Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2006
« Вернуться к журналу  

Три мелодии из репертуара “Формулы-1”

Стартовав 12 марта на Бахрейне, «Формула-1» прокатилась по Малайзии, отметилась на другом конце света, в Австралии, в конце апреля через Сан-Марино ворвалась в Старый Свет, 7 мая разыграла Гран-при Европы на трассе в Нюрбургринге (Германия), затем порадовала испанцев и монегасков (подданных княжества Монако), после чего плавно въехала в лето, самый что ни на есть туристический сезон.

Русская кадриль
Интерес к «Формуле-1» со стороны российских поклонников автоспорта огромен. Согласно последним экспресс-опросам болельщиков, только Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу превосходят "Формулу-1" по популярности. Но Олимпиады проходят раз в два года, всепланетный футбольный турнир - раз в четыре года, а «Формула-1» свои Гран-при разыгрывает по 18-19 раз в год, с марта по октябрь. Так что повышенное внимание к этим соревнованиям со стороны турфирм вполне понятно.
В нынешнем году спрос на турпрограммы, связанные с «Формулой-1», у российских поклонников этого вида спорта ожидается особенно большим. Шутка ли: впервые за всю историю престижнейших автогонок на ней появилась команда, выступающая под российским флагом, - Midland F1. Она пришла на смену известной «конюшне» «Джордан», попавшей в сложное финансовое положение, - ее вместе с лицензией выкупил канадский бизнесмен российского происхождения, уроженец С.-Петербурга Алекс Шнайдер.
В печатных и электронных СМИ активно обсуждают версию, что Шнайдер в этом проекте представляет интересы целого консорциума российских бизнесменов, пока предпочитающих держаться в тени. Назначение в декабре прошлого года внука первого президента России – Бориса Ельцина-младшего главой отдела маркетинга Midland F1 делает такие предположения вполне обоснованными. Собственно, болельщиков ведь в первую очередь интересует спортивно-эмоциональная сторона вопроса. И она заставляет восторженно приветствовать болиды «Мидлэнд-Тойота», раскраска которых сочетает серебристо-серый, красный и белый цвета, а в общий дизайн органично вписывается российский триколор.
Конечно, не хватает российского пилота. Надеемся, что это историческое событие уже не за горами. "Конечно, команда будет русской. Рано или поздно мы пригласим в нее российского гонщика", - обещает Алекс Шнайдер.
Тест-пилота из России команда уже назначила – им стал Роман Русинов (а также двое немцев - Маркус Винкельхок и Адриан Сутил). А вот на трассах Гран-при прославленным грандам «Формулы» бросают вызов португалец Тиагу Монтейру (лучший новичок «Формулы-1» в 2005 г., 16-е место) и голландец Кристиан Альберс (19-е место).
С зачетными очками пока у команды туговато. Но «процесс идет». Ведь наши спортсмены с подачи Ельцина-старшего прорвались-таки в элиту мирового тенниса. Почему бы и Ельцину-младшему не стать своего рода глашатаем грядущих российских побед на скоростных трассах планеты?

