Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №5, Апрель 2006
« Вернуться к журналу  

Зачем турфирме аудит?

Автор: Георгий Мохов, юрист, член Российского союза юристов, председатель Правления Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»

ЗАЧЕМ ТУРФИРМЕ АУДИТ?
В каких случаях турфирма обязана приглашать аудитора и какие услуги он может оказать? На что обратить внимание при заключении договора с аудиторской фирмой и как учесть расходы на оплату ее работы?
Аудит - это независимая проверка бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон №119-ФЗ)). Организация, которую проверяет аудиторская фирма, называется аудируемым лицом.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона №119-ФЗ, целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, а также принимать на основе этих выводов решения.
Кроме того, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы помимо проведения проверок могут оказывать и сопутствующие аудиту услуги. В частности, организовывать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудиторы имеют право консультировать по бухгалтерским и налоговым вопросам, проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторы могут дать рекомендации в области управления организацией и по правовым вопросам, а также представлять предприятие в судебных и налоговых органах в случае возникновения споров. Аудиторской фирме часто поручают оценить необходимость автоматизации бухгалтерского учета и подобрать подходящую программу. Аудиторы могут заниматься и другими связанными с аудитом видами деятельности.
Перечень организаций, которым необходимо ежегодно приглашать аудиторов для проведения обязательной проверки, приведен в ст. 7 Закона №119-ФЗ.
Обязательный аудит должны ежегодно проходить все открытые акционерные общества. Кроме того, аудит обязателен в любой фирме, если объем ее выручки от реализации составляет более 500 000 минимальных размеров оплаты труда за один календарный год либо сумма активов ее баланса на конец отчетного года превышает 200 000 МРОТ. Таким образом, если крупная туристическая фирма оказывает туристские услуги в большом объеме или имеет на балансе дорогостоящее имущество, то проходить аудит ей придется независимо от формы собственности.
Отношения между аудиторской фирмой и клиентом регламентируются договором.
Перед его заключением необходимо убедиться в том, что аудиторская фирма имеет соответствующую лицензию на аудиторскую деятельность. Кроме того, у тех аудиторов, которые участвуют в проверке или оказании сопутствующих услуг, должен иметься квалификационный аттестат на проведение общего аудита. Полезно будет также удостовериться в том, что персонал аудиторской фирмы достаточно квалифицирован и имеет опыт проверок туристических организаций. Ведь эта отрасль деятельности очень специфична, и аудиторы должны разбираться в особенностях учета и налогообложения турфирм.
Для того чтобы проверить компетентность аудиторов, сначала можно обратиться к ним за консультацией по какому-либо специальному вопросу касательно вашей специфики деятельности. Если компания-аудитор выбрана, то следует направить в ее адрес письмо с просьбой о проведении проверки. Важно, что в соответствии со стандартами аудиторы после рассмотрения такой заявки и согласия на аудит высылают организации так называемое письмо-обязательство. Этот предварительный документ помогает избежать недопонимания между заказчиком и исполнителем аудиторских услуг и должен содержать множество сведений - начиная от условий проведения проверки и заканчивая ответственностью аудиторов за результат работы. В письме-обязательстве указывают сведения о самой аудиторской фирме и квалификации ее персонала, сообщают состав группы, которая будет проверять организацию, условия оплаты, примерный календарный план проведения проверки и прочие условия.
После этого можно заключать договор об аудите, который по своей сути относится к договорам возмездного оказания услуг и регулируется положением гл. 39 ГК РФ.
Необходимо обратить внимание на порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе проверки. К договору можно приложить календарный план проведения проверочных мероприятий и состав группы задействованных аудиторов. Аудиторы имеют право проверить всю документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также наличие имущества, которое указано в документах. Более того, аудиторы могут запрашивать информацию о турфирме у третьих лиц (банков, страховщиков и пр.). При этом ограничивать доступ аудиторов к такой информации нельзя. В свою очередь аудиторская компания гарантирует неразглашение этих сведений и сохранность рабочей документации.
AaЕсли аудит является обязательным, то нужно учесть, что он может быть проведен только аудиторской фирмой. Индивидуального аудитора пригласить для проведения обязательной проверки нельзя. На это указано в п. 2 ст. 7 Закона №119-ФЗ.
Кроме того, согласно ст. 12 Закона №119-ФЗ, аудит не могут проводить аудиторы, которые близко связаны с проверяемой организацией. Что подразумевается под этим? Прежде всего - отношения собственности. Если аудитор (или должностное лицо аудиторской фирмы) является учредителем, руководителем или бухгалтером турфирмы (либо близким родственником кого-то из этих лиц), то проверять ее он не имеет права. Если сама аудиторская фирма является учредителем организации, то она также не может ее проверить. Нельзя поручить аудит и фирме, которая оказывала организации в течение последних трех лет услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Поскольку аудит является предпринимательской деятельностью, то стоимость такой работы определяется рынком спроса и предложения услуг и законом не устанавливается.
Стоимость услуг должна быть зафиксирована в договоре. При этом может быть определена аккордная оплата - окончательная сумма за сделанную работу - или может быть предусмотрена почасовая оплата за услуги аудитора. Первый вариант чаще применяется при проведении аудиторских проверок, а второй - при оказании сопутствующих услуг, например консультирования, обучения персонала бухгалтерии и т. д.
Также обратите внимание на то, что, согласно п. 2 ст. 12 Закона №119-ФЗ, порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудитора (в том числе и при проведении обязательного аудита) не зависят от содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Иными словами, проверяемая фирма должна оплатить установленную сумму независимо от того, положительное или отрицательное заключение дали аудиторы.

