Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2008
« Вернуться к журналу  

Часть русской жизни
«Ему пришлось заночевать на вокзале». Не правда ли, даже сегодня эта формула, мягко говоря, не самым лучшим образом характеризует как объект,  так и субъект упомянутой ночевки? Хотя советская эпоха, когда вокзал был символом казенщины, бесприютности, нулевого уюта и бедности (именно таким доныне является хорошо знакомый многим поколениям туристов огромный вокзал в Бресте), похоже, уходит в прошлое.
Зримым симптомом этого стала первая международная конференция, посвященная именно вокзалам России. Точнее, всему тому, что составляет их феномен. Это только на Западе вокзал издавна был сооружением чисто функционального назначения, связанным с отъездом и прибытием пассажиров.
«Ведь не найти в России человека, у которого большее или меньшее количество страниц личной и общественной жизни не было бы связано с вокзалами», – отметил старший вице-президент ОАО РЖД России Борис Лапидус. Весьма показательно также, что организованная ОАО РЖД конференция прошла в лучшем на сегодняшний день отеле Москвы – «Ритц-Карлтоне».
Сегодня в России – около пяти с половиной тысяч вокзалов четырех классов. 43% из них занимаются только приемом и отправкой пассажиров, 40% из всех услуг предлагают только продажу билетов и только 17% готовы предоставить широкий спектр услуг (которым вокзал обычно и отличается от просто станции) – от хранения багажа до доступа в интернет. И речь прежде всего о том, чтобы доля последних с каждым годом возрастала.
Пожалуй, впервые на столь высоком уровне говорилось о том, что вокзал – не просто сложноорганизованная техническая транспортная единица, а общественно-культурное явление, оказывающая влияние на многие стороны жизни страны. Когда-то вокзалы, с их высокими водонапорными вышками, похожими на колокольни, сравнивали с монастырями. Сегодня это скорее своеобразные города в городах.
Вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов пояснил,  что практически каждый десятый вокзал в России – это памятник архитектуры федерального или областного значения. Половина российских вокзалов имеет возраст свыше полувека, почти 20% из них построены больше ста лет назад. Вокзалы и  их строители (Тон, Бенуа, Шехтель, Щусев, Шухов, Гарин-Михайловский и другие) в рекомендациях не нуждаются. Хотя в самые последние годы построено немало весьма современных и достойных внимания вокзальных зданий – Ладожский вокзал в Петербурге, вокзалы в Самаре, Красноярске, Котельниче.
Руководством РЖД были представлены проекты новых московских вокзалов (в районе Каланчевки и площади Ильича), а также планы коренной реконструкции двух существующих вокзалов – Курского в Москве и вокзала г. Владимира. Хотя, между прочим, четкая нормативно-правовая база, регулирующая строительство вокзалов, в России по-прежнему отсутствует.
Одна из сессий совещания была непосредственно  посвящена вокзалам как культурной визитной карточке того или иного города. Если приезжающего в город по железной дороге туриста встречает самобытный памятник архитектуры, как в Муроме, Екатеринбурге, Курске, Верхотурье, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, а не пресловутый  типовой проект» (Нижний Новгород, Омск, Тюмень, Владимир, Вятка, Великий Устюг – несть им числа), то первое впечатление оказывается в немалой степени предопределенным именно вокзалом.
Многочисленные представители банковского бизнеса (в частности, Европейского банка реконструкции и развития) представляли вокзалы как объекты с каждым годом растущей инвестиционной привлекательностью.
Речь шла об инвестициях в вокзальную инфраструктуру, напрямую связанную с туристическим бизнесом. То есть в рестораны, торговые комплексы, привокзальные гостиницы, кинотеатры, современные системы продажи билетов, интернет-залы, автостоянки и прочие объекты, удовлетворяющие растущим с каждым годом потокам туристов (особо отмечалось, что особенно велик разрыв между спросом и предложением в организации питания на вокзалах).
Характерно, что все больше турфирм стремятся иметь свои офисы (или их филиалы) именно на вокзалах. Именно с этой сферой связана обостряющаяся проблема оптимизации структуры пассажирской части вокзала. В нее входят административная, торговая, развлекательная, бытовая, культурная, питательная  кассовая и другие зоны, и очень важно, чтобы они не мешали работе друг друга.
