Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Апрель 2006
« Вернуться к журналу  

Туризм цвета солнца и моря

Украинская точка на карте мира
Украина c населением около 52 млн человек относится к числу крупнейших стран Европы, превосходя по площади (603,7 кв. км) Францию, Германию и Великобританию. К сожалению, на туристической карте Европы, тем более мира, она не столь заметна. Между тем предпосылки для этого есть – количество и разнообразие исторических памятников и рекреационных ресурсов.
Развитие туристической отрасли на Украине в настоящее время имеет ряд отличительных особенностей. С одной стороны, принята и осуществляется государственная программа развития туризма на 2002–2010 гг. В 2004 г. была отмечена положительная динамика въездного туризма (15,6 млн иностранных туристов, что на 3,1 млн, или 25%, больше, чем в 2003 г.). В период 2002-2004 гг. финансирование отрасли выросло в 11 раз. А в 2005 г., вопреки всякой логике - после «оранжевой» революции интерес к Украине во всем мире значительно вырос, и этим, безусловно, надлежало воспользоваться - оно было в 6 раз сокращено. Тем более непростительно, что в предыдущие годы в республике был создан хороший задел для развития перспективной отрасли.
В ноябре 2003 г. был принят (в последней редакции) Закон Украины «О туризме». На протяжении многих лет осуществляется программа возрождения выдающихся памятников архитектуры, прежде всего утраченных в годы советской власти кафедральных соборов в областных центрах (Одесса, Симферополь, Полтава и др.).
Принят ряд активных мер для облегчения въезда на Украину граждан из дальнего зарубежья, прежде всего из стран ЕС (открыты консульские пункты в аэропортах Симферополя, Донецка, Одессы, Киева и Одесском морском порту), с 1 мая по 1 сентября въезд для граждан ЕС на Украину был безвизовым. За последние годы проведено свыше 20 пресс-туров по различным областям страны для украинских и иностранных журналистов.
В то же время в развитии украинской туристической отрасли отчетливо выражена своего рода «региональность». Речь идет о трех самых популярных у туристов как из ближнего, так и дальнего зарубежья регионах - это Крым, который в дополнительных описаниях не нуждается, столица государства – полуторатысячелетний Киев и Карпатский регион.
Последний, по мнению большинства украинских туроператоров, является наиболее динамично развивающимся в туристическом отношении. Карпаты знамениты историческими памятниками (Ужгород, Рахов, Мукачев, Хуст), памятниками природы (высочайшая вершина Карпат Говерла, озеро Синевир), бальнеологическими ресурсами (знаменитые минеральные воды Трускавец, Свалява, Нафтуся), но наибольшую перспективу они имеют как международный горнолыжный курорт.
По мнению московских туроператоров, работающих на украинском направлении («Киевлянка», «Вояж-Киев»), наиболее перспективен новый курорт Буковель (35 км от Яремчи), который во вполне обозримом будущем может стать одним из крупнейших горнолыжных центров Европы (несколько десятков километров горнолыжных трасс и более 3000 мест размещения). Кроме того, в регион активно вкладывают средства иностранные инвесторы - недавно в Трускавце открыт первый на Украине отель системы «Ритц». Однако в целом частному инвестору на местном туристическом рынке работать нелегко, утверждают украинские специалисты.
Неплохую динамику развития туризма демонстрирует украинская столица. Помимо десятков прославивших Киев и сохранившихся до наших дней исторических памятников практически всех веков (от святой Софии до знаменитого «лома с русалками»), за последние десять лет возрождено немало памятников-символов Киева, утраченных в 30-е годы. Это церковь Богородицы Пирогощей XII в. на Подоле, ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря, памятник княгине Ольге и т. д. Появились новые объекты показа (ансамбль площади Независимости, «нетрадиционные» памятники - Паниковскому, героям фильма «За двумя зайцами» и т. п.). В столице предлагаются сотни самых разнообразных тематических и обзорных экскурсий.