Справка:
Расходы, связанные с приглашением аудиторов, - это общехозяйственные расходы организации, которые отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Расчеты с аудиторскими фирмами чаще всего отражают на отдельном субсчете, открываемом к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Пример. ООО "Турфирма" пригласила аудиторов для проведения проверки правильности исчисления и уплаты налогов в первом полугодии 2005 г. Стоимость услуги по договору, заключенному с аудиторской фирмой "Аудитор", - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Половина этой суммы должна быть уплачена авансом.
Бухгалтер ООО "Турфирма" отразил операции следующим образом:
Дебет 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" по выданным авансам" Кредит 51
- 5900 руб. (11 800 руб. : 2) - перечислен аванс аудиторской фирме;
Дебет 26 Кредит 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" за оказанные услуги"
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - отражена стоимость услуг, оказанных аудиторской фирмой "Аудитор";
Дебет 19 Кредит 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" за оказанные услуги"
- 1800 руб. - учтен НДС со стоимости аудиторских услуг, оказанных аудиторской фирмой "Аудитор";
Дебет 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" за оказанные услуги" Кредит 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" по выданным авансам"
- 5900 руб. - зачтен выплаченный ранее аванс;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с "Аудитор" за оказанные услуги" Кредит 51
- 5900 руб. - перечислена оставшаяся часть стоимости услуг аудиторской фирме;
Дебет 68 субсчет "НДС" Кредит 19
- 1800 руб. - принят к вычету НДС по оказанной и оплаченной услуге.

В налоговом учете, согласно подп. 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, расходы на аудиторские услуги включают в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, по статье "Прочие расходы, связанные с производством и реализацией". То же самое, кстати, относится к юридическим, информационным и консультационным услугам (подп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Польза аудита не только в выявлении ошибок или недостоверности бухгалтерского учета. После завершения проверки по соглашению сторон аудиторская фирма может взяться за восстановление учета, если клиент не может выполнить это самостоятельно. Очень часто недостоверность учета возникает из-за неправильной организации, непродуманности, а то и отсутствия учетной политики. Приглашение квалифицированного специалиста позволит руководителю решить целый комплекс проблем: разработать учетную политику как с точки зрения оптимального соотношения затрат и эффективности учета, так и с целью минимизации налогообложения, провести аттестацию и обучение работников бухгалтерии, рекомендовать наиболее подходящее бухгалтерское программное обеспечение для автоматизации учета.

Цитата 1
Если крупная туристическая фирма оказывает туристские услуги в большом объеме или имеет на балансе дорогостоящее имущество, то проходить аудит ей придется независимо от формы собственности.

Цитата 2
Поскольку аудит является предпринимательской деятельностью, то стоимость такой работы определяется рынком спроса и предложения услуг и законом не устанавливается.


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72