Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2006
« Вернуться к журналу  

Кольцово

Воздушные ворота Екатеринбурга – аэропорт Кольцово - один из важнейших и крупнейших транспортно–логистических узлов (хабов) нашей страны, которые обеспечивают пассажирский и грузовой транзит из Европы в страны АТР. По прогнозам специалистов, именно это направление мировых пассажирских и карго-потоков будет в ближайшие годы развиваться наиболее динамично - к 2020 г. здесь ежегодно будет обслуживаться до 100 млн человек и перевозиться 30 млн тонн грузов.

В настоящее время Кольцово принимает лайнеры «Уральских авиалиний», «Владивостокавиа», «ВИМ-авиа», «Кавминводыавиа», CSA, Lufthansa, British Airways, Austrian Airlines и Turkish Airlines. Аэропорт связан прямым воздушным сообщением с Мюнхеном, Дюссельдорфом, Ганновером, Франкфуртом-на-Майне, Лондоном, Веной, Прагой, Парижем, Тель-Авивом, Стамбулом, Дубаем. В текущем году должны открыться регулярные рейсы в Финляндию (Finnair) и Китай («Южнокитайские авиалинии»).

По правительственной программе
Решением правительства РФ  Кольцово включен в список хабов, на базе которых осуществляется государственная стратегия по реализации транспортного потенциала России.  Министерство транспорта выделяет  из федерального бюджета значительные средства на реконструкцию аэродромного комплекса. Крупным частным инвестором проекта выступает также группа компаний «Ренова». Реализуемая с 2003 г. масштабная  программа, в частности, предусматривает развитие аэродрома и реконструкцию аэровокзального комплекса, создание гостинично-деловой инфраструктуры, обновление парка специальной техники и оборудования.
В рейтинге аэропортов России Кольцово занимает пятое место после главных воздушных ворот Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово и Внуково) и  петербургского Пулкова. По итогам прошлого года здесь было обслужено свыше 270 тыс. пассажиров.
Аэродромная структура включает две взлетно-посадочные полосы, систему рулежных дорожек, перрон с 60 стоянками, радиолокационные и светотехнические системы обеспечения посадки. Аэровокзальный комплекс состоит из нескольких зданий, в которых размещаются кассы, представительства авиакомпаний, зал официальных лиц и делегаций, зал регистрации, вылета, прилета и ожидания пассажиров внутренних и зарубежных рейсов.
Кольцово связано регулярным воздушным сообщением с 67 аэропортами России, СНГ и стран дальнего зарубежья. Кроме того, отсюда выполняются чартерные программы, доля которых в общем объеме работ за последние три года постоянно увеличивается и сейчас составляет  около 25% (порядка 50% по международным рейсам).  
На сегодняшний день услугами Кольцова пользуются не только жители Уральского федерального округа, но и их соседи, а также граждане Казахстана.  По оценке специалистов, спрос на авиаперевозки на рынке Свердловской области сегодня близок к насыщению, поэтому единственный способ увеличить пассажиропоток - ориентироваться на жителей соседних регионов.
«Мировая практика показывает, что аэропорт, который первым разовьет региональную сеть маршрутов, получит огромное конкурентное преимущество», – поясняет Андреас Краус, директор по маркетингу и сбыту Lufthansa Consulting - партнера Кольцова по проектированию и реконструкции аэродромного комплекса.
«В последнее время по темпам развития мы опережаем все региональные аэропорты России, – говорит генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Михаил Максимов. – На мой взгляд, это стало возможным благодаря двум основным факторам: тесному  сотрудничеству государства и частного бизнеса, а также  политике, ориентированной на  комплексное развитие аэропортовой инфраструктуры и воздушных перевозок».

