Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2006
« Вернуться к журналу  

Круглый стол с острыми углами

Заметки о профессиональном образовании в турбизнесе
В начале апреля Московский гуманитарный университет провел круглый стол «Туристский продукт регионов России и зарубежных стран в образовательных курсах и дисциплинах университета». Обсуждение актуальных вопросов вышло за рамки одного вуза и обнажило общие проблемы туристического образования в нашей стране. Это, в частности, содержание учебных программ, организация практики учащихся, взаимоотношение учебных заведений и туристических компаний, подготовка специалистов среднего и высшего звена, повышение квалификации сотрудников турфирм.
С марта 2003 года на кафедре «Лингвистика и культурология» Московского гуманитарного университета начался набор студентов для обучения по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», орентированной в первую очередь на потребности внутреннего туристического рынка. Но если посмотреть распределение учебной нагрузки, бросается в глаза преобладание общих дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, математические и естественнонаучные. «Удельный вес» предметов профессиональных, приближенных к туристической теории и практике, несправедливо мал. Подготовка кадров для туриндустрии ведется и на другом факультете вуза -  «Международные отношения» - по специальности «Регионоведение». Но здесь учебный план в большей степени привязан к международному рынку. Хотя не секрет, что в последние годы объемы въездного туризма в Россию снижаются, не в лучшем положении находится и внутренний туризм. И не удивительно – ведь в нашей стране специалистов в этой области практически не готовят.
Подготовка кадров в туриндустрии должна быть ступенчатой. Профучилищам необходимо давать своим выпускникам «рабочие» профессии – горничная, оператор по бронированию и продаже авиабилетов и т. д. В колледжах и средних специальных учебных заведениях можно готовить кулинаров, портье, помощников менеджеров, работников службы приема. Между тем в настоящее время в российской столице лишь Московский гуманитарный университет и Царицынский техникум готовят кадры среднего звена для туриндустрии.
Таким образом, в российских условиях «пирамида» специальностей в области туризма и гостиничного дела оказывается перевернутой. Выпускника вуза, который Aaриходит в турфирму, требуют продемонстрировать базовые навыки и спрашивают за все предыдущие уровни подготовки, которые он не проходил. Возникает вопрос – не слишком ли мы увлекаемся высшим образованием, в то время как в отрасли не хватает специалистов среднего звена?
«Вузы должны хорошо знать, каких студентов, в какие турфирмы отправлять на практику – профиль работы и специализация у всех разные, - говорит генеральный директор Центра представительств здравниц РФ «Протэй» Татьяна Дударева. - Практиканты должны целенаправленно осваивать конкретный участок технологического процесса, а потом мы увидим, кого можно взять на постоянную работу, оценим деловые качества стажера, его способность вписаться в коллектив. С учетом особенности турфирмы учить студентов иногда приходится почти с нуля, но это проще, чем переучивать потом. «Доводка» молодого специалиста может занимать срок от нескольких месяцев до полугода».
«Сотрудничество образовательных учреждений и турбизнеса должно быть взаимовыгодным, - считает доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Дальневосточного госуниверситета Владислав Чернов. -  Руководители турфирм часто не понимают, что студентам нужна нормальная практика, особенно в области въездного туризма. И стажироваться надо не только учащимся, но и самим педагогам. Со своей стороны вузы могут дать задание практикантам провести маркетинговые исследования для нужд турфирмы-партнера, написать курсовую работу, которая обобщила бы конкретный опыт и т. д.»
Впрочем, в Московском гуманитарном университете обо всех этих проблемах хорошо знают и пытаются их решить, хотя бы отчасти. Сейчас здесь планируется открыть учебную турфирму, которая будет работать как агентство - партнер «взрослых» туристических компаний. Это позволит значительно улучшить практическую подготовку в области маркетинга и менеджмента. Со следующего учебного года вуз начнет готовить гостиничный персонал, экскурсоводов, аниматоров и специалистов по гемблингу, т. е. работников гостиничных казино.

Борис АЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72