Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2008
« Вернуться к журналу  

Тверская область: перемена профиля
Тверская область занимает совершенно особенное место как на географической, так и на туристической карте России. Весьма значительная по меркам центральной части страны площадь - 84,1 тыс. кв. километров (450 километров с запада на восток и 250 километров с севера на юг). Это вдвое больше чем Швейцария. Исключительное положение на водоразделе Балтийского и Каспийского морей – здесь начинаются Волга, Днепр и Западная Двина (Даугава). Большое количество водных пространств – сотни озер (Селигерской и Валдайской групп) и тысячи рек. Наконец, по территории области проходят важнейшие транспортные магистрали – автомобильная и железнодорожная трассы, соединяющие российские столицы, а также дорога Москва – Рига (М9), с декабря 2007 года ставшая кратчайшим путем в единую Европу.
Были все. Но - проездом
Парадокс - несомненно выгодные географические особенности сослужили
весьма сомнительную службу как исторической репутации тверской земли, так и ее динамично развивающейся, особенно в последние годы, туристической отрасли. Весьма афористически эту особенность сформулировали в Музее Пушкина в Торжке, вспоминая знаменитых постояльцев гостиницы Дарьи Пожарской: «Да все у нас бывали! Но – проездом…»
Иначе говоря, «транзитный» характер территории был первым фактором, долгие годы определявшим особенности тверского туризма. И поскольку в течение последнего века скорости передвижения туристов стремительно росли, то достопримечательности области становились все менее заметными. В конце концов, сформировалось ошибочное мнение, что на территории, сыгравшей редкую по важности роль в истории России - Тверь, как известно, довольно долго боролась с Москвой за общерусское первенство - и имеющей массу первоклассных природных и исторических памятников… «нечего смотреть». В настоящее время главная задача туристической отрасли состоит, говоря самым общим образом, в том, чтобы привлекать не только тех туристов, которые сознательно отправляются именно в Тверскую область, но и по возможности «задерживать» тех, кто едет по уже упомянутым трассам – в основном по «Золотому пути России», дороге Москва – Петербург.
Вторую историческую особенность тверского туризма определило наличие большого количества водных пространств. То количество домов отдыха, туристских баз, пансионатов и санаториев, которое было построено в Тверской (до 1990 года – Калининской) области, явно не соответствовало ни ее туристическому потенциалу, ни имевшемуся спросу. Именно поэтому отдых на верхневолжских озерах в последние десятилетия носил и во многом носит до сих пор почти исключительно «дикий» характер, что вовсе не идет на пользу уникальным природным территориям, в первую очередь озеру Селигер и области истока Волги.
С формальной точки зрения, в последние годы показатели тверского туризма выглядят очень обнадеживающе. «Отцами» тверского туризма был дан вполне определенный ответ на вопрос: «Чего же мы хотим?», то есть определена суть туристического бренда области – создание типичного облика русской провинции XVII–XIX вв.
По местным данным,  в прошлом году область посетили (с ночевками) около 950 тыс. человек. Внутренний турпоток растет с каждым годом в среднем на десять процентов, а иностранных туристов – больше чем вдвое. Объем оказанных туристских услуг за этот период оценивается в 2,5 млрд рублей (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т. д.).
В последние годы в туристском календаре и предложениях турфирм впервые появились практически неизвестные ранее районы области – Максатихинский, Весьегонский (здесь проводится Праздник рака). Регион трех «К» - Кашин, Калязин, Кимры - выглядит одной из самых перспективных зон развития тверского туризма. Кашин – «город русского сердца», центр паломнического туризма - в 2008 году исполняется 100 лет со дня вторичной канонизации святой Анны Кашинской, Калязин – «русская Атлантида», Кимры – «сапожная столица» России.
По данным прошлого года в области насчитывалось 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. Ежегодно повсеместно появляются новые объекты, идет реконструкция старых.
