Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Парадная дверь Зеленого континента
Ветеран мировой авиации на покой не торопится
 
Сиднейский международный аэропорт «Кингсфорд Смит» - один из крупнейших и старейших на планете. Но старый - не значит отсталый. Благодаря постоянным модернизациям он и выглядит, и функционирует как современное инженерное сооружение, вполне отвечающее самым строгим международным стандартам обеспечения безопасности полетов и обслуживания пассажиров. В настоящий момент его пассажирооборот превышает 32 млн человек в год, более половины из которых – это гости из-за рубежа. В прошлом году в аэропорту было выполнено свыше 290 тысяч взлетно-посадочных операций.
 
С благословения королевы
История Сиднейского международного аэропорта Кингсфорд Смит (Kingsford Smith) берет начало в 1920 году. На территории, которую он сейчас занимает, был построен довольно примитивный аэродром для нужд регионального воздушного сообщения. Первые искуственные взлетно-посадочные полосы появились только в 1933 году, да и то с покрытием из гравия.
В те времена никто и не помышлял о том, что  этому захолустью, где маленькие самолеты поднимались в воздух с большой опаской, стараясь не сбить на взлете очередного всполошенного кенгуру, предстоит со временем превратиться в крупнейшую авиагавань страны. Эта славная участь отводилась Дарвину, где в 1934 г. открыли первый в Австралии международный аэропорт, принимающий рейсы из Европы. Но по мере бурного экономического развития и роста Сиднея становилось все более очевидным, что главные воздушные ворота страны следует перенести именно туда.
Полномасштабные работы по строительству нового международного терминала аэропорта Кингсфорд Смит - это название он получил в 1953 г. в честь знаменитого летчика, одного из пионеров австралийской авиации - начались в конце 1960-х гг. Торжественное открытие состоялось 3 мая 1970 г., церемонию почтила своим присутствием английская королева Елизавета II. В том же году, 4 октября, в аэропорту совершил посадку первый широкофюзеляжный лайнер Boeing-747 авиакомпании Pan American. Международный терминал за 37 лет существования неоднократно реконструировался, а в 1992 году был кардинально расширен.
В Сиднейском аэропорту две пересекающиеся ВПП. В 1970-х полосу, ориентированную по оси север-юг, модернизировали и удлинили, после чего она стала одной из самых протяженных во всем Южном полушарии. Практически каждый приходящий к власти новый правительственный кабинет определял вопрос о строительстве третьей ВПП для Сиднейского аэропорта как один из самых приоритетных, но дорогостоящий проект раз за разом отправлялся в «долгий ящик». Со временем сам термин «третья ВПП» стал восприниматься как яркий символ  австралийского долгостроя.
И только когда  общественность все настойчивее стала требовать построить для нужд главного австралийского мегаполиса новый международный аэропорт, коли уж Кингсфорд Смит со  своими обязанностями не справляется, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.  Под прокладку новой ВПП,  параллельной той, что идет по оси север-юг, осушили часть прибрежной зоны залива Ботани-Бэй.
К тому времени вокруг аэропорта началась еще более жаркая полемика, на сей раз связанная с резким ростом интенсивности полетов и растущими, как снежный ком, жалобами жителей пригородных зон на «невыносимый шум».  Протесты из общественных вскоре переросли в политические, сиднейцы  в 1990–х сформировали мощное движение под лозунгом   No Aircraft Noise Party («Партия против самолетного шума»), с которой власти уже не могли не считаться.
В итоге правительство Джона Говарда,  сформированное в 2001 году, в качестве одной из первоочередных мер ввело для международного  аэропорта «комендантский час» (почти полный запрет на полеты с 23.00 до 6.00 утра), график эксплуатационной ротации трех взлетно-посадочных полос, а также потребовало максимального рассредоточения воздушных коридоров над городом (ранее, напротив, ставилась задача их сконцентрировать) с акцентом на пути подлета и набора высоты над водами Ботани-Бэй.
 