Строим хаб
Реконструкция Кольцово ведется в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Ее цель - обеспечить прием и обслуживание без ограничений всех типов воздушных судов российского и иностранного производства. Одним из важных этапов модернизации является удлинение взлетно-посадочных полос. Проект рассчитан на период 2006–2009 гг., его общая стоимость – 7,5 млрд руб.  В 2006 г. на эти цели из федерального бюджета выделено 140 млн руб, в 2007 г. сумма заметно увеличится и превысит миллиард рублей.
В декабре 2005 г. в Кольцове введен в эксплуатацию новый международный пассажирский терминал. «Его строительство обошлось в  935 млн рублей, - рассказывает Елена Сисина, заместитель  начальника службы технического обслуживания и поддержки. - Площадь здания оказалась больше проектной и составила 20,6 тыс. квадратных метров. Пропускная способность - 600 пассажиров в час».
Финансирование строительства в полном объеме осуществила компания "Ренова", генеральным проектировщиком стал московский "Авиаинвест", а архитектурное решение предложил екатеринбургский "Востокпроект". Новый международный терминал - первая очередь масштабного проекта создания нового аэровокзального комплекса (в нем после обновления будет использоваться и часть старых зданий), пропускная способность которого, по расчетам, составит 3 млн пассажиров в год. 
Реконструкция предусматривает создание на площадях  старого аэровокзала современного бизнес–терминала для обслуживания пассажиров российских и международных рейсов, а также рейсов бизнес–авиации. Кроме того, на площадях 6-го сектора (терминал №4) будет построен автовокзал междугороднего автобусного сообщения. Срок реализации проекта – 2006–2007 гг., сметная стоимость  – 105,5 млн руб. 
Началась подготовка к строительству нового пассажирского терминала для обслуживания внутренних воздушных линий общей площадью 17,5 тыс.  квадратных метров (847 млн руб.). Проектные работы ведутся совместно с известными немецкими компаниями  Obermeyer,  Hochtief AirPort и Lufthansa Consulting.
Гостинично-деловой комплекс Кольцова позиционируется как часть не только аэропортовой, но и городской инфраструктуры. Он призван увеличить доходность воздушной гавани от неавиационных видов деятельности. Новый отель на 140 номеров получит категорию 4 звезды и, как ожидается, станет крупным деловым центром. Предусмотрена возможность его расширения за счет использования прилегающих свободных территорий. Срок реализации проекта - 2006-2007 гг., стоимость – 285 млн руб. Кроме того, будет реконструирована действующая гостиница «Лайнер».  Сейчас это высотное здание может служить лишь весьма скромным ночным пристанищем для особо уставшего  или весьма экономного транзитного пассажира  (в номере на троих можно устроиться за Aa0 руб. в сутки).  Проект предполагает строительство так называемой «входной группы» площадью 500 кв. метров, где разместятся служба приема, лобби-бар, сейфы, зона регистрации пассажиров и оформления багажа, пункт обмена валюты и ряд других объектов. Планируется также реконструировать номерной фонд, установить панорамный лифт, расширить зону кафе и организовать «разнонаправленное общественное питание», построить развлекательно–оздоровительный комплекс (бильярдный зал, сауна, фитнес–центр), благоустроить прилегающую территорию с охраняемой автопарковкой и пешеходным бульваром, ведущим к пассажирским терминалам. Обновленный «Лайнер» должен получить категорию 3 звезды и распахнуть двери для гостей уже в текущем году, хотя в конце весны работы здесь практически еще и не начинались.
В 2006 г. началось проектирование нового логистического комплекса Кольцова, который будет обслуживать карго-потоки воздушного и всех видов наземного транспорта.  Комплекс расположится на пересечении автомобильной дороги федерального значения и железнодорожных путей, в непосредственной близости от  аэропорта.  С увеличением объемов работ возможно дальнейшее модульное развитие проекта. Первую очередь комплекса планируется сдать к 31 декабря нынешнего года (40 тыс. кв. метров, инвестиции – 1,14 млрд руб.), вторую – спустя год  (60 тыс. кв.  метров, 1,71 млрд руб.) 
Экономическая эффективность аэропортового комплекса-хаба в значительной  степени зависит от организации  трансферного пассажиропотока, в первую очередь – от формирования согласованной маршрутной сети дальнемагистральных и ближнемагистральных перевозок. При этом расширение географии и частоты полетов должно быть увязано с выверенным веерным расписанием. С решением этой задачи тесно связана реализация проекта развития наземного транспортного сообщения между аэропортом  и Екатеринбургом и формирования единой региональной системы перевозок наземного и воздушного транспорта (интермодальные перевозки). Между Кольцово и  железнодорожным вокзалом Екатеринбурга планируется наладить круглосуточное сообщение, в том числе с использованием скоростных электропоездов. Вторая, интермодальная часть проекта предусматривает создание специальной автотранспортной компании, организацию регулярного междугороднего сообщения между аэропортом и близлежащими населенными пунктами на территории Свердловской и соседних областей, строительство современного автовокзала на территории Кольцова и обустройство «городских аэровокзалов» в Челябинске, Тюмени, Перми, Кургане, Магнитогорске. Необходимый объем инвестиций в совершенствование транспортной инфраструктуры оценивается в 134 млн руб.   

Развитие железнодорожного сообщения с аэропортом Кольцово
История
В 1928 г. на месте нынешнего Кольцова появился военный аэродром. Неподалеку от одноименного поселка соорудили здание комендатуры, казармы и каркасно-засыпные дома для летного состава. В  декабре 1932 г.  сюда из Приволжского военного округа на самолетах Р–5  перебазировали 33-й авиаотряд ВВС РККА.
22 июня 1941 г., в первый день войны,  началось строительство километровой взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. Работу завершили в рекордные сроки – за три месяца. В октябре 1941 г. сюда был эвакуирован Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Красной армии. А 15 мая 1942 г.  Кольцово навечно вписал свое имя в анналы истории мировой авиации: отсюда взлетел первый советский истребитель с жидкостным ракетным двигателем – Би-1 (пилот – Григорий Бахчиванджи, конструктор - Виктор Болховитинов). Так началась эра реактивных крылатых машин.
10 июля 1943 г. Кольцово передали в ведение гражданского воздушного флота, хотя в силу военного времени его подчинили командованию северо-восточной воздушной магистрали Москва - Уэлькаль. Главной задачей аэропорта стало обеспечение  транзитного перелета в европейскую часть России новых военных самолетов с сибирских авиационных заводов, а также американских истребителей, бомбардировщиков и транспортников по воздушной трассе Фэрбенкс (Аляска) – Уэлькаль (Чукотка) – Москва. Из Кольцова также  выполнялись полеты транспортных самолетов по заданиям военно-промышленного комплекса Урала.
В 1946 г. для обеспечения ночных полетов в аэропорту появилась так называемая временная система слепой посадки (ВУСП). В 1951 г. была закончена реконструкция летного поля, в октябре 1954 г. введен в эксплуатацию новый пассажирский аэровокзал. В 1956 г. проведены работы по усилению ВПП для приема  первого реактивного пассажирского лайнера Ту-104 и самолетов Ил-18, которые начали выполнять здесь  регулярные полеты.
1 января 1963 г. на базе аэропорта, 120-го летного отряда ГВФ и других служб организован Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации. В 1991 г. он преобразован в Первое свердловское авиапредприятие. Спустя два года Кольцово получило статус международного аэропорта.  28 декабря 1993 года после разделения и приватизации Свердловского авиапредприятия  созданы два акционерных общества АООТ (ныне ОАО) «Аэропорт Кольцово» и АООТ авиакомпания «Уральские авиалинии».

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72