расположены многочисленные исторические памятники: Елёнки, Конты, Олесьница, Цалуны, Бучинец. Выйдя через шлюз на озеро Пнево, суда через канал попадают на озеро Самбруд с пристанью в Малдытах. Отсюда по озерам Руда-Вода, Бартэнжек корабли выходят на озеро Илиньск и далее - к шлюзу в Миломлыне. Затем нужно преодолеть шлюз Зелёна и по каналу Лива выйти на просторы Дрвенцкого озера. У его восточной оконечности и находится Оструда, конечный пункт путешествия.
Рейс из Эльблонга до Оструды длится 11 часов: с 8 утра до 7 вечера. Но туристам совсем не обязательно плыть по всей трассе. Расписание движения судов позволяет разделить ее на несколько участков. Наиболее интересны с точки зрения истории и конструкторской мысли отрезки Эльблонг – Бучинец (08:00–12:50, стоимость билета 70 злотых) или Эльблонг – Малдыты (08:00–14:30, 75 злотых). Во втором случае вернуться в Эльблонг из Малдыт можно поездом. Билет до Оструды можно забронировать заранее, его полная стоимость – 85 злотых, но туристам, не достигшим 18-летнего возраста, полагается 30%-ная скидка. Перевозка велосипедов и крупного багажа оплачивается дополнительно. Рейсы выполняются с 1 мая до конца сентября. В июле и августе – ежедневно, в другое время частота зависит от количества пассажиров. На линии работают восемь судов на 12, 36 и 65 пассажиров. Новый корабль «Оструда» имеет утепленный салон, кондиционеры и может обслуживать туристов-инвалидов. «Оструда» ходит до «первых льдов» поздней осени. Есть возможность организации чартерных рейсов с индивидуально разработанным маршрутом.
Город Оструда стремится восстановить свой довоенный титул «жемчужины Мазур» – реконструируется историческая застройка его центра и замок, модернизируются бульвар и мол над Дрвенцким озером. Туристам, увлекающимся пешими экскурсиями, здесь можно предложить два живописных маршрута протяженностью около 25 км. Поклонников байдарок ждут пять интересных водных путей по каналам, а для велосипедистов обустроены холмистые лесные велотрассы.
Экологи часто называют Мазурский озерно-лесной край «зелеными легкими Европы». Его природа удивляет разнообразием и Aaвописностью форм рельефа. Здесь сохранились обширные массивы естественных смешанных и сосновых лесов. Озера региона имеют ледниковое происхождение и образуют сложную систему водоемов, соединенных реками, протоками и каналами. В реках и озерах ловится угорь, судак и щука. Населенные пункты региона весьма отдалены друг от друга.
Мазуры - настоящий рай для туристов, яхтсменов, серфингистов, байдарочников, любителей лодочных походов, рыбаков и охотников. Некоторые местные озера объявлены «зоной тишины», где запрещено движение моторных лодок, катеров и экскурсионных судов. В регионе развита туристская инфраструктура с водными базами отдыха, пристанями, бивуаками, кемпингами, пансионатами и отелями разной категории. Городки и села на берегах озёр стали центрами парусного спорта и пляжного отдыха, традиционными местами летних слетов туристского и парусного братства, спортивных мероприятий, фольклорных и музыкальных фестивалей. Зимой на льду озер организовано обучение премудростям «хождения» под парусом в холодное время года - здесь традиционно проводят тренировки и соревнования буеристы.
Обилие озер, уникальные флора и фауна, тишина и покой - не единственные достоинства Мазурского региона. Насыщенной и бурной была история этого края. Об этом свидетельствуют курганы VI-V веков до н. э., обнаруженные поселения железного века и городища раннего средневековья прусских племен ятвягов и жемайтов, языческие жертвенные алтари и каменные изваяния. Не менее интересны мазурские средневековые городки, замки-крепости ордена крестоносцев, монастыри, костелы и светские архитектурные памятники, кладбища Первой мировой войны.
В XVIII-XIX веках здесь активно развивались города и населенные пункты, через местные порты в мир вывозились сельскохозяйственные продукты, скот, древесина, камыш, кирпич, керамические изделия и многое другое. По Королевской Висле, Ногату, Острудско-Эльблонгскому каналу, Мотлаве, Ленивке, Шкарпаве, Паслэнке, Преголе и другим водным артериям перевозили пассажиров. Золотой век местного судоходства подошел к концу с появлением железных дорог. Все, что не было громоздким и могло испортиться в пути, начали грузить в вагоны. Гданьск соединила с Штутово узкоколейка, а вдоль берега Вислинского залива построили железную дорогу от Эльблонга до Бранево. А после Второй мировой войны с возникновением новых государственных границ большинство традиционных водных путей оказались «слепыми», никуда не ведущими улочками. Сегодня они полностью утратили свое «транспортное» значение, но зато превратились в интереснейшую туристскую достопримечательность.

Владимир КОРОТКОВ

*
Эльблонг – город с населением около 120 тыс. человек, расположенный на севере Польши близ Вислинского залива Балтийского моря. Это важный транспортный узел и порт в восточной части дельты Вислы. Среди его достопримечательностей – Музей кораблей, интересные готические костелы и другие исторические объекты. В Эльблонге расположена база судоходной компании «Эльпорт», осуществляющей рейсы по заливу и в Калининград.

**
Оструда – старинный городок с населением в 35 тыс. человек, расположенный в окружении лесов и озер на перекрестке автотрасс Варшава – Гданьск и Познань – Торунь – Ольштын. Это один из наиболее популярных мазурских центров водного туризма. На лесных берегах много пансионатов, объектов агротуризма и водных баз отдыха. В Оструде берет начало система трех каналов Острудско-Илавского поозерья, самый посещаемый старинный канал ведет в Эльблонг. В городе находится замок крестоносцев XIV века, ряд исторических объектов, базы проката водного снаряжения. Летом часто проводятся фольклорные фестивали, а в августе – показательные рыцарские турниры.

КАК ДОБРАТЬСЯ
До Эльблонга проще всего доехать из Калининграда прямым поездом или автобусом. Можно добраться сюда и из Гданьска, до которого всего 70 км. Городок Оструда находится на автотрассе №7 Варшава – Гданьск, в 160 км от польской столицы. Он имеет регулярное автобусное сообщение с Гданьском, Эльблонгом, Ольштыном, Торунью и Варшавой.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72