Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2008
« Вернуться к журналу  

Неограниченные ограниченные возможности
С одной стороны, сфера деятельности автора далека от туристического бизнеса.
С другой стороны, являясь инвалидом первой группы и при этом объехав не один десяток стран, считаю уместным поделиться своим опытом с людьми, которым организация подобного рода поездок интересна.
В материале речь идет прежде всего о людях с нарушением опорно-двигательного аппарата. Люди с нарушением зрения, особенно полностью незрячие, редко стремятся к дальним поездкам с туристической целью. Люди с ментальными нарушениями тоже не находят в туризме утешения. Люди с проблемами внутренних органов зачастую внешне ничем не отличаются от обычных и путешествуют наравне со всеми.
Что же предлагается сегодня человеку с костылями или на инвалидной коляске?
Путь один – индивидуальный туризм. И не только в нашей стране, это типичная практика. Во всем мире существует масса специальных туристических агентств, которые осуществляют групповые и индивидуальные поездки. В таких турах чуть ли не к каждому туристу прикрепляется сопровождающий. В результате стоимость поездки на человека зашкаливает за 3–4 тыс. долларов.
Туристические агентства плохо знают физические и психологические особенности инвалидов и боятся связываться с этой категорией клиентов. Но если все-таки начать с ней работать - количество инвалидов составляет примерно десять процентов от всего населения планеты, - то это принесет дополнительный доход турфирмам, а самое главное – будет внесен вклад в благородное дело реабилитации инвалидов.
Я объехал десятки стран с инвалидами на колясках и хочу развеять ложные мифы и опасения по этому поводу. Утверждаю, что групповой туризм с этой категорией клиентов возможен, легко осуществим и насущно необходим.
Комплектация группы
Мы комплектуем группу туристов-инвалидов и их сопровождающих. К нам пришла девушка на коляске, мужчина средних лет на костылях и бабушка с тросточкой. Как нам быть? Ответ – всех сажаем на коляски. При этом тросточки и костыли тоже берем с собой. И со всем этим хозяйством попробуем взлететь.
Немного лирики. Это в нашей стране коляска как вид альтернативного способа передвижения используется сравнительно редко и в тех крайних случаях, когда все прочие методы уже невозможны. Причина этому – неприспособленность городской инфраструктуры к этому виду транспорта, про деревню и говорить нечего.
Во всем мире из основного закона каждой страны – конституции – следует равенство прав всех граждан, в том числе и инвалидов, в силу этого все дороги для инвалидной коляски открыты. Поэтому, сломав пальчик на ноге или растянув сухожилие, человек не будет там скакать на костылях, подвергая себя и свой травмированный пальчик дополнительному риску, а сядет на коляску и с комфортом попадет и в магазин, и в общественный транспорт, и в учреждения городской власти.
Для чего всех сажать на коляски? Во-первых, чтобы уравнять в скорости. Во-вторых,  уравнять в безопасности и надежности. Тот, кто на костылях, может быть весьма прыток, но завтра, поскакав по Пикадилли, он натрет ногу – и что тогда?
В-третьих, унифицировав способ передвижения, мы можем подстраховаться от поломок и аварий. Для этого на всю группу достаточно взять в дорогу небольшой комплект инструмента и запасных частей.
Всякий, кто хоть немного ходит сам, с опаской относится к коляске. Для ходячего сесть на коляску означает как бы несколько деградировать в способе передвижения. Поэтому с организатором группы будут спорить: «Я и так дойду хоть куда». Задача менеджера – определить, действительно ли это возможно и принять решение. Может быть, действительно будет проще, если турист будет использовать привычный способ передвижения. В любом случае его нужно предупредить, что группа не может задерживаться из-за него. При этом надо учитывать два важных момента. Первое - скорость человека на коляске равна скорости пешехода, знающего, куда он идет, – это примерно 4 км в час., при желании на коляске можно развить скорость бегущего человека. Второе - человек на коляске не нуждается в скамейке, он отдыхает там, где остановился.
