Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2006
« Вернуться к журналу  

Беспокойное хозяйство

В последние годы аэропортовая сеть нашей страны продолжает стремительно сокращаться. Если в 1992 г. на территории РФ работали 1,3 тыс. воздушных гаваней, то к 2004 г. их осталось чуть более 400. В 2005 г., согласно статистике Росавиации, эта цифра снова уменьшилась.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), на начало 2006 г. в России было зарегистрировано 383 аэропорта – на десять меньше, чем год назад. Сокращение сети преимущественно происходит за счет воздушных гаваней регионального и местного значения с грунтовыми ВПП. Гораздо лучше дело обстоит с международными аэропортами. В 1992 г. их было всего 19, в 2000-2005 гг. – 70, а сегодня 69. Но и здесь уже прозвучал тревожный звоночек. В конце весны Минтранс поддержал предложение МВД о лишении целого ряда воздушных гаваней этого статуса. Причина - невыполнение требований авиационной безопасности по «укреплению инженерно-технической защищенности, а также нерегулярность осуществления международных авиарейсов». По предварительным данным, в «черный» список попал 21 аэропорт, т. е. уже в ближайшем будущем сеть международных воздушных гаваней нашей страны может сократиться на треть.
По итогам 2005 г. российские аэропорты обслужили 31 млн пассажиров, в том числе 19,5 млн человек на внутренних и 11,5 млн – на международных авиалиниях. Свыше 30% в общем объеме работ пришлось на иностранные авиакомпании. Первенство, как водится, за москвичами. Доля Домодедова, Шереметьева и Внукова в общем объеме работ составляет почти 50% - это 14,8 млн пассажиров. На общем фоне также выделяются петербургский Пулково, новосибирский Толмачево и красноярский Кольцово.
Доля аэропортового обслуживания в структуре расходов отечественных перевозчиков сегодня выглядит весьма солидно – почти 14%. Суммарная прибыль аэропортов по итогам 2005 г. составила 2,4 млрд рублей. Но едва ли эту цифру можно назвать утешительной, ведь, по оценке Росавиации, с прибылью на сегодняшний день работают всего 40-45 воздушных гаваней. Деятельность остальных – убыточна, причем в особенно тяжелом положении находятся аэропорты в районах Крайнего Севера и местных воздушных авиалиний. Суммарно их убытки оцениваются в 340 млн рублей. Государственные субсидии полностью покрыть эту «недосдачу» не позволяют. В прошлом году на эти цели было выделено около 95 млн рублей, в 2006 г. сумма увеличилась до 176 млн.
Правда, при этом чиновники подчеркивают, что в 2005 г. произошел настоящий прорыв в решении вопроса финансирования реконструкции наземной базы аэропортов. Действительно, если сравнить общий уровень инвестиций в эту сферу в 2004 (3,3 млрд рублей) и в 2005 (10,7 млрд рублей) годах – прогресс налицо. Но денег все равно, как всегда, не хватает.
Сделано было следующее. Завершена реконструкция пяти взлетно-посадочных полос в аэропортах Калининграда, Нальчика, Грозного, Нарьян-Мара, а также в Домодедове, проведена замена систем светосигнального оборудования с огнями высокой интенсивности в Домодедове, Якутске, Калининграде, Архангельске и  Нижневартовске. За счет привлечения средств инвесторов и других внебюджетных источников построены международные пассажирские терминалы во Внукове и Кольцове, реконструирован аэровокзальный комплекс в Толмачеве.
Но на очереди еще несколько десятков объектов, для завершения реконструкции которых требуется порядка 57 млрд рублей. Как видим, выделенных на 2006 г. из федерального бюджета 12,8 млрд рублей для развития материально-технической базы аэропортов будет маловато. Но это лучше, чем ничего. Тем более, что в последние годы многие воздушные гавани России успешно работают почти без всякой «подпитки» со стороны государства.
Классический пример – Домодедово, который за короткое время сумел значительно увеличить объемы работ и по пассажирским перевозкам выйти на первое место не только в МАУ, но и в России. В 2005 г. здесь было обслужено 13,96 млн пассажиров – на 15,7% больше, чем в 2004 г. В январе – апреле текущего года эта цифра составила 3,88 млн человек, т. е. выросла на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Более того, по данным европейского отделения Международного совета аэропорта (ACI Europe), по итогам прошлого года Домодедово стал лидером по динамике роста пассажиропотока во второй группе (10-25 млн пассажиров в год), обогнав по этому показателю воздушные гавани Мадрида, Праги, Дублина и Милана. В настоящее время обнародована программа развития Домодедова на ближайшие годы. Технологическая модернизация в первую очередь будет направлена на расширение пассажирского терминала и оборудование его современными средствами коммуникаций и жизнеобеспечения. Объем запланированных инвестиций в аэропортовый комплекс на 2006 г. - $180 млн. А к 2015 г. руководство Домодедова прогнозирует увеличение объема обслуживания пассажиров до 31,5 млн человек в год.
