Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2006
« Вернуться к журналу  

Путешествие на «Луну»

Рафтинг, каньонинг, параглайдинг, кайтинг, байкинг, конные прогулки и пешеходные маршруты, альпинистские восхождения – вот далеко неполный перечень видов активного туризма, с каждым годом привлекающих все большее внимание россиян. Какие проблемы существуют в этом сегменте отечественного туррынка? В чем пока не получается «догнать и обогнать» Америку и Европу? Что нового предложат своим клиентам фирмы, специализирующиеся на организации активных туров? Попытаемся ответить на эти вопросы с помощью авторитетных экспертов.

Индустрия активного туризма в нашей стране переживает сегодня далеко не лучшие времена. Когда-то в Советском Союзе миллионы людей ежегодно участвовали в активных туристических походах, велась специальная статистика, разрабатывались всесоюзные маршруты, функционировала огромная сеть туристских клубов, которые пропагандировали этот вид отдыха. Профсоюзы выделяли значительные (по сравнению с нынешним временем) средства на содержание объектов туристской инфраструктуры, проводили всевозможные слеты, соревнования, семинары по повышению квалификации инструкторского состава и т. п. В начале 1990-х гг. тогдашние туристские клубы оказались никому не нужны. Многие из них давно прекратили свое существование, активную работу, по существу, ведут лишь единицы. «К сожалению, пропагандой активного вида туризма сейчас озабочены в основном сами туристские фирмы, большинство из которых не имеет достаточных средств для проведения масштабной рекламной кампании или участия в выставках, даже региональных. При этом они вынуждены самостоятельно готовить кадры – инструкторов, гидов-проводников», - рассказывает исполнительный директор компании «Астравел» Геннадий Котов.
И все же, по свидетельству специалистов, активный туризм постепенно восстанавливает свои позиции. Например, в последнее время значительно расширилась сеть магазинов, торгующих спортивным и туристским инвентарем. Сейчас без проблем можно приобрести все необходимое для организации и участия в любых приключенческих мероприятиях: палатки, спальные мешки, веревки, рафты, всевозможные сублимированные продукты - удобные и легкие для переноски, и т. д. Нельзя не отметить и возрождающийся интерес к индустрии активного отдыха у администраций большинства регионов страны. Чиновники, похоже, наконец-то осознали, что туризм, особенно въездной, может приносить значительные средства в местный бюджет. Это особенно актуально для районов, которые не могут похвастаться обилием культурно-исторических памятников, но территория и природа которых обладают значительным рекреационным потенциалом.
Самым популярным и сравнительно недорогим видом активного отдыха в России считаются речные сплавы. Особенно популярен рафтинг в Карелии, хотя сплавы по большинству рек этого региона сложно считать спортивными мероприятиями. Организацией рафтинг-туров в Карелию занимается множество фирм – рентабельность этого продукта очень высокая. Вместе с тем, ряд операторов этим не ограничивается. Так, столичная турфирма «Мегатест» предлагает своим клиентам сплавы на байдарках по «простым» рекам и на катамаранах - по более «сложным». По словам генерального директора «Мегатеста» Александра Смычковича, это дает возможность почувствовать реку, участвовать в управлении судном и приобрести необходимые навыки. Кстати, в 2006 г. при "Мегатесте" начнет работать маршрутно-квалификационная комиссия - туристы будут получать справки, которые в дальнейшем можно использовать для оформления спортивных разрядов и подтверждения «сплавного» опыта в составе спортивных групп.
На внутреннем туристическом рынке хорошо востребованы также пешие и конные туры, а также их комбинации. Спрос на альпинистские восхождения и дайвинг существенно ниже. А вот в сегменте зарубежных программ ситуация иная. Здесь доминируют сафари и дайвинг, и уже на втором по популярности месте - альпинистские восхождения и сплавы. Кроме того, в последнее время в России появились и пользуются стабильным спросом путешествия на мотонартах (или снегоходах), квадроциклах, джип-сафари.
В поисках приключений россияне отправляются в Карелию, на Алтай, в Приэльбрусье, реже – на Байкал, Южный Урал, совсем редко (по понятным финансовым причинам) – на Камчатку. При этом у каждого региона есть своя туристическая специализация. По словам генерального директора компании «Братья Говор» Валерия Говора, на Алтае наибольшим спросом пользуются водные, комбинированные (в основном конно-водные), конные, горные, пешие, горнолыжные, вело- и автомототуры, в Карелии пальма первенства традиционно принадлежит рафтингу, а на Кавказе – пешим и конным турам.