Какие коляски лучше брать – очень важный вопрос. Недорогие, так называемой средней активности. То есть не очень спортивные и не очень громоздкие. Ни в коем случае не рычажные и не электрические.
Из чего исходить при выборе колясок? Ну, например, парки «Юниверсал студио» и «Диснейленд» при входе на некоторые аттракционы замеряют размеры вашей коляски с тем, чтобы она не превышала определенных габаритов. Узнайте эти параметры и соблюдайте их. Лифтовая дверь – 800 мм – тоже критерий.
Коляски должны быть складными, изготовленными из легкого сплава – алюминия или титана. Сзади должны быть ручки для толкача.
Рычажные коляски громоздки и тяжелы. То же можно сказать – еще в большей степени – об электрических, плюс к тому аккумуляторы очень сложно транспортировать в самолете.
Предвижу возражения: а как же шейники, люди со слабыми руками – им тоже хочется увидеть белый свет, а они привыкли к рычажкам и электрическим?
Отвечаю: подождите немножко. В принципе все коляски разрешены к транспортировке авиалиниями, но в случае с групповыми поездками – пока отладим поездки на простых колясках, потом пойдем от простого к сложному.
Проблема управления коляской весьма актуальна. Не бог весть какой транспорт, права в ГИБДД получать не надо, но всю скомплектованную группу требуется обучить. Человек на коляске даже за границей должен уметь преодолевать препятствия. Первое – переезжать бордюрный камень высотой до 4 см. Второе – двигаться вверх по пандусу (наклонной плоскости) с уклоном до 12 процентов. Третье – держать баланс, то есть стоять и прыгать на двух колесах. Это понадобится при пользовании подъемником, который может оказаться в предоставленных группе автобусах, а также в общественном транспорте. Четвертое – движение по плоскости с поперечным уклоном. Все улицы за рубежом имеют поперечный уклон, который помогает дождевой воде после дождя моментально уйти в дренажную систему. Двигаться по таким улицам без навыка сложновато. Если кто-то не справится с этим, будет постоянно задерживать всю группу.
Таким образом, еще в России группе желательно сделать небольшой марш-бросок на колясках, с последующим разбором полетов.
Что еще по комплектации группы? Желательно, чтобы она наполовину состояла из здоровых людей. Это прежде всего жены, мужья, родственники и пр. Теоретически можно набрать в группу одних инвалидов, но проблем многократно прибавится. Даже автобусов таких не существует – предназначенных только для колясок. Любой автобус, самый «распредназначенный», имеет в лучшем случае 50% мест для колясок. Это связано с международным стереотипом, что инвалид на коляске должен передвигаться в сопровождении.
В путешествии с группой инвалидов есть некоторые преимущества. Первое – посещение музеев инвалидам и сопровождающим во многих странах бесплатно. Второе – посещение аттракционов в «Диснейлендах» и «Юниверсалстудио» – без очереди и с отдельного входа. Экономия – до двух часов на аттракцион. В общем, по совокупности мотивов, я думаю, здоровые люди охотно поедут в составе этой группы.
Что такое автобус с подъемником и как им пользуются? С помощью подъемника человек на коляске поднимается в автобус. Далее коляска с помощью ремней фиксируется, и человек остается сидеть в коляске. В тех случаях, если он способен немного самостоятельно передвигаться, он может пересесть на сиденье автобуса.
Если какой-то бодрый инвалид решил ехать один, возможно рассмотреть такой вариант.
Разработка маршрута
Ну вот, группу набрали. В группе шесть инвалидов, шесть здоровых. Это на один большой автобус. Причем, если у вас шесть колясок, но на трех из них сидят ходячие люди – имейте в виду, что в автобус они заберутся сами, в автобусе будут ехать, сидя на общих местах, а коляски их в сложенном виде будут лежать где-нибудь в багаже или в конце салона.
Иными словами, заказывая спецтранспорт с подъемником, исходите только из того, сколько у вас людей, которые не могут передвигаться иначе, как на коляске. И даже здесь у вас есть, так сказать, запас прочности – почти любой колясочник на время поездки в автобусе может пересесть с коляски в автобусное сиденье.
