Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2008
« Вернуться к журналу  

Мифы янтарного края
Статистика – дама коварная. Отрывочная, вырванная из широкого контекста информация порой порождает ложные представления. Именно это сейчас происходит с противоречивыми, на первый взгляд, статистическими данными по туриндустрии Латвии.

Миф первый: поток российских туристов в Латвию сокращается
Показатели января - февраля текущего года, уступающие аналогичному периоду 2007 года, действительно «работают» на этот тезис. Это конъюнктурный спад, вызванный главным образом присоединением Латвии к Шенгенской зоне. Но в более долгосрочной перспективе «латвийский Шенген» способен, напротив, стимулировать рост посещаемости страны россиянами.
В частности, Латвийское агентство по развитию туризма уже предлагает ряд туристических пакетов, в которых акцент сделан на транзитное авиасообщении из Риги, позиционируемой как удобный транспортный узел. В частности, компания airBaltic предоставляет значительные скидки на транзитный перелет из Москвы и Санкт-Петербурга через Ригу во многие крупные города Европы. Предложение оказывается выгоднее, чем прямой перелет регулярными авиалиниями, а в ряде случаев даже может конкурировать с продуктом бюджетных авиакомпаний. 
В 2005 году Латвию посетили 231 тыс. туристов - граждан РФ (7% от общего объема турпотока), в 2007 году – около 420 тыс. россиян, то есть почти вдвое больше. По количеству людей, побывавших в стране в качестве туристов, Россия уступает только Литве и Эстонии, занимая то третье место, то четвертое в соперничестве с Германией. Далее следуют гости из Великобритании и Финляндии.
«Договор о сотрудничестве между Латвией и Россией в области туризма наряду с соглашениями о защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения - основные среди десяти готовых проектов двусторонних договоров и соглашений, - сообщил корреспонденту «ТБ» латвийский министр экономики Каспарс Герхардс.