Один из главных факторов, препятствующих дальнейшему развитию активного туризма в нашей стране, - постоянный рост цен на турпакеты. Дорожают авиаперелеты, железнодорожные билеты, гостиничное обслуживание. По свидетельству туроператоров, в сезоне-2006 стоимость активных туров для иностранцев увеличилась на 15-40%, для россиян - на 10-15%. Например, круиз по Байкалу обойдется путешественнику в $100 в сутки, и это не предел - путешествия на судах "А. Вампилов" или "Н. Ерощенко" будут стоить еще дороже.
«Дороговизна и несоответствие уровню качества предоставляемых в нашей стране услуг сдерживают рост внутреннего туризма, а число путешественников из-за рубежа в активных турах, и без того небольшое, сокращается», - считают специалисты турфирм. «Мы довольно часто обслуживаем иностранных туристов, путешествующих по Транссибу. Смотришь их ваучер и видишь, что они проводят одну или две ночи в Москве или С.-Петербурге, четыре дня едут в поезде, знакомятся с Байкалом, а далее - от 10 до 20 дней путешествуют в Монголии (активные туры!), еще 2-3 недели в Китае и т. д.», - рассказывает Александр Смычкович.
Хотя состоятельные российские туристы, которые уже побывали во многих странах, все чаще останавливают свой выбор на интересных турах по Камчатке, Байкалу, Алтаю. Высокая цена их не останавливает – такие клиенты хотят путешествовать с комфортом, к которому они уже привыкли в Африке или Южной Америке. В некоторых регионах возможности для приема таких туристов уже есть. Например, в Мурманской области, Карелии, Подмосковье и Прибайкалье прокладываются лыжни, строятся комфортабельные приюты, приобретаются мотонарты. Даже в Подмосковье сегодня можно совершить тур на собачьих упряжках. На Байкале уже несколько лет путешественникам предлагаются разнообразные активные зимние мероприятия.
Но цена турпродукта, даже необычного и эксклюзивного, должна быть разумной. «Сравните стоимость таких программ, как, например, туры на собачьих упряжках на Байкале или поездки на снегоходах в Карелии или по Кольскому полуострову, с аналогичными по длительности маршрутами в Гренландии и на Шпицбергене. Цены в расчете на одного человека в день окажутся почти одинаковыми. А теперь сравните климат и доступность в Гренландии (ведь Норвегия не самая дешевая страна) и на Шпицбергене, Aaде нет ни железных, ни зачастую даже обычных дорог. В Карелии и на Байкале инфраструктура развита лучше, но цены все равно неконкурентоспособны», - говорит Александр Смычкович.
Развитие инфраструктуры и расширение спектра предложений активного отдыха тем более необходимы, если учесть, что они дают возможность расширить границы короткого высокого сезона в России. Например, на Алтае он длится с конца апреля до середины сентября, но реально, как отмечает Валерий Говор, большая часть туристских прибытий приходится на период с июля по конец августа. Клиенты преимущественно приезжают из Новосибирска, Москвы, Томска, Барнаула, Свердловска, Красноярска, Кемерово, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Тюмени, Нижневартовска, Сургута, Хабаровска, Минвод, Владивостока, Мурманска. Кроме того, оператор нередко обслуживает туристов из Белоруссии, Украины, Казахстана, Великобритании, Германии, Австрии, Чехии, Польши, США, Нидерландов, Франции, Италии, Японии, Китая, Южной Кореи, Новой Зеландии, Канады, Болгарии, Испании, Португалии, Финляндии, Швеции. Причем помимо традиционных видов активного отдыха, западных путешественников зачастую привлекает именно необжитость территории, а также малознакомый россиянам вид туризма, который называется хелиски - горнолыжные спуски по целинному снегу с использованием вертолета вместо подъемника.
Итак, положение дел на рынке активного туризма в нашей стране простым не назовешь, но туроператоры не впадают в уныние и отдают все силы разработке по-настоящему интересного и оригинального продукта. Например, в наступающем летнем сезоне «Астравел» предлагает отправиться в тур «Парк пермского периода» (14 дней). Комбинированный водно-пешеходный активно-познавательный маршрут адресован прежде всего любителям истории и археологии. Туристы смогут посетить Котельническое местонахождение древних животных пермского периода в долине реки Немда, где природа создала причудливый горный ландшафт, изобилующий скальными стенками и отвесными утесами, скалами-останцами и глубокими каньонообразными оврагами, каскадами водопадов и лабиринтами пещер. Участникам предстоит совершить сплав на байдарках по трем рекам Немде, Пижме и Вятке. Кроме того, они пройдут по нескольким радиальным пешим маршрутам, поучаствуют в археологических экскурсиях, в качестве спелеологов посетят пещеры «Зараменская» и знаменитую «Киров-600». Заканчивается путешествие в устье реки Пижма, откуда группа возвращается в Нижний Новгород. На маршруте туристы живут в палатках, пищу готовят на костре. Специальной подготовки от участников не требуется – туристами могут стать даже дети в возрасте от 8 лет (в сопровождении взрослых). Стоимость тура – 7350 рублей, для детей - 5850 рублей.
Другое интересное операторское предложение – программа «По карельской Швейцарии» - пешеходный тур по ненаселенному таежному району севера Ленинградской области. Большая часть путешествия проходит по бассейну реки Ильменьйоки. Маршрут начинается и заканчивается на станции Кузнечное, куда туристы прибывают на электричке из Санкт-Петербурга. Стоимость тура – 6450 рублей.
Более экзотический пеший тур – «По Хибинам», маршрут котрого проходит через несложные перевалы Хибинских гор – самого высокого горного массива Кольского полуострова. Путешествие начинается от станции Апатиты, далее - автобусом до Кировска и озера Малый Вудъявр. Туристы преодолеют семь перевалов: Рамзая, Юмъекорр, Южный Чорргор и Ворткеуайв. Заканчивается маршрут в Кировске. Стоимость программы - 7290 рублей.
Пеший девятидневный тур «Сказ земли» предлагает компания «Братья Говор». Он проходит по Куминскому хребту, водоразделу рек Катунь и ее правого притока - реки Чемал, на высотах до 2 тысяч метров над уровнем моря. Хребет имеет красивые скальные выходы - останцы, и известен причудливыми скалами "Беркут", "Черепаха", "Окно солнца" и др. Это прекрасные объекты для скалолазов. Далее путь туристов проходит через высокогорное плато Девяти озер и гору Альбоган. Маршрут начинается и заканчивается в Новосибирске. Кстати, этот тур хорошо сочетается с водным маршрутом "Нижняя Катунь" или конно-водным "Меж двух миров". Стоимость программы - 3950 рублей (без авиперелета).
Активная часть программы «К самым большим ледникам Алтая» начинается в поселке Бельтир, в 900 км от Новосибирска. В туре комбинируются маршруты "К вершине Ольга и Талдуринскому леднику" и "Софийский ледник" - совершается переход через перевалы "Ленинградский" (1Б) или "8 марта" (1Б). Таким образом, программа позволяет познакомиться с двумя самыми большими ледниками Алтая. Ее стоимость – 7980 рублей (без авиаперелета).
Упомянем также тур «Рыбалка на реке Белин» - по одной из самых рыбных и красивых водных артерий Тувы. Здесь ловят большого хариуса, ленка, короля сибирских рек - тайменя ( с обязательным отпусканием), сига. Рыбалка сочетается с захватывающим сплавом через нижнее ущелье Белина. На протяжении всего маршрута (до 80 км) населенных пунктов нет. Сплав и рыбалка проводятся в свободном режиме с остановками в удобных местах. Методы рыбной ловли - преимущественно нахлыст, поплавковая удочка с несколькими «мушками» и спиннинг. Стоимость тура – 12 950 рублей плюс оплата вертолета (2 рейса).
Как отмечают в турфирме «Саянское кольцо», в Красноярске самым большим спросом у туристов пользуется посещение природного заповедника «Столбы». Он привлекает фотографов, художников, поклонников трекинга, экстремалов, скалолазов. «Любителям трекинговых программ мы предлагаем почти 6-километровый подъем и спуск, экскурсию в сопровождении опытного инструктора с подъемом по Центральной группе скал. Маршрут включает посещение избушки столбиста и пикник с шашлыками. Для индивидуалов мы можем организовать 3-5-дневные программы с проживанием в избушке столбиста и с посещением Диких столбов», - рассказывает исполнительный директор «Саянского кольца» Юлия Капустинская. По ее словам, короткие экскурсии на Столбы также востребованы у бизнесменов, приезжающих по делам в Красноярск.
Новинка сезона – 10-дневный конный тур по Западному Саяну. Путешествие проходит на высоте до 2000 метров над уровнем моря по сибирской кедровой тайге, где отсутствует энцефалитный клещ.
Компания «Мегатест» традиционно предлагает своим клиентам путешествия по Камчатке. Тур продолжительностью 13 дней обойдется путешественнику в 22 900 рублей (все включено). Туристы посетят наиболее знаменитые действующие вулканы, в том числе легендарный Толбачик и его новые конусы - результат извержения 1975-1976-х годов. Кстати, на склонах Толбачика испытывали первый советский луноход – местные пейзажи действительно похожи на лунные.

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72