 Множество споров вызывает вопрос, где строить новые вокзалы – в исторической части городов или на их окраинах? Первый вариант для туриста выгоден с транспортной точки зрения: основные объекты показа обычно находятся неподалеку. Второй – с точки зрения удобств: в старинном центре города большие площади под инфраструктуру обслуживания туриста никак не развернешь.
Проблема "удобств" (точнее, того, что понимается под этим эвфемизмом) в вокзальном контексте также стоит весьма остро. Не секрет, что многие начальники вокзалов, поскольку этот вопрос находится в их непосредственной компетенции, от туалетов стремятся попросту избавиться, Понять их можно: санузлы обычно являются самой криминогенной и самой страдающей от вандализма зоной вокзала. Но ликвидация этой зоны обычно приводит к ряду нежелательных последствий, прежде всего – к резкому ухудшению санитарного состояния вокзальных помещений и привокзального пространства. Один из возможных выходов – обязательное оборудование небольших санузлов при вокзальных ресторанах и кафе.
Говорилось – пусть пока гипотетически – о создании, например, общедоступных вокзальных музеев, которые входили бы в туристические маршруты. Конечно, на вокзале в "столице" той или иной железной дороги имеется посвященный ей музей. Но, во-первых, найти его, как правило, весьма затруднительно, во-вторых, попасть в график его работы еще труднее, да и не очень охотно железнодорожное ведомство пускает чужаков в свои музеи. Возможно, начинать стоило хотя бы с экскурсий по такому уникальному архитектурному комплексу, каким является Ярославский вокзал в Москве.
О Париже, который сумел сделать из обычного и когда-то вконец разоренного и заброшенного вокзала (Орлеанского, он же Орсэ) один из лучших музеев мира, на конференции говорилось не раз. И, в частности, о том, что в свое время именно его привокзальная гостиница была одной из лучших в Париже. Понятно, до высот Орсэ Москве (а тем более прочим городам) пока что далековато. Но уже само по себе намерение превратить в первоклассный музей вызывающий многочисленные восторги иностранцев Рижский вокзал достойно одобрения. …Москва в ближайшем будущем обзаведется еще как минимум двумя вокзалами – на Каланчевке и в районе площади Ильича.  Только вот найдутся ли на них Щусевы, Шуховы и Шехтели? Или обойдемся привычным московским архитектурным фаст-фудом?
За вагонным окном
Многие российские железные дороги точно просятся в объектив. Как легендарная Кругобайкальская. Или Горнозаводская на Урале, где богатейшие промышленники старались перещеголять друг друга в строительстве не особняков, а… вокзалов. Или меридиональная Сахалинская, которая начинается в субтропиках и заканчивается едва ли не в тундре. Так родилась выставка в московском «Новом Манеже»– «1/9. Объективная реальность. Россия из окна вагона». Это совместный проект ОАО РЖД и фотографа Антона Ланге.
Тематический план выставки не нужно было даже изобретать  – вот Сибирь, вот Урал, вот Байкал, вот Золотое кольцо. Девятая часть суши в миниатюре. Правда, мастерство Ланге и его бригады отнюдь не отменяло вполне правомерных вопросов. Вот, например, отменно снятый  колоритный городок Чухлома. Но от нее до ближайшей железной дороги – полторы сотни (!) верст. Неужто так широк обзор из окна транссибирского экспресса? Таких примеров – множество. Одним словом, главный принципвыставки, заявленный в названии был соблюден не очень строго.
Отчего? Ведь даже не отходя дальше десятка метров от вагона и от железнодорожного полотна, можно создать подлинную фотоэпопею сегодняшней российской жизни. «Железка» знаменита не только изумительными пейзажами и памятниками, но и необыкновенным многообразием человеческих типов. Правда, состояние некоторых ландшафтов и достопримечательностей, равно как и отдельные человеческие типажи, плохо совместимы с глянцем чисто «имиджевого» туристического альбома, каковой, собственно, и представляла собой выставка в «Новом Манеже». Что же – каждому свой жанр. Но главный положительный итог выставки в том, что она дает весьма ощутимую надежду на то, что появятся наконец в России путеводители по железным дорогам, соответствующие именно  их визуальному ряду.
Как говорят на столь красиво снятом бригадой Ланге Дальнем Востоке, если схватил тигра за хвост – так не отпускай… 
Георгий ОСИПОВ
 


Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72