Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2007
« Вернуться к журналу  

Исторический документ

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №452 от 18 июля 2007 года, стали первым в истории туристического законодательства нормативным документом, специально посвященным деятельности розничных продавцов туристского продукта.
Правила разработаны во исполнение статьи 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и во многом повторяют нормы прямого действия, заложенные в самом законе, однако задача и статус этого норматива несколько иные, а регламентация более подробная.
В первую очередь следует отметить, что контроль и надзор за соблюдением настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Таким органом на сегодняшний день является Роспотребнадзор, и именно от инспекторов этого ведомства зависит, насколько серьезными будут правовые последствия нарушения турфирмами данных Правил.
Применимая в этом случае статья 14.8 Административного кодекса устанавливает немалую ответственность за нарушение прав потребителей; в частности, за непредоставление необходимой и достоверной информации об услуге предусмотрен штраф до 10 тыс. рублей, а за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя – штраф до 20 тыс. рублей.
Основанием для штрафа может служить также отсутствие информации об изготовителе (в нашем случае туроператоре), о продавце и о режиме работы. Правила предусматривают обязательное наличие вывески с указанием фирменного наименования предприятия, места нахождения предприятия и режима его работы.
Ответственность розничного продавца за сообщение достоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта прямо вытекает из пункта 7 Правил: «Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора». К «исполнителям» данные Правила относят не только туроператора, сформировавшего турпродукт, но и турагента, если он действует от собственного имени в отношениях с туристом.
Перечень информации, которую необходимо предоставить потребителю, состоит более чем из десятка пунктов, и даже простое их перечисление занимает немало места. Статья 7 Правил содержит перечень сведений, которые должна содержать информация о туристском продукте, о его потребительских свойствах и специфике путешествия.
Для исполнителя-турагента, действующего от своего имени, предусмотрен и дополнительный перечень информации, которую он обязан предоставить туристам:
о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта - то есть ссылка на агентский договор с туроператором;
о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
а также о возможности потребителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора о реализации турпродукта обратиться с требованием о выплате возмещения непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Также по требованию потребителя турагент обязан предоставить туристу информацию о существенных условиях договора с туроператором. Это требование теоретически может возникнуть в том случае, когда турист не уверен в полномочиях турагента на продажу туров конкретного туроператора. Размер агентского вознаграждения в этом случае раскрывать вовсе не обязательно.
Информация должна быть донесена до туриста в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях турпродукта. Потребитель, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о турпродукте, вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения указанного договора, а если данный договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услуги суммы и возмещения других убытков.
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации.
Правила устанавливают требования к существенным условиям договора с потребителем. Вид договора Правилами не описан, но есть указание на его форму – это письменная форма, содержащая все существенные условия, указанные в статье 13, а именно:
полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора (или турагента, если тур продается турагентом);
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
общая цена туристского продукта в рублях;
информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;
права, обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;
сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;
сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.
Если турпродукт реализуется турагентом, он обязан указать в договоре с туристом дополнительную информацию, которую мы указывали выше – о своих реквизитах, о туроператоре как исполнителе услуг, и о возможности туриста предъявить требования непосредственно страховщику или банку гаранту.
Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.
В правилах продублированы пункты федерального закона, устанавливающие возможность туриста расторгнуть договор в случае существенного изменения обстоятельств, к таковым относится, в том числе, болезнь туриста, отказ в выдаче визы и прочие обстоятельства.
Последствия расторжения договора и распределение убытков в таком случае будут определяться в соответствии с гражданским законодательством. В частности статья 451 ГК РФ указывает на возможность «справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением данного договора». Решение о справедливом распределении расходов при расторжении договора будет принимать суд, а задача турфирмы, в данной ситуации, доказать понесенные фактические затраты.
Кроме того, Правилами предусмотрена возможность туриста расторгнуть договор при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности их жизни, здоровью или причинения вреда имуществу. При этом указан судебный порядок расторжения договора и обязанность вернуть деньги потребителю в полном объеме если расторжение произошло до начала путешествия. Наличие таковых обстоятельств должно подтверждаться решениями органов власти.
Отдельно в статье 19 указана обязанность турфирмы выдать туристу документы по туру за 24 часа до начала путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя. Таким образом выдача документов в аэропорту перед вылетом возможна при соответствующей оговорке в договоре или отдельной расписке клиента.
Правила сохраняют срок предъявления претензий ранее установленный федеральным законом – «претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий».
Показателен тот факт, что срок установлен только для претензий предъявляемых туроператору, турагент в данном контексте не упомянут. Следует учесть, что пропуск потребителем срока предъявления претензий не лишает его права на обращение за защитой в суд в течение срока исковой давности – для потребительских исков 2 года.
Ответственности исполнителя (туроператора или турагента, в зависимости от того, кто реализует тур потребителю), установлена Правилами:
за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;
за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;
за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта;
за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.
Применение новых Правил еще не нашло отражения в судебной практике, мы ожидаем первые судебные решения по гражданско-правовым или административным делам с применением положений нового законодательства по окончании летнего сезона.
Георгий МОХОВ
Автор - юрист, член Российского союза юристов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата».
Тел.: (495) 101-30-47
www.travelexpert.ru
 
Цитата
Контроль и надзор за соблюдением Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, на сегодняшний день это Роспотребнадзор 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72