Венгерская рапсодия
«Чертоводюжинный», 13-й (как и в прошлом году) этап 57-го Чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» и 763-й Гран-при за всю историю гонок начиная с 1906 г. состоится 6 августа в Венгрии, на автодроме «Хунгароринг». Венгерский опыт участия в «Формуле-1» уникален.
В историю мирового спорта этот комплекс вошел в 1986 г. как первая трасса «Формулы-1» за пресловутым «железным занавесом». Построили ее на средства, собранные за счет эмиссии облигаций государственного займа.
После венгерского этапа Гран-при в 1997 г. хозяева-организаторы получили от Международной федерации автоспорта (FIA) ультиматум: либо вы приводите трассу и ее инфраструктуру в соответствие с высокими стандартами столь престижных соревнований, либо – до свидания! Список претензий оказался длинным, но особое возмущение пилотов и функционеров вызвали грязный асфальт на самой трассе, непролазные «пробки» на дорогах к спорткомплексу, из-за которых многие пилоты опаздывали на утренние тренировки, а также тесный и неудобный пресс-центр.
Для «Хунгароринга» оказаться за бортом «Формулы» означало неминуемое банкротство. Ведь в отличие от других европейских автодромов, которые весьма успешно зарабатывают деньги практически круглый год (тестовые испытания машин «Формулы-1», масса разного рода официальных гоночных чемпионатов, коммерческие мероприятия - тест-драйвы новых моделей автомобилей, испытания качества шин и много чего еще), венгерский комплекс таких ангажементов не имеет. Он способен основательно заработать только раз в году, на Гран-при по «Формуле-1». Да и кроме экономических соображений существуют еще вопросы национального престижа и туристической привлекательности страны, единственной в Восточной Европе сумевшей войти в когорту участников самых знаменитых в мире автогонок.
Венгерские власти «засучили рукава». С «пробками» разобрались немедленно: правую полосу шоссе из Будапешта примерно на половине пути до «Хунгароринга» зарезервировали исключительно для машин команд-участников, официальных лиц и журналистов. От шоссе до автодрома проложили совершенно новую дорогу. Трассу «вылизали» до зеркального блеска. Полностью перестроили пресс-центр, который теперь не только вместителен и приятен для глаз, но и оборудован всеми мыслимыми средствами современных коммуникаций. А еще, на радость пилотам, реконструировали паддок: раньше боксы и трейлеры команд размещались вверху, моторхоумы - внизу, вот и приходилось спортсменам, механикам и всем прочим участникам команд то и дело бегать вверх-вниз. Теперь моторхоумы приподняли на один уровень с боксами. «Конюшни» довольны, а вот фоторепортеры огорчились: раньше-то пилоты то и дело сновали по лестницам, и возможностей для съемки хватало, а после «выравнивания» приключился «облом».
Цитата из французской спортивной газеты «Экип»: «Сейчас транспортная ситуация на Гран-при Венгрии лучше, чем на любом другом: везде есть «пробки», а здесь - нет совсем».
Конечно, саму трассу кардинально перепланировать невозможно. Проще ть новую, если на то пошло. Пилотам «Формулы» она не очень-то нравится: слишком узкая, мало возможностей для обгона. Но организаторы соревнований считают, что если все автодромы подгонять под некий «идеальный стандарт», такое «обезличивание» вряд ли пойдет на пользу спортивному духу «Формулы-1». Гонщики тоже с ними согласились. Выражая их мнение, шотландец Дэвид Култхард из команды «Ред Булл» сказал о трассе «Хунгароринг»: "Ее можно либо любить, либо ненавидеть. Здорово проехать на машине один такой круг, но целую гонку — это уже сродни подвигу. Но я рад, что Гран-при Венгрии не исчез из календаря. Будапешт — один из самых интересных городов, в которых нам, пилотам, приходится бывать".
В 2003 г. «Хунгароринг» провел модернизацию гоночного полотна для увеличения возможностей обгона и повышения зрелищности соревнований. Финишную прямую удлинили на 202 метра, а общую протяженность трассы – на 409 метров. Переделали несколько поворотов, вызывавших серьезные нарекания пилотов. Затраты составили пять миллионов долларов.
Принятые на конференции FIA в Лондоне в октябре прошлого года изменения в конструкции гоночных машин «Формулы-1» также играют на руку «Хунгарорингу»: заднее антикрыло болида заменили двумя, покрышки стали шире. Такая конструкция позволяет увеличить прижимающее усилие, удерживать машину на трассе при очень высоких скоростях: болиды смогут идти практически вплотную, без потери темпа. Пилоты в этих условиях смогут чаще идти на обгон.
Сейчас у венгров нет своего пилота в «Формуле-1». Хотя самую первую гонку – Гран-при 1906 г. выиграл француз венгерского происхождения Ференц Сис. Да и в прошлом году Венгрию представляли «полтора гонщика» в составе итальянской «конюшни» Minardi. Это полновесный венгр и пилот основного состава Золт Баумгартнер, а также первый и пока единственный в истории автогонок израильтянин Шанох Ниссани, которого взяли сначала тест-пилотом, потом третьим пилотом и даже выпустили на квалификационный заезд Гран-при Венгрии.
Венгерские поклонники «Формулы» болели за него, как за своего, ведь Шанох выбрал местом постоянного жительства Будапешт, а значит - «наш парень»! Этот преуспевающий бизнесмен очень всех удивил: он начал свою спортивную карьеру в таком возрасте, когда другие давным-давно ее уже закончили. В 2002 г. Шанох дебютировал на венгерском чемпионате «Формула-2000», причем занял второе место, продемонстрировав просто феноменальную энергетику. Потом совсем неплохо откатал венгерскую «Формулу-3000».
Пол Стоддарт, австралийский владелец «конюшни» Minardi, выпуская Ниссани на старт квалификации Гран-при, заявил: «Присутствие Шаноха на трассе, несомненно, поднимает популярность “Формулы-1” как в Израиле, так и в Венгрии, где он чрезвычайно любим».
Понятно, что спортивных рекордов от Шаноха не ждали: на «Формуле-1» чудеса случаются чрезвычайно редко. Несмотря на активнейшую поддержку зрителей, его машина сошла с дистанции уже после восьмого круга первого квалификационного заезда. Зато именно на венгерском этапе Гран-при 47-летний автогонщик стал самым «старым» из пилотов «Формулы-1» за последние тридцать лет.

