Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2006
« Вернуться к журналу  

«Безбилетный» проезд

Российские железные дороги внедряют электронные проездные документы

Электронные билеты сегодня становятся не просто модной новинкой, а неотъемлемой частью повседневной жизни транспортных и туристических компаний. Пионерами внедрения виртуальных проездных документов в конце 1990-х гг. выступили ведущие авиакомпании мира. Сегодня, по данным IATA, до 90% пассажирских перевозок в США обеспечиваются электронными билетами. В Европе эта передовая технология используется на воздушных 140 маршрутах, а к 2007 г. планируется полный переход на «безбумажные технологии».

Под термином e-ticket в настоящее время понимается электронный образ билета, хранящийся в базе данных транспортной компании. Здесь же производятся и фиксируются все операции, связанные с ним, например регистрация пассажира. С технической точки зрения для бесперебойной работы с виртуальными проездными документами необходим непрерывный информационный обмен между перевозчиком, вокзалом или аэропортом, обслуживающим банком и прочими субъектами рынка.
Использование электронных билетов выгодно как перевозчикам, так и пассажирам. Для первых – это возможность прямого обслуживания клиента через интернет без потерь на привлечение посредников – агентов, экономия на закупке, обработке и хранении бланков строгой отчетности, ускорение процесса оборачиваемости финансов за счет ежедневного подведения итогов продаж. Немало выгод e-ticket сулит и путешественнику. Электронный билет можно приобрести, не выходя из дома или офиса, имея при этом всю информацию о наличии мест и ценах на нужную дату. Его можно резервировать и получать за несколько часов и даже минут до отправки. При этом существенно экономится время. По данным статистики, например, на одно только усвоение билетным кассиром сути пассажирского запроса уходит в среднем около двух минут. Плюс время на поездку в пункт продаж. В случае с e-ticket такие проблемы не возникают. Более того, пассажир получает на руки не сам билет, а распечатку «для памяти». Для регистрации она не нужна, а при утере восстановить ее труда не составит.
В сфере железнодорожных пассажирских перевозок применение новых виртуальных билетных технологий началось сравнительно недавно. В 2003 г. финская VR внедрила систему приобретения электронных билетов на своем корпоративном сайте, причем идентификатор билета в виде произвольной последовательности цифр клиент вводит сам при онлайн-оформлении в интернете. Аналогичные услуги сегодня предлагают Немецкие железные дороги, причем приобрести e-ticket можно Aaа до 10 минут до отправления поезда. Билет действителен при наличии у пассажира карты оплаты, банковской карты или специальной BahnCard. На «электронку» в Европе также перешли французская SNCF и испанская RENFE.
В конце нынешней весны о начале продаж электронных билетов на поезда Октябрьской железной дороги объявило ОАО «РЖД». Именно этой компании принадлежит разработка всего проекта при участии «УФС» с АСУ «Экспресс-3» ВНИИЖТ. Теперь клиенты РЖД могут приобретать проездные документы на поезда дальнего следования со своих компьютеров через интернет-сайты www.rgd.ru и www.ufs-online.ru с их мгновенной оплатой. Во избежание спекуляций предусмотрено только приобретение билета, но не его резервирование. Время покупки пока ограничивается часом до отправления поезда.
Оформляя e-ticket, клиент выбирает маршрут следования, дату и время отправления, количество мест, узнает стоимость проезда в зависимости от поезда и типа вагона. Далее вводятся паспортные данные, контактная информация и, если необходимо, пожелания о доставке. После этого система запрашивает параметры пластиковой банковской карты пассажира и после проверки блокирует необходимую сумму. Сформированный запрос немедленно отправляется билетному кассиру на терминал, и тот, проверив корректность введенных данных, пересылает его в систему АСУ «Экспресс». В результате сеанса клиент и билетный кассир одновременно получают подтверждение об успешно проведенной операции, формируется электронное письмо с полной информацией о билете, которое можно распечатать. Для контроля и проведения расследований в случае недоразумений или сбоев все этапы операции сохраняются в базе данных.
Важным сегментом системы продажи билетов является ее платежная часть. Основной инструмент оплаты в «УФС» - банковская карта. Причем благодаря привязке к номеру паспорта риск мошенничества существенно снижается.
Перед посадкой на поезд пассажир регистрируется в специальной кассе Ленинградского вокзала (фото ) и получает билет, предъявив паспорт. Аналогичная касса работает на Московском вокзале С.-Петербурга. До конца текущего года система будет проходить период отладки, результатом чего к началу 2007 г. пассажир сможет регистрироваться и получать билеты в любой работающей железнодорожной кассе на территории России.
Начало продажи билетов через сайт ОАО «РЖД» является началом реализации глобального проекта «Электронный билет». В конечном итоге информация о билетах будет поступать прямо в поезда и необходимость регистрироваться на вокзале для пассажира отпадет.

Алексей ПЕЛЕВИН 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72