Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2006
« Вернуться к журналу  

Союз почти не виден

До содружества в сфере туризма бывшим «сестрам» еще далеко


Если судить с чисто географической точки зрения, все участники последних крупных российских туристических форумов (MITT, ITM, MITF и др.) делятся на три условные группы. Участники из дальнего зарубежья (к ним давно и вполне обоснованно относятся бывшие прибалтийские республики), из российских регионов и – самая малочисленная – из стран СНГ. Но малозаметны они не только из-за этого, вполне объективного показателя.

Со дня образования СНГ прошло уже без малого пятнадцать лет. И любопытно посмотреть, что же представляют собой одиннадцать республик  (минус Россия) не только на политической и экономической, но и на туристической карте бывшего СССР. Тем более – это особенно важно отметить –  за эти годы выросло уже целое поколение потенциальных туристов, которое имеет довольно смутное представление о достопримечательностях новых независимых государств.
О нынешних туристических судьбах Украины на российском рынке «ТБ» совсем недавно писал (№5, 2006 г.). Украина, наряду с Белоруссией, – ближайший сосед России, поездки туда, особенно автобусные, доступны любому. Но тем обиднее, что на туристическом рынке хорошо известны только три украинских «К» – Крым, Киев, Карпаты, а количество фирм, в том числе в Москве, организующих туры в остальные регионы, не слишком многочисленно. Хотя, повторимся, на Украине немало весей и городов, достойных внимания не только российского, но и европейского туриста (Чернигов, Одесса, Черновцы, Новгород-Северский, Каменец-Подольский, парки «Софиевка» и «Александрия» и т. д.). Обращает внимание полное отсутствие даже в Москве, не говоря о регионах, рекламной поддержки направления со стороны украинских турвластей и ведущих операторских компаний, некоторые из которых имеют в России свои представительства.
До недавнего времени белорусские турфирмы, особенно занимающиеся организацией автобусных туров, были частыми и весьма заметными гостями на российских туристических форумах. Не то сейчас – видимо, туризм в сферу приоритетных отраслей белорусской экономики не входит. Хотя достойных внимания объектов показа (некоторые из них заслуживают лучшей судьбы) на территории «союзного государства» немало: Беловежская пуща, ансамбль памятников Полоцка во главе с Софийским собором, Троицкое предместье в Минске, Благовещенский храм XII века в Витебске, Брестская крепость и т. д. В Москве имеется несколько фирм, организующих туры по достопримечательностям Белоруссии (некоторые маршруты совмещены с посещением Торопца и Великих Лук), но проводятся они не чаще 5–6 раз за сезон. Пример – фирма «Елара» (туры  Брест – Беловежская пуща, 4 дня, 4900 руб., Брест – Минск – Заславль – Хатынь, 3 дня, 5300 руб.).
Несколько бывших республик, точнее государств, из туристического Aa по различным причинам выпали. Например, Грузия и Молдавия – в связи с политическими осложнениями, Туркмения – в силу абсолютной закрытости страны практически для любых путешественников, Таджикистан – обладающий большим количеством уникальных исторических памятников, но доныне восстанавливающийся после гражданской войны.
Некоторые государства, напротив, активно стараются вернуться на российский туристический рынок. Например, совершенно уникальный по количеству исторических городов и памятников Узбекистан (Хива, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Термез и др.), «музей под открытым небом» Армения (ее природные и исторические памятники в представлении не нуждаются), практически забытая российскими туристами Киргизия (Республика Кыргызстан) с ее живописными горами и озерами (Иссык-Куль, Сон-Куль). Некоторыми российскими турфирмами предлагаются весьма содержательные туры по этим государствам («Душа Армении» – 10 дней, «Небольшое путешествие по Великому Шелковому Пути» – 5 дней, «Мел судьбы» – по Узбекистану, 7 дней, «Национальные традиции Кыргызстана» – 12 дней, фирма «В мире фантазий»).
В реальности СНГ как туристическое направление на сегодняшний день остается мало перспективным на российском рынке – по нескольким причинам. Прежде всего это дороговизна туров. Например, упомянутый тур в Армению при проживании уровня 3* «тянет» на $1175 (без стоимости перелета), «Мел судьбы» – $710  (опять-таки без стоимости перелета). Справедливости ради отметим, что переезд, к примеру, в Узбекистан на поезде стоит гораздо дешевле авиаперелета, но, как говорят бывалые туристы, поезд «Москва – Ташкент»  относится скорее к сфере экстремального туризма.
Кроме того, потенциальных туристов весьма смущает отсутствие информации о туристической инфраструктуре новых государств. Тем более что иллюстративные материалы у операторов либо отсутствуют вообще, либо отличаются весьма низким, «советским» качеством, а те времена, когда верили на слово работникам фирм (аргументы типа «Ой, там так хорошо!»), для придирчивого российского туриста давно прошли. Рекламные туры для туроператоров и журналистов в эти страны не проводятся, а четкая конкретная и достоверная информация о туристической инфраструктуре подменяется на выставочных презентациях пресловутым «местным колоритом». Кроме того, в некоторых государствах, развивая туристическую отрасль, явно не горят видеть в числе ее клиентов туристов из России, руководствуясь отнюдь не экономическими соображениями.
Так что до содружества в плане туризма еще довольно далеко, и тем, кто действительно заинтересован в продвижении на отечественный рынок бывших союзных республик, сегодня остается утешаться тем, что времена имеют свойства меняться. В том числе и в туризме.

Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72