 
Всякому «сверчку» - свой шесток
Сейчас область работает над выполнением трехлетней программы развития туризма на 2008-2010 г.г. Областные власти внятно определили не только место туризма среди приоритетных отраслей развития экономики региона, но и специфику туристического развития перспективных в этом отношении районов. Например, в ближайшем к Москве Конаковском районе, лежащем на берегу Иваньковского водохранилища, планируется создание курортной зоны активного отдыха, делового, событийного и лечебного туризма, ориентированной на московский рынок. Планируемая сумма инвестиций – 165 млн рублей. Один из самых крупных в Центральной России туристских объектов - «Конаково Ривер Клаб» с мощной рекреационной и развлекательной инфраструктурой, рассчитанный в основном на состоятельных клиентов из Москвы, на которых рассчитана и одна из самых «престижных» и дорогих здравниц региона, таких как знаменитое «За
Отдых экономкласса предлагает реконструируемая база «Верхневолжье», расположенная недалеко от села Городня – одного из древнейших поселений области.
Город Старица, получивший при Иване Грозном статус «столичного», уже сегодня является фактически музеем-заповедником под открытым небом и становится одним из центров «Пушкинского кольца» (Тверь – Торжок – Старица). Торжок уже стал одним из самых привлекательных для инвестиций малых городов России. На территории «Пушкинского кольца» создаются новые объекты «притяжения» - этнографический центр в селе Чукавино, включены в маршрут Старицкие пещеры (бывшие каменоломни). Предполагаемая сумма инвестиций – 82 млн. рублей.
«Русская Венеция» - Вышний Волочок – превращается в круглогодичный центр экскурсионно-познавательного туризма, основанного на богатом историческом наследии и уникальных водных ресурсах города (построенная в XVIII в. Вышневолоцкая водная система). В сентябре минувшего года в Вышнем Волочке открыт памятник создателю системы – Михаилу Сердюкову. Весьма значительные инвестиции предполагаются для обустройства территории истока Волги и создания там историко-культурно-археологического центра.
Одно из самых болезненных мест тверского туризма – его отчетливо выраженная сезонность. Для исправления ситуации принят календарь туристических мероприятий на 2008 год - около 50 событий распределены по всем месяцам года. Самое известное – Верхневолжская парусная регата на приз губернатора Тверской области - уже семь лет проводится в августе в Конаково и стала крупнейшей в России. В низкий сезон туристов приглашают на Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах имени Василия Андреева (Тверь, январь), фестиваль экстремальных видов спорта «Московское море» (Конаково, февраль), фольклорный праздник «Торопецкая Масленица» (март), туристический праздник «Картошкин пир» (Кимры, октябрь), фестиваль национальных культур «Мы вместе» (Кимрский район, ноябрь), трофи-рейд «Танковый прорыв» (окрестности Твери, декабрь).
 
«Беспроблемный» Селигер
Cтало весьма обычным писать о Селигере и его окрестностях как о некоем туристическом рае. Между тем здесь, как в большом зеркале, отражаются многие проблемы тверского туризма. Каким в общественном сознании в последние годы представлялся отдых на знаменитом озере? Палатка в живописном месте на берегу, рыбалка на заре, костер и гитара вечером, и прочее. С такими стереотипами надо прощаться, считают в тверской туристической администрации. И «дикого» туриста по возможности «окультуривают».
В последнее время на Селигере появился ряд баз, рассчитанных на состоятельных клиентов, - в низкий сезон они смогут существовать за счет делового и корпоративного туризма. Например, открытая в 2006 году гостиница «Селигер» - реконструированный главный дом бывшей усадьбы Толстых «Новые Ельцы» (50 номеров, двухместный номер - от 3300 руб.) или база «Озерная» с полным набором коттеджей от «крестьянского» до «царского» (39 000 руб. в сутки на шестерых).