Олимпийская «горячка»
Самую крупную и основательную модернизацию аэропорт Кингсфорд Смит претерпел в преддверии XXVII Летних Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году.  Дни Олимпиады стали для него серьезной проверкой на профессионализм.
Только что провели первые олимпийские старты, в аэропорт продолжали пребывать спортсмены из разных стран, - и вдруг примерно в начале одиннадцатого утра по местному времени сразу несколько человек в одном из залов ожидания почувствовали себя плохо. Симптомы у всех оказались схожими: острая резь в глазах и горле, затрудненное дыхание. Началась паника: посетители догадались, что в помещения  поступает какой-то ядовитый газ. Многие решили, что это атака террористов.
В тот момент в аэропорту находилось несколько тысяч человек, в том числе члены официальных спортивных делегаций. Полиция оперативно помогла персоналу аэропорта очистить пострадавшие от газовой атаки помещения, а врачи тут же начали оказывать помощь  пострадавшим. Семнадцати из них потребовалась кислородная подушка,  троих пришлось отправить в госпиталь. Остальным хватило первой медицинской помощи.
Эксперты взяли пробы химического состава воздуха и быстро выяснили, что посетители аэропорта отравились хлористым ангидридом. Этот газ добавляют в систему кондиционирования здания для ее очистки. Но в данном случае его концентрация оказалась слишком высока. В итоге пришли к выводу, что причина инциента – халатность техперсонала, обслуживающего систему кондиционирования.
 
Сделка века
В начале следующего года грянула новая международная сенсация, связанная с аэропортом Кингсфорд Смит: правительство Австралии решило его продать в частные руки. Но сделку пришлось отложить:  сначала из-за террористических актов 11 сентября, затем – по причине довольно резкого снижения объемов перевозок и началом процесса банкротства «Ансетт» - второй по величине авиакомпании страны, что негативно отразилось на доходности аэропорта. Однако вскоре ситуация выправилась, и правительство возобновило процесс продажи.
За право на покупку Сиднейского международного аэропорта боролись три крупных международных консорциума. Победителем в тендере стал Southern Cross («Южный Крест» - его основным акционером являются инвестиционные фонды финансового института Macquarie Bank), заплативший  5,6 млрд австралийских долларов ($3,2 млрд).
Продажа Кингсфорд Смит представляет собой крупнейшую финансовую сделку, когда-либо совершенную австралийским правительством и считается самой масштабной куплей-продажей аэропорта  в мировой истории. Вырученные деньги главным образом пошли на покрытие государственного долга Австралии.
Строго говоря, это не продажа, а сдача аэропорта в аренду сроком на 99 лет. Официально он продолжает числиться в государственном реестре «коронных земель».
Примечательно, что именно в аэропорт Кингсфорд Смит в конце октября прошлого года был выполнен первый исторический рейс Singapore Airlines на супер-джамбо нового поколения A-380.
 
Под Южным Крестом
Southern Cross обнародовал довольно обширную программу модернизации Кингсфорд Смит на период с 2005 до 2025 года. Она включает значительное расширение терминалов для обслуживания международных и внутренних линий, строительство нового высотного офисного комплекса, многоуровневой автомобильной парковки.
Одной из главных трудностей в реализации этих планов является  несовершенная юридическая база для согласования работ с местными органами муниципальной власти, которые традиционно имеют большое влияние на все строительные проектные разработки подобного типа. После продажи аэропорта в частные руки  они потеряли юрисдикцию над его территорией, и как взаимодействовать дальше, приходится определять методом проб и ошибок.
Сейчас ведутся работы по расширению зоны вылета международного терминала на 7,3 тыс. квадратных метров  и дальнейшему благоустройству  30 тыс. квадратных метров этой же зоны, включая практически полное переоборудование участков паспортного контроля, таможенного и предполетного досмотра.  Ставится задача добиться максимально эффективной работы  всех служб безопасности с учетом растущего пассажиропотока и количества больших  туристских групп.
Значительные усилия предпринимаются для улучшения работы зоны питания и торгового обслуживания. Идет переоснащение залов обработки багажа, включая установку новых транспортерных лент, призванных в первую очередь обеспечить быструю разгрузку авиалайнеров A-380.  Увеличивается площадь залов ожидания на посадку, идет обновление потолочных и напольных покрытий помещений,  туалетов,  системы визуальной ориентации пассажиров. 
 
Как добраться
Аэропорт расположен в 9 км на юг от центра Сиднея, в пригородной зоне Маскот. Транспортные коммуникации, соединяющие его с мегаполисом,  сводятся исключительно к автотранспортным. Ярко-зеленые автобусы-экспрессы State Transit Airport отправляются в центральные районы Сиднея каждые 20 минут в течение дня и каждые 30 минут – после 22.55. Билет стоит 10 австралийских долларов ($7). Поездка на такси обойдется в среднем вдвое дороже – в 18-20 австралийских долларов ($13-14). Связь между терминалами обеспечивают челночные рейсы других автобусов, тариф которых - три австралийских доллара.
Нет проблем и с арендой  машин: практически все ведущие международные компании, предлагающие этот вид услуг, - Avis, Budget, Hertz, Thrifty и другие - имеют  в аэропорту свои представительства.
 
Сергей СВИСТУНОВ


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72