Миф второй: европейские и западные туристы в целом разочарованы соотношением цены и качества латвийского турпродукта, редко возвращаются в страну, их отпугивает стремительный рост цен
Абсолютно несостоятельный тезис. «После вступления в Евросоюз отмечается взрывной рост числа посещающих Латвию иностранных туристов: 3,77 млн в 2005 году, 4,65 млн в 2006 году, почти 7 млн – в прошлом году, - говорит генеральный директор Латвийского государственного агентства по инвестициям и развитию (LIAA) Андрис Озолс. – После присоединения Латвии к Шенгенской зоне привлекательность нашей страны для европейских туристов, перед которыми пали все визовые барьеры, еще более возрастает». По данным Всемирной туристической организации, по итогам прошлого года Латвия имеет наивысшие показатели роста туризма в Европе – 52%.
«В Риге отели высокого уровня лучше, чем в скандинавских странах, - отмечает туристический портал Travel.ru. - Большинство гостиниц отремонтировано, восстановлено либо куплено и реконструировано известными мировыми цепочками. Четыре звезды в латвийской столице — это крепкие четыре звезды, а "трешки" - на уровне многих европейских "четверок". Отельная база не изношена, сервис на высоком уровне. Прибалтийцы четко осознают, что турист - это деньги. Все делается быстро, все вежливы и предупредительны, в общем - все для клиента".
Согласно рейтингу популярного в США интернет-портала IgoUgo, опубликованному в конце прошлого года, в десятке «самых доступных и в то же время очаровательных мест Европы» на первом месте, опережая Лиссабон и Братиславу, стоит именно Рига. "Этот город - новое любимое направление для европейцев, которые называют его "северным Парижем", - утверждают составители рейтинга. - Рига хороша тем, что здесь можно вкусно поесть, накупить дешевого алкоголя и осмотреть множество архитектурных объектов в стиле ар-нуво. Еще один плюс - дешевые авиабилеты на рейсы в латвийскую столицу».
А вот рейтинг американского издания Travel Magazine, который так определил четверку «городов Европы, отдых в которых будет интересным и не ударит по кошельку»: на первом месте Лиссабон, за ним следуют Барселона и Дублин, потом идет Рига, опережая Берлин, Болонью, Будапешт, Любляну, Загреб и Антверпен. «Рига - самая крупная из балтийских столиц, - отмечает журнал. - Она стремительно развивается, оставаясь при этом городом, где легко ориентироваться».
Миф третий: гостиничный бизнес в Латвии находится в стагнации
Достаточно посмотреть на новые и недавно модернизированные гостиницы Юрмалы и убедиться в обратном – за подавляющим большинством реновационных проектов стоит капитал из соседних скандинавских и балтийских стран, в первую очередь – эстонский. Это логично: коль скоро целевые и транзитные туристические потоки нарастают именно в Латвии, туда и устремляются хотельеры.
Вот несколько примеров. Новая рижская гостиница Elizabete от сети Reval Hotel (контролирует норвежская корпорация Linstow): 228 номеров, ресторан, лобби-бар, два больших конференц-зала, фитнес-центр, подземная автостоянка. Проект обошелся в 30 млн евро. Строительство 24-этажного двухбашенного Sheraton Riga Hotel (общая площадь – более 96 тыс. кв. метров, 312 номеров) на берегу Даугавы, в 10 километрах от международного аэропорта. «Постояльцам предложат спа- и фитнес-услуги, 12 процедурных кабинетов и бассейн на верхних этажах отеля с панорамным видом на Ригу, круглосуточный ресторан, два специализированных ресторана, кафе, бар элитного класса и паб», - говорится в пресс-релизе владельца «шератоновского» бренда, компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide Inc. Отель собираются ввести в эксплуатацию в начале 2010 года.
Похоже, что и сеть Hyatt, которая пока не присутствует ни в Латвии, ни в Скандинавии, вскоре выступит с рижским дебютом. Это отель на 160 номеров проектной стоимостью в 30 млн латов ($60 млн). Уже определен участок под строительство, идут работы по его очистке от старых построек.
Более проблематичен проект французской корпорации Accor (четвертый в мире гостиничный оператор), которая через дочернюю польскую компанию хочет открыть в Риге современный экономичный отель бренда Ibis на 150 номеров. Проблема заключается в том, что местные девелоперские фирмы пока предлагают под застройку только левый берег Даугавы, а Accor настаивает на правом берегу, который ближе к Старой Риге. Тем не менее руководство сети уверяет, что отель распахнет свои двери уже в 2009-2010 годах. Проект оценивается в 20-30 млн евро.
«В Юрмале в прошлом году открыли четыре новых отеля, сейчас полным ходом идет строительство пяти крупных гостиничных комплексов», - сообщила «ТБ» Инга Салминья, старший специалист Туристского информационного центра Юрмалы.
Прикладываются значительные усилия к тому, чтобы увеличить заполняемость номеров в межсезонье. В зимние месяцы 50-60% площадей для проживания постояльцев пустуют. Необходимо расширить пакет услуг для бизнес-туризма (удобные, просторные и хорошо оборудованные конференц-залы, беспроводной интернет, качественное питание и т. д.), оздоровительного отдыха (спа-комплексы), предложить оригинальные идеи организации досуга (музыкальные и киноконкурсы, необычные экскурсионные программы, поля для игры в гольф, инфраструктура для занятий водными видами спорта).
Наблюдается и довольно ярко выраженная тенденция географической диверсификации гостиничного бизнеса: хотельеры все решительнее осваивают латышскую провинцию. В частности, местная девелоперская корпорация Day & Night собирается открыть в течение трех лет новые отели в пяти латвийских городах. Для холдинга Stendera Sabiediba отели – непрофильный бизнес, его стихия – кондитерские (особенно шоколадные) изделия и косметика. Но он открыл целую серию уютных, исключительно популярных гостевых домов, под которые переоборудовал старые ветряные мельницы.
В латышскую провинцию пошли и международные гостиничные сети. Так, в феврале сразу два комфортабельных отеля открыла на условиях франшизы цепочка Best Western (четыре тысячи отелей в 80 странах) - Aparjods на 33 номера в Сигулде и Tigra на 66 номеров в Цесисе. Вот уже второй год в Даугавпилсе успешно работает Europa City Hotel от литовской гостиничной сети Europa: 147 номеров, четыре банкетных зала, подземная парковка.
Весьма успешно в Латвии развивается агротуризм, причем более 60% постояльцев сельских кемпингов и гостиниц, гостевых домов, сеть которых быстро растет, - иностранцы. По прогнозам Центрального статистического управления Латвии, к 2010 году число ночевок, проведенных гостями в латвийских селах, достигнет 450 тыс. в год.
Еще одно новшество – усилия Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов (ЛАГР) по внедрению единой со скандинавскими странами и балтийскими соседями классификационной системы. «Эта мера позволит значительно улучшить реноме латвийских отелей и сферы обслуживания в целом, - считает исполнительный директор ЛАГР Санта Граиксте. – Наши зарубежные гости могут быть уверены в том, что в гостиницах они получат именно тот сервис и комфорт, за который собираются заплатить».
Сергей СВИСТУНОВ


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72