В трех километрах от поворота на исток Волги в селе Свапуще открыт комфортабельный загородный отель «Вершина Селигера» (одноместный номер – 2800 руб.). Стремительно расширяется весьма знаменитый на Селигере дом приемов «Хижина». Постепенно превращается из обычной деревни в туристическую Слобода, расположенная недалеко от знаменитой церкви в Николо-Рожке (двухместный номер в «типичном» деревянном доме – от 1100 руб.). В «селигерской столице» Осташкове в последние годы открылись рассчитанные на средний класс гостиницы «Эпос» (45 мест, в самом центре города) и «Монолит» (42 места). Наконец, для тех, кто не желает расставаться с «палаточным» отдыхом, будут обустраиваться специальные площадки – с регулярным подвозом продовольствия, регулярной уборкой мусора и т. д.
Тем не менее нельзя закрывать глаза и на имеющиеся проблемы. В Селигере сильно уменьшилось количество рыбы, а между тем многие едут на озеро именно ради рыбалки. Последнее «зарыбление» озера проводилось больше двадцати (!) лет назад. Весьма сильно – и не в лучшую сторону – меняется и сама «селигерская столица» - великолепная рядовая застройка (особняки XVIII–XIX веков, многие из которых могли бы использоваться как мини-гостиницы) стремительно ветшает и рушится, на реконструкцию не отпускают ни рубля. Наконец, с развитием туристической инфраструктуры рабочих мест становится все больше, а работников, увы, не прибавляется. Поваров, официантов, барменов приходится «импортировать» из Твери и даже из Москвы.
 
На целине торопецкой
Весьма показателен опыт Торопца – одного из самых колоритных древнерусских городов, своего рода «маленького Новгорода». Город стоит на озере Соломено при «исходе» из нее реки Торопы. Он старше Москвы – впервые упоминается в летописи в 1074 году. Из-за своего исключительно выгодного географического положения неоднократно укреплялся (сохранились остатки двух цитаделей) и неоднократно привлекал к себе врагов. Торопец создал собственный оригинальный стиль в искусстве - хорошо известны, например, торопецкие наличники с «ушами», и сумел сохранить большое количество уникальных памятников зодчества, тринадцать храмов (наиболее знаменит выполненный именно в местном стиле Богоявленский). Имеется множество колоритных купеческих особняков, а главное – сохранился характерный внешний облик провинциального городка начала ХХ века: старая часть Торопца не пострадала от «типовой» высотной советской застройки.
Гордится Торопец своими земляками – Модестом Мусоргским (сохранившееся деревянное имение его матери Наумово находится на берегу живописного озера Жижица в 20 километрах от Торопца), патриархом Тихоном, который родился в селе Клин рядом с Торопцом и провел в нем молодые годы. Многие историки утверждают, что именно в Торопце (а не в Переславле!) родился Александр Невский, и здесь же он венчался с дочерью торопецкого князя. Некоторые московские турфирмы уже возят клиентов по маршруту Наумово –Торопец – Старица – Ржев – Тверь.
Туристическая инфраструктура самого западного города Тверской области преображается. Открылись новые предприятия общественного питания, реконструирована старая гостиница «Торопа» (сегодня в ней 46 мест, стоимость проживании – от 500 руб.), в весьма уютную гостиницу «Кривитеск» - это древнее название Торопца превращен старый купеческий особняк на центральной площади города (30 мест, стоимость ночевки – от 580 руб.).
Торопец имеет несколько очень перспективных туристических брендов. Во-первых, он может быть интересен как маршрут свадебных туров (рекламе поможет пример Александра Невского). Во-вторых, в Торопецком районе находится биостанция «Чистый лес» - направление экологического туризма.
Единственное, но очень серьезное препятствие для интенсивного развития туризма в регионе – ужасающее состояние одной из двух главных дорог области – магистрали Москва – Рига. Первый ее отрезок – до Ржева – намечено реконструировать через три года. Может, тогда и начнет всерьез меняться профиль тверского туризма.
Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72