Впрочем Шереметьево, у которого домодедовцы отобрали пальму первенства, тоже не намерены сидеть, сложа руки. В прошлом году услугами аэропорта воспользовались около 12,2 млн пассажиров (-5,7%), а к 2008 г. пропускная способность шереметьевского -аэровокзального комплекса, как ожидается, увеличится до 25 млн пассажиров в год. Заявка серьезная, хотя предпосылки для реализации этих планов есть. Сейчас рядом с первым терминалом аэропорта возводится здание нового аэровокзала, с вводом в эксплуатацию которого пропускная способность Шереметьево-1 увеличится до 5 млн человек в год. Площадь здания составит порядка 40 тыс. квадратных метров. К нему будет примыкать трехэтажный паркинг на 750 машино-мест, который будет готов к работе уже в октябре текущего года. На 2007 г. намечено реконструировать и второй терминал – его пропускная способность вырастет до 18 млн пассажиров в год. Плюс строительство скоростной трассы от МКАД к аэропорту, которое должно завершиться в 2009 г.
Не менее масштабные планы строит и руководство аэропорта Внуково. В 2005 г. здесь было обслужено 3,6 млн пассажиров – на 46% больше, чем в 2004 г. Высокая положительная динамика сохранилась и в первом квартале текущего года – за период с января по апрель пассажиропоток увеличился на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составил почти 1,5 млн человек. В прошлом году во Внукове была проведена масштабная работа по развитию его сервисной инфраструктуры. С открытием подземного железнодорожного терминала и тоннельного участка, соединяющего станцию «Аэропорт Внуково» с аэровокзальным комплексом, завершилось формирование интермодальной транспортной системы. Реконструкция терминала внутренних линий заметно увеличила его пропускную способность.
Крупнейший проект текущего года - строительство нового пассажирского терминала с посадочной галерей, оборудованной 26 телетрапами. Завершить работы по сооружению первой очереди терминала планируется к осени 2007 г. По сравнению с терминалом МВЛ, введенным в эксплуатацию в апреле 2004 г., новый аэровокзальный комплекс будет почти в десять раз больше – его площадь составит 200 тыс. квадратных метров. Кроме того, в 2006 г. во Внукове должна завершиться реконструкция взлетно-посадочной полосы №2, начнется ремонт и удлинение ВПП №1, возведение второго почтово-грузового терминала и двенадцатиэтажного гостиничного комплекса на четыреста с лишним номеров. Своих первых гостей новый внуковский отель примет в 2007 г.
Масштабные проекты планируется реализовать и в главной воздушной гавани Северной столицы России. В первом квартале 2006 г. Пулково обслужил 785 тыс. человек, что на 9,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксплуатационные доходы Пулкова от всех видов деятельности в 2005 г. выросли на 37%. Сегодня – это третий по величине российский аэропорт и крупнейший в Северо-Западном регионе страны.
Отметим, что в прошлом году в истории воздушной гавани открылась новая эра – в октябре 2005 г. ФГУАП «Пулково» наконец разделилось на две самостоятельные структуры – авиакомпанию и аэропорт. В ведение последнего отошел весь наземный комплекс, включая два аэровокзала. На 50% акций воздушной гавани сейчас претендуют власти С.-Петербурга, без этого, как считают в правительстве города, невозможно будет привлечь средства для развития аэропорта. Судя по опыту работы Внукова, такой шаг, действительно, будет нелишним.
А пока в Пулкове идет испытание новой взлетно-посадочной полосы – одной из самых современных в стране, которая может принимать крупнейший авиалайнер в мире – «Аэробус» А-380. На июнь намечена сертификация Пулкова по третьей категории ICAO, которая позволит выполнять здесь взлетно-посадочные операции в сложных метеоусловиях. Пока сертификаты такого типа в России имеют только Шереметьево и Домодедово.

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ
В период летней навигации 2006 г. проводится плановый капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Ростова-на-Дону. С 15 мая по 17 сентября воздушная гавань будет ежедневно закрываться на четыре часа – с 8:30 до 12:30. С 18 сентября по 22 октября аэропорт полностью будет закрыт для приема и отправки воздушных судов. В ходе модернизации планируется полностью заменить световое аэродромное оборудование и железобетонные плиты ВПП, а также увеличить ее длину.
В летние месяцы в расписание авиакомпаний, выполняющих полеты в Ростов-на-Дону, вносятся коррективы. А вот с осенним перерывом ситуация пока неясна. Под угрозой оказываются не только регулярные рейсы, но и многие чартерные программы, стартующие из города. Поэтому в настоящее время авиационные власти ищут альтернативную воздушную гавань. Напомним, что  предыдущий капитальный ремонт ВПП в Ростове-на-Дону проводился 30 лет назад. Тогда аэропорт закрывался на три месяца, рейсы выполнялись с военного аэродрома Военведа.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72