Знакомство с гостиничной инфраструктурой Киева оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, реконструировано и поставлено на реконструкцию несколько гостиниц дореволюционного времени («Лейпциг», «Санкт-Петербург»). Недавно в городе на одной из древних улиц - Ярославов Вал - открыт первый отель системы Radisson SAS (255 номеров). Общая сумма вложений в объект составила около 50 млн евро, инвесторами выступили Raiffeisen Management Investment (60%), ЕБРР (30%) и Rezidor SAS Hospitality (10%). По мнению экспертов, открытие первого отеля Radisson SAS Hotel Kyiv "подтолкнет" другие международные гостиничные сети к более активной работе в украинской столице, в чем несомненно, испытывает острую нужду. Есть надежда, что в ближайшее время наконец-то, после десятилетнего строительства, войдет в строй действующих пятизвездная гостиница «Святая София Hyatt Regency Киев». Сегодня в городе работает единственный пятизвездный отель «Премьер Палас» (289 номеров), входящий в национальную сеть Premier Hotels, что явно недостаточно для столицы одного из крупнейших государств Европы.
По данным Главного управления гостиничного хозяйства Киева (данные на декабрь 2005 г.), в городе действует 111 гостиниц приблизительно на 8 тыс. номеров, из которых сертификацию прошли 68, а международным стандартам, по мнению экспертов, соответствуют и вовсе единицы. Проблему дефицита гостиниц столичные власти осознают, поэтому городская программа развития гостиничного хозяйства предусматривает строительство в Киеве до 2010 г. порядка 40 гостиниц, включая 4-5 пятизвездных и 10-12 четырехзвездных отелей.
Одновременно киевская администрация планирует реализовать программу "Малые гостиницы Киева". В соответствии с ней в каждом районе города будет построено по три малые гостиницы, а всего их планируется 30, общей вместимостью более 1,5 тыс. номеров.
Строительство малых гостиниц, как известно, не требует больших финансовых затрат, к тому же они гармонично вписываются в архитектурную среду города. Это очень важно, так как сегодня в центре Киева практически отсутствуют площадки для строительства, а малые гостиницы можно открывать как в реконструированных малоэтажных домах, так и на отдельных этажах существующих зданий. Интересен и еще один вид малых гостиниц – на воде, так называемых ботелей, их в Киеве действует уже три. За последние два года в городе введено в эксплуатацию 13 малых гостиниц.
Главным источником финансирования программы станут частные инвестиции, преимущественно малого национального предпринимателя. По предварительным оценкам, общий объем капиталовложений на строительство малых гостиниц составит $250-300. И вместе с тем, по итогам минувшего года, опубликованным консалтинговой компанией Swiss Realty Group, уровень заполняемости киевских гостиниц составил не более 60% – подобное значение является показателем близкого к насыщению рынка. Этот парадокс объясняется развитой практикой сдачи квартир в аренду. Цены на проживание в отелях Киева достаточно высокие. Стоимость стандартного двухместного номера в отеле 4 звезды («Днепр», «Президент-отель», «Русь») от $110 до $240, в трехзвездных – от $65 до $125.
Как бы то ни было. Украина – это не только три «К» (Киев, Крым, Карпаты). Многие первоклассные достопримечательности страны – независимо от региона – остаются практически неизвестными российскому туристу, даже когда речь идет о памятниках всемирного значения. К примеру, расположенная ровно на полпути между Киевом и Одессой легендарная Софиевка – один из самых красивых парков мира. «Жемчужина у моря» Одесса, городская Юморина вполне могли бы занять место в ряду лучших карнавалов Европы, но сейчас они скорее удаляются от этого ряда, чем приближаются к нему.
А кому в России (тем более в Европе) известны такие располагающие сотнями (!) исторических памятников города, как Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Шаргород, Черновцы? И даже те овеянные поэзией истории и литературы места, которые находятся по соседству с Россией (связанные со «Словом о полку Игореве» – Путивль, Новгород-Северский и их окрестности), являются для туроператоров сущей terra incognita. Причин тому немало.
Помимо известного всем специалистам по туризму историко-географического невежества как клиентов, так и тех, кто должен их обслуживать (обусловленного главным образом отсутствием объективной информации и грамотной рекламы), дело осложняют давно и прочно сформированные СМИ «страшилки» об опасностях, якобы грозящих российскому туристу на Западной Украине. Кроме того, ситуацию осложняют появляющиеся с завидной регулярностью слухи о том, что вот-вот для поездки в любой регион Украины российскому туристу понадобится загранпаспорт, а то и виза. Одним словом, барьеров на пути полнообъемного украинского продукта на российский туристический рынок еще предостаточно и нужны интенсивные усилия обеих сторон, чтобы избавиться от них.

Галина КОРЖЕНКОВА, Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72