Турецкий марш
В нынешнем году на «Формуле-1» нет трасс-дебютантов. Так что Турция, которая в 2005 г. выступила в этом качестве, став 26-й страной, принимающей "королевские гонки", останется в положении новичка. Она принимает 27 августа 14-й этап соревнований, как раз после «венгерской рапсодии».
Турецких пилотов в "Формуле-1" никогда не было и в ближайшее время не предвидится. Честно говоря, это удивительно для любого, кто хоть раз побывал в Турции и мог воочию убедиться, сколь виртуозно управляют транспортными средствами на улицах больших и малых городов страны местные «шумахеры».
Тем не менее турецкие власти чрезвычайно довольны, что Стамбул вошел в календарь «Формулы-1». Это событие – мощнейший стимул для развития индустрии туризма. В прошлом году, например, гостиничных номеров далеко не маленького города Стамбула с его весьма развитой сетью отелей просто не хватило. На гонки приехали свыше 120 тыс. болельщиков, больше половины из них – иностранцы, а в городе 80 тыс. койко-мест, да еще разгар летнего сезона. Вот и пришлось министру культуры и туризма Атилле Кочу на пару с мэром 12-миллионного города взывать к солидарности и поддержке стамбульцев: мол, все, кто может потесниться, – сдайте комнату гостю «Формулы-1»!
Гонка удалась, автодром пилотам понравился. "Эта трасса отличается от тех, что дебютировали в "Формуле-1" в последнее время, например в Бахрейне и Китае, - поведал журналистам ныне действующий чемпион, испанский гонщик Фернандо Алонсо из команды «Рено». - Лично мне нравится одолевать непривычную трассу, которая то поднимается вверх, то идет вниз".
Первым победителем Гран-при Турции стал финский гонщик Кими Райкконен из команды «Макларен», который в целом по итогам сезона 2005 г. стал вице-чемпионом.
Автодром «Истамбул Спид-парк» (Istanbul Speed Park), который построили в рекордно короткие сроки за $153 млн, менее чем за два года, спроектировал немецкий инженер Херман Тильке. Он стал третьей трассой «Формулы-1», движение по которой осуществляется против часовой стрелки (две другие – это итальянская «Имола» и бразильский автодром «Интерлагос»). Не берусь судить, сыграла ли здесь ключевую роль топография или же мусульманская традиция (участники хаджа, как известно, обходят свою главную святыню – мечеть Кааба в Мекке - семь раз против часовой стрелки). Трасса скоростная, всего 14 больших поворотов. Максимальная расчетная скорость - 320,5 километров в час.

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72