Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2006
« Вернуться к журналу  

Полис: кто его откроет?

Страхование путешествующих – пожалуй, именно та сфера бизнеса, которая позволяет оценить зрелость туристической отрасли. В последние годы взаимоотношения между страховыми и операторскими компаниями в нашей стране становятся все более тесными и цивилизованными. Но идеализировать картину не стоит – нерешенных проблем и у тех, и у других по-прежнему хватает. О современном состоянии российского рынка страхования путешествующих рассказывают представители этой сферы бизнеса.

Тарифы на услуги страхования путешествующих – по-прежнему самый больной вопрос сегодняшней российской туротрасли. По свидетельству большинства специалистов, расценки на страхование выезжающих за рубеж на популярных туристических направлениях в настоящее время минимальны. «Тарифы стабилизировались на предельно низком уровне», - считают эксперты «Авикоса». С ними полностью согласны представители «Ингосстраха», по словам которых сейчас ярко прослеживается тенденция 30-40%-ного снижения страховых ставок на массовых направлениях. Происходит это из-за изменений в географии поездок – все более популярным становится отдых не в европейских, а в азиатских странах. Другая причина – конкуренция между страховщиками в борьбе за крупных операторов.
По мнению экспертов компании «Группа Ренессанс Страхование», расценки на страховые услуги в этом сегменте рынка неоправданно занижены. «Те мелкие и средние страховщики, которые хотят выйти на массовые направления, откровенно демпингуют, предлагая тарифы зачастую в полтора раза ниже, чем у «старожилов» рынка», - рассказывают в РОСНО. Это опасно не только с точки зрения финансовой стабильности рынка. «Если для туроператора в первую очередь привлекательна низкая цена страховки, он должен быть готов к появлению многочисленных жалоб клиентов на низкое качество обслуживания и ограниченный набор услуг по оказанию медицинской помощи и транспортных услуг». А это уже вопрос доверия к страховому рынку в целом.
«На направлениях массового туризма количество страховых случаев растет, люди активно пользуются страховками, стоимость медицинских и других услуг увеличивается, и только цены на полисы падают, - говорят в компании «НАСТА». – Остановить снижение тарифов может только закон, аналогичный ОСАГО в автостраховании, или же требование регулятора страхового рынка к выделению компаний, занимающихся только медицинским страхованием и страхованием путешествующих, так же как сегодня обособлено страхование жизни».
Впрочем, не все эксперты столь встревожены демпинговыми тенденциями на рынке. В РУКСО, например, в прошлом году стоимость страховых услуг кардинальных изменений не претерпела. «Применение повышающих коэффициентов к тарифам для ряда частных лиц было обусловлено повышением степени риска (занятия дайвингом, горными лыжами) и включением в программы отдыха экскурсий на территории других стран, не подпадающих под действие основного полиса».
«В 2005 г. страховые тарифы для выезжающих в страны Европы и Юго-Восточной Азии практически не изменились, средняя стоимость полиса даже подросла за счет включения дополнительных услуг, таких, например, как страхование багажа и страхование от невыезда. На самых востребованных направлениях – в Турции и Египте – под давлением большого числа крупных туроператоров полисы действительно дешевеют за счет сокращения страховых программ (в частности, почти все отказались от стоматологии) и увеличения франшизы», - резюмируют в компании «УралСиб».
География страховых случаев в последнее время серьезных изменений не претерпевает. Это не Aaльно – ведь предпочтения российских туристов достаточно стабильны. «Наиболее проблемными направлениями были и остаются Турция и Египет, хотя и европейский зимний туризм отличается высоким уровнем травматизма, причем стоимость медицинских услуг здесь весьма высока», - комментируют сложившуюся ситуацию в компании «НАСТА».
Как отмечают страховщики, большинство страховых случаев в летние месяцы приходится на Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию,  зимой – на европейские, в том числе горнолыжные, направления, такие как Австрия, Италия, Германия, Испания, Франция, Андорра. Весьма показательна в этом отношения статистика «Ингосстраха». В 2005 г. около 40% убытков в «туристическом сегменте» пришлось на Турцию – свыше 6,8 тыс. страховых случаев, порядка 11% - на Испанию (почти 1,9 тыс.), далее следуют Египет (7,5% - 1,3 тыс. случаев) и Болгария (6% - 1,0 тыс.). По всей видимости, эти данные хорошо отражают ситуацию на рынке в целом, ведь на долю «Ингосстраха» сегодня приходится около 40% от общего объема страхования российских путешественников, выезжающих за границу.
«В сравнении с другими страховщиками, мы предлагаем наиболее широкий спектр страховых услуг, покрываемых полисом, а также самое оперативное и качественное урегулирование страховых случаев», - отмечают в компании, рассказывая о методах конкурентной борьбы на рынке, где с каждым годом становится все более тесно.
Впрочем, свои козыри есть почти у каждого крупного страховщика. «Конкуренция в первую очередь идет в области качества обслуживания туристов, удобства взаимодействия с операторами. Немаловажную роль играет и ценовой фактор», - отмечают в «Ренессансе». Серьезный аргумент в пользу того или иного страховщика – партнерские отношения с известными ассистанскими компаниями. Например, в «РЕСО-Гарантии» одним из важнейших конкурентных преимуществ считают сотрудничество с Assistance CORIS International, располагающей сетью филиалов и представительств в 52 странах мира.
«На туристическом рынке мы стараемся в первую очередь предложить партнерам удобную форму сотрудничества, максимально гибко подходим к их нуждам и пожеланиям – здесь и выписка полисов on-line, и минимум отчетов, и форма полисов в зависимости от пожеланий клиента, - рассказывают специалисты компании «НАСТА». – Разумеется, очень важен высокий уровень обслуживания. У нас создано специализированное подразделение, занимающееся урегулированием страховых случаев, в том числе при страховании путешествующих. Кроме того, мы постоянно предлагаем рынку новые услуги и продукты. Например, страхование прерывания поездки, что крайне редко рассматривается в нашей стране как отдельный риск».
«Отечественный туристический рынок уже давно поделен на сферы влияния страховщиков, - подхватывают тему эксперты РУКСО. – Таким образом, одним из главных козырей в борьбе за клиента становится размер комиссионного вознаграждения, который оператор получает за проданные полисы. Поэтому все переговоры с потенциальными партнерами мы ведем в индивидуальном порядке».
Подведем некоторые итоги. Конкуренция на российском страховом рынке сегодня идет преимущественно в области качества предоставляемых услуг, расширения ассортимента страховых продуктов, гибкого подхода к каждому клиенту-турфирме. Именно это становится главными козырями крупных компаний. Хотя есть и такие фирмы, которые занимаются откровенным демпингом. Но специалисты констатируют, что представители туристического бизнеса, как правило, все же делают свой выбор в пользу качества и стабильности партнеров-страховщиков. 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72