До аэропорта каждый добирается сам. Встреча в медпункте. Двумя машинами скорой помощи подвозим к трапу. Тех, кто не ходячий, персонал аэропорта донесет до места. Когда колясок на весь самолет – одна-две, их охотно оставляют в салоне. В нашем случае коляски придется сдать в багаж.
Это очень опасно. Во-первых, багаж нещадно кидают и ломают коляски; во-вторых, складные коляски имеют много съемных частей, и неопытные пользователи их просто растеряют. Авиакомпания, конечно, ответит за поломку багажа, но нам-то надо, чтобы он долетел без повреждений. Рекомендую или оформить багаж как особо важный, либо переложить поролоном так, чтобы даже прямое попадание бомбы было не страшно. Это достоверный факт: коляски, обычным образом сданные в багаж, возвращаются оттуда грудой металлолома. Неважно, какая авиакомпания – российская или нет. Американская TWA выдала мне вместо коляски конструкторский набор «Сделай сам».
В конце концов, даже если какая-то коляска сломалась в самолете или по ходу тура, – это тоже не очень большая проблема. Во всех приличных иностранных городах есть пункты ремонта колясок. Телефоны и расценки надо знать. Принцип работы у них обычно такой: вам дают типовую коляску вместо сломанной, сломанную забирают. Если сварка, то это на неделю. А если не сварка, то вы и сами почините. Сварка во Флориде, кстати, мне обошлась немногим более ста долларов.
Полетели. Дорога, как правило, не чревата никакими осложнениями: по крайней мере их не больше, чем у обычных людей. Не беспокойтесь за туалет – люди на колясках сами о себе позаботятся. А тот, кто хоть немного передвигается на костылях, доберется до туалета, если будет нужно.
Прилетели. Тут и вовсе все просто. Пришел персонал с узким стульчиком на колесах, одного за другим вывезли и усадили на коляски. По рукавам отвезли в зал прибытия или на паспортный контроль. Кругом лифты и эскалаторы – только кнопки нажимай. Эскалаторов пугаться не надо. В большинстве их есть система, позволяющая нажатием кнопки выстраивать в одну плоскость три ступеньки, что дает возможность пользоваться ими людям на колясках.
Расселение в гостинице
Общеизвестный факт, что в большинстве зарубежных гостиниц есть номера, адаптированные для инвалидов. В эту адаптацию входит доступ в ванную комнату и туалет, несколько иная система управления световыми приборами, широкие двери, ну и мало ли кто что еще придумает.
Если у вас шесть колясок на группу, три колясочника «настоящих», остальные «посаженные» – значит, вам нужно три «инвалидных номера». Ходячим инвалидам спецномера практически не нужны. Этого в одной гостинице может и не быть. Вариант – расселять по разным гостиницам или заранее методом опроса получить согласие одного или двух колясочников на проживание в обычном номере. Наши инвалиды привычны ко всему, им не привыкать забираться в туалет верхом на стуле и прочее.
Естественно, при входе в гостиницу должен быть пандус, заканчивающийся на уровне лифтовой площадки, должен быть лифт. Если лифта нет, то все номера и ресторан должны быть на первом этаже.
При выборе гостиницы немаловажно иметь в виду и то обстоятельство, что люди на колясках способны на длительные и протяженные прогулки по городу. Погрузка в автобусы методом подъемника занимает весьма много времени, и порой пробежаться несколько километров на колясках гораздо целесообразнее, чем дважды погружаться в автобус и выгружаться из него. Поэтому выбрав гостиницу в «эпицентре» предполагаемой культурной программы, вы сэкономите деньги на дорогом спецтранспорте. Все это требует расчетов.
 
В следующей публикации – о культурной программе, ренте автомобиля, денежных расчетах и других подробностях путешествий туристов с ограниченными физическим возможностями.
Вячеслав КАРЕЛИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72