Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Страхование: индикатор надежности
Прошло больше года с момента вступления в силу поправок к ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”, которые в обязательном порядке ввели для туроператоров финансовые гарантии. Можно спорить о положительных и отрицательных сторонах нововведения, но следует признать, что благодаря ему рынок туристских услуг стал более цивилизованным. Банкротство турецкой Vasco Detur продемонстрировало необходимость пересмотра практики страхования ответственности туроператоров.
Принятие закона о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» стало знаковым событием для туриндустрии России, а также смежных отраслей. Впервые в нашей стране был разработан реальный механизм защиты прав игроков туристского рынка, который должен обеспечить его прозрачность, а самое главное -  создать условия для формирования цивилизованного и конкурентоспособного сотрудничества. Хотя сразу стало понятно, что уровень эффективности новых норм во многом зависит от правовой активности граждан, туроператоров, страховых компаний и банков.    
Анализируя прошедший с момента введения закона период, можно говорить о том, что поставленная задача - защита туристов – была выполнена. В соответствии с законом страховая компания или банк обязаны выплатить путешественнику компенсацию за реальный ущерб независимо от того, есть ли турфирма в наличии и каково ее финансовое положение.
Большая часть претензий, которые проходили через страховые компании, урегулируются в досудебном порядке, что позволяет туристам экономить время и деньги. В частности, Страховой дом ВСК, входящий, по данным Эксперт РА, в   пятерку лидеров среди крупнейших страховщиков России по итогам первого полугодия 2008 г., на данный момент урегулировал порядка 50 страховых случаев, общая сумма выплат превысила 5 млн рублей.
 
Бесследно пропавшие
Практика показала, что полной отработки всех механизмов страхования ответственности туроператоров в России и получения туристами компенсации убытков за счет договора страхования в оптимальные сроки можно ожидать с получением российского опыта такого рода страхования.
С начала 2008 года уже несколько турфирм в разных регионах России бесследно исчезли, забрав деньги клиентов. Потребители оказались в сложной ситуации, потеряв деньги и не получив ожидаемого отдыха. И даже в такой ситуации в соответствии с законодательством туристы получали от страховщиков возмещение и компенсировали свои финансовые затраты.
Наиболее показательно, с точки зрения действенности закона, банкротство минувшим летом принимающей фирмы в Турции компании Vasco Detur. Ряд региональных туроператоров, работавших с этой принимающей стороной, застраховали свою ответственность в ВСК. Ситуация осложнилась тем, что достаточно большое количество туристов уже находились за рубежом и не имели ни средств, ни желания повторно оплачивать свой отдых. Страховой дом ВСК совместно со своими партнерами оперативно разрешил ситуацию с клиентами, оплатил недополученные услуги и люди смогли продолжить свой отдых.
Вместе с тем ситуация, произошедшая с турецкой принимающей стороной, показала недостаточную проработку закона с точки зрения размера ответственности и процедуры урегулирования страховых случаев. Очевидно, что страховые компании с удовольствием бы упростили процедуру получения страхового возмещения, что позволило бы сэкономить средства, а также время и нервы клиентов.
 
Правила игры
Необходимо пересмотреть и размер страховых сумм, т.е. размер финансовой ответственности. Должна существовать своего рода градация среди туроператоров, возможно, в зависимости от их оборота. Для крупных туроператоров ответственность может составлять не менее 50 млн рублей, средних – 30 млн рублей, мелких – 10 млн рублей.
К сожалению, до сих пор при заключении договоров страхования гражданской ответственности туроператоров имеют место случаи применения страховыми компаниями тарифных ставок ниже предельного допустимого уровня, предложение рассрочек платежа, что само по себе недопустимо, так как вступает в прямое противоречие с законом. Чаще всего такие предложения поступают от страховщиков, не имеющих большого опыта работы с туррынком и созданных без долгосрочных целей. Подобное искажение правил игры может негативно отразиться в первую очередь на туристах – клиентах туроператоров, заключивших подобные договоры.
Страхование в качестве основной модели финансового обеспечения можно использовать для защиты прав потребителей и в любом другом виде деятельности. Например, производстве и реализации пищевой продукции, риелторской деятельности. Такой механизм стимулирует развитие цивилизованного и конкурентоспособного рынка, производства продукции или выполнения работ.
Главное на этапе становления рынка делать выбор в пользу профессиональных партнеров. Широкая сеть филиалов и отделений позволяет Страховому дому ВСК работать на рынке туристских услуг, учитывая потребности клиентов - туроператоров от Калининграда до Сахалина. На сегодняшний день уже более 700 операторов доверили страхование своей гражданской ответственности Страховому